Публикации Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Гречухина Надежда Ивановна

ИКТ - компетентность педагогов как необходимое условие внедрения ФГОС на уроках образовательной области "Технология"ГлоссарийКомпетенция
  • Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
  • Круг чьих-нибудь полномочий, прав.
  • Компетентный
  • Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области
  • Обладающий компетенцией
  • Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.Актуализация. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя, те из них, кто умело использует новейшие технологии. Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию обучающихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.В нормативном документе (ФГОС) определены требования к педагогам, а, именно, «владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы".В качестве одной из основных компетенций педагога следует рассматривать ИКТ-компетенцию. Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. Из вышесказанного следует, что ИКТ-компетентность – это  качество действий педагога, обеспечивающих:
  • эффективный поиск и структурирование информации;
  • адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
  • ведение документации на электронных носителях;
  •  квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;
  •    использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, а также при взаимодействии с родителями и социумом;
  • активное самообразование через систему информационных технологий (участие в вебинарах, дистанционное обучение и др.);
  • Из этого следует вывод, что области применения ИКТ педагогами являются:
  • документооборот (ведение документации на электронных носителях);
  • методическая работа, включая повышение квалификации педагога и самообразование;
  • воспитательно-образовательный процесс;
  • взаимодействие с родителями.
  • В реализации ФГОС главным приоритетом работы школы выступает не только результат, но и условия. Условия – это социальная ситуация развития школьников. Мы живем в век новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому вопрос об ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным. Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне, это и: демонстрация фотоматериала, видеофильмов; возможность совершить виртуальную экскурсию в историческое прошлое; познакомится с традициями, бытом предков, традиционными видами народного творчества; посетить музей, и пр.В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении обучающихся с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие школьников в заочных конкурсах, олимпиадах различного уровня по различным направлениям развития.Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь школы.В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт школы становится всё более актуальным. Его создание позволяет родителям быть в курсе успеваемости обучающегося, контролировать домашнее задание. Школьники могут общаться с одноклассниками и учителями.Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.Использование ИКТ в школе вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности школьника, взаимодействии с родителями обучающихся, организации деятельности учителя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.Нельзя забывать, что при использовании ИКТ в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), вступивших в силу с 1 сентября 2011 года о непрерывной длительности работы на компьютере в минутах, о просмотре статических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о просмотре телепередач, о просмотре динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения, о работе с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой и т.д.Реализация ИКТ - компетентностей зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.д. Ни одна образовательная область не располагает такими возможностями для формирования ключевых компетентностей как технологическое образование, именно здесь учатся школьники мобилизовывать в конкретных ситуациях знания и опыт, полученные при изучении общеобразовательных предметов, что хорошо отслеживается на презентации творческих проектов.Творческий проект начинается со сбора информация, с обоснования актуальности выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема при этом учащиеся выступают в роли наблюдателя, определяя цель и задачи - овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, ЦОЭР, интернет-ресурсами, совершенствуют информационную компетенцию.Уверена, что разