Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Псарева Светлана Викторовна

Воспитание подрастающего поколения - эта вечная проблема.
Псарева С.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7
Г.Новый Уренгой
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основная задача современной школы – помочь реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребенком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самовыдвижения.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Я понимаю, что наивысшие ценности современного мира – это жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра. Осознание и принятие ценностей позволило мне построить воспитательную систему гуманистического типа. Гуманизация воспитательного процесса выражается в создании условий для всемирного развития личности, для пробуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором создается. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты класса, определить уровень развития каждого ученика.
Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей учащихся, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи.
Таким образом, была определена цель воспитательной работы.
Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме, самоанализу, самооценке.
Задачи: способствовать формированию основ культуры общения; поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей; способствовать развитию познавательных интересов учащихся; пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения; способствовать сплочению классного коллектива; развивать умение учащихся работать в парах, группах, командах.
Применяю:
индивидуальные формы работы: беседы, оказание индивидуальной помощи, совместная деятельность, консультации;
групповые: творческая работа в группах, работа ученического самоуправления, подготовка команд к различным мероприятиям.
коллективные: конкурсы, экскурсии, соревнования, классные часы.
Содержание воспитательной работы и применение разнообразных видов деятельности происходит согласно общешкольным мероприятиям. Благодаря этому дети принимают активное участие в школьных мероприятиях, конкурсах, концертах.
Путь к достижению цели моей системы воспитания основан на осознании и принятии таких ценностей, как:
свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях);
требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
любознательность (стремление все знать и всему учиться; познай мир, познай и самого себя);
человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается кА победа, а следовательно приносит удовлетворение);
сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Гуманизация отношений между учащимися и педагогом происходит через сотрудничество с учениками, опираясь на следующие принципы:
принцип толерантности;
принцип воспитания успехом;
принцип создания воспитывающей среды;
принцип индивидуализации воспитания;
создание условий успешного воспитания;
принцип открытости.
Эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации данной системы воспитательной работы. Работа с учащимися строится в системе.
Мой класс – это моя гордость! Сколько счастливых мгновений пережито вместе с ними. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что моя профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.
Я часто думаю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.
Приоритетными направлениями в работе классного руководителя считаю:
создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера толерантности, товарищества, взаимопомощи);
развитие самоуправления в классе;
активное участие учащихся в жизни образовательных учреждений;
участие учащихся в решении проблем местного социума (социальной активности класса);
отсутствие правонарушений среди обучающихся;
осуществление постоянного взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Положительных результатов удается достичь благодаря всех структур и служб сопровождения школы.
В начальной школе закладываются фундаментальные свойства и качества, в значительной мере определяющие характер, нравственные проявления человека, закладываются основы успешного перехода на новую ступень становления и развития личности.
Изучая диагностику личности каждого ребенка, его индивидуальные способности и особенности, стиль межличностных отношений, статусное положение каждого в группе, выявляя детей устойчивой адекватной, завышенной или заниженной самооценкой, создаю для этого такие условия в классном коллективе, которые помогли бы детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность, способствовали укреплению дружбы, уважению, формировали условия, в которых ребята могли бы работать, успешно взаимодействовать.
С целью преодоления трудностей в учебе разработана четкая система отслеживания успеваемости каждого ребенка, анализа причин возникших трудностей по предметам, прогнозирования возможных будущих проблем и пути их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по учебным годам.
Интересным представляется использование технологии Портфолио в рамках воспитательной работы класса. В этом случае Портфолио позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях детей.
Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность обеспечивает развитие таких ключевых умений, как самоанализ, самоконтроль, которые составляют вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и процессе формирования личного отношения к полученным результатам.
Создание Портфолио решает следующие педагогические задачи:
поддержка высокой мотивации школьника во всех областях их деятельности;
поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
развития навыка самоанализа и самооценки;
формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
индивидуализация процесса оценивания достижений ученика с сохранением пятибалльной отметки за учебу.
Чтобы добиться этого, работа должна быть системна и организована.
Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.
Основной целью внеурочной деятельности считаю реализацию детьми способностей и потенциала личности. Для этого использую в своей работе метод проектов, который имеет воспитательные возможности как движущей силы социокультурного развития младшего школьника, т.е. воспитания у него нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности, умения благотворно влиять на социум.
Особенное значение придаю организации совместной работы с родителями учащихся.
С целью оказания помощи родителям в воспитании детей, провожу текущие, тематические, итоговые родительские собрания. Организовываю индивидуальные беседы, встречи со специалистами психолого-педагогической службы, посещение семей учащихся, дни Открытых дверей, открытые мероприятия и уроки.
На территории нашего микрорайона школы проживают, взаимодействуя, друг с другом, представители разных народов. В настоящее время в России, как и во всем мире, обострились проблемы межнационального характера. Неудачи в межэтническом взаимодействии, на мой взгляд, следует рассматривать, как отсутствие определенных знаний и умений, компетенции, способствующих взаимопониманию. Школа должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны ребенок сознавал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой – научился уважать другие культуры.
Результаты беседы, проведенной с учащимися в классе, показали, что 88% из них знают и могут назвать народы, проживающие в нашей стране (в среднем 6-7 названий народов). На вопрос: Хорошо ли что наша страна многонациональная? положительный ответ дали 82% учащихся, 4% ответили отрицательно, а остальные 14% затруднились ответить.
Осознавая всю сложность проблемы, работая в данном направлении, я преследую следующие цели: сформировать позитивное отношение, отсутствие у школьника предубеждений, толерантность по отношению к другим людям; способность к оценке и прогнозировать своих возможностей и способов взаимодействия с людьми иной национальности; развитие у детей интереса и желания познать свою культуру и культуру другого народа; общаться и взаимодействовать с представителями иных этносов.
Исследования показывают, что негативное отношение детей младшего школьного возраста к людям других национальностей на 90% обусловлено влиянием их семей и только 10% другими факторами (СМИ, социум, школа). Это как раз и подтверждает важность сотрудничества в этом вопросе школы и семьи.
Воспитательная работа начальной школы планируется, исходя из возрастных особенностей ребенка. Все это создает платформу для создания начальной базы к ученическому самоуправлению, к раскрытию личности ребенка.
Подготовка любых классных мероприятий и общешкольных мероприятий, не обходится без участия совета класса, который распределяет обязанности среди одноклассников, контролирует их выполнение, сами активно участвуют в реализации намеченного. Здесь проявляется их талант организаторов, воспитывается чувство ответственности, сознательной дисциплины, культуры поведения. Каждый из учащихся охвачен выполнением дополнительной общественной нагрузкой, никто не остается без внимания классного руководителя. Для создания ситуации успеха приобщаю слабоуспевающих детей. Слабоуспевающие в обучении дети с удовольствием и желанием ухаживают за комнатными растениями, участвуют в трудовых десантах, дежурстве по классу, школе.
Конечно, из-за своего возраста, достаточным арсеналом организаторских способностей и умений, ребята еще не могут полностью проводить все намеченные дела, поэтому работа проводится пока и под моим наблюдением.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важнейших задач классного руководителя. Целью работы в этом направлении являются использование современных педагогических технологий, методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья. С целью изучения психического и физического здоровья сотрудничаю с медицинским персоналом, специалистами психологической службы, родителями учеников.
Не остаются без внимания вопросы о защите прав и интересов учащихся. Систематически проводятся классные часы, конкурсы, конкурс рисунков Организуются встречи с социально-психологической службой школы для получения родителями консультаций по вопросам воспитания детей. Привлекаются к работе сотрудники ГИБДД, ОДН, ВПЧ, организуются экскурсии на их рабочие места.
В целях профилактики правонарушений веду профилактическую и индивидуальную работу, привлекаю детей к трудовой деятельности и личной ответственности. Систематически исследую психологический климат семей и их социальное положение. На протяжении многих лет обучения учащихся с девиантным поведением и склонных к правонарушениям не выявлено. Все учащиеся охвачены дополнительным образованием.
Одной из главных воспитательных задач является формирование у детей общечеловеческих и духовных ценностей и ориентиров. Среди них – доброта, любовь, уважение к людям, чувство собственного достоинства, совестливость, дисциплинированность, воля, любовь к труду, самостоятельность и настойчивость. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения. Элементы гражданско-патриотического воспитания включаю во все общешкольные и классные мероприятия. В этом направлении с детьми проводятся дискуссии, экскурсии, беседы, праздники.
Своей целью в организации социально значимых, творческой деятельности считаю создание условий для проявления учащимися инициативы, самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, развития интереса к внеклассной работе, возможность детей проявить свои таланты, сплочения коллектива. Поэтому проводим мероприятия не только для учащихся своего класса, но и параллели школы.
Сотрудничество детей, родителей, учителей, связанных единой целью и совместной деятельностью, - главное средство воспитания и развития, помогающее воспитывать творческую личность с активной жизненной позицией.
Благодаря такому системному подходу в работе, удается достичь положительных результатов в поведении детей, созданию дружного, сплоченного коллектива, творческой личности. Много времени и сил отдаю детям, но еще больше получаю от них. Пусть каждый ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремиться ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.
В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
HYPER13PAGE HYPER15
3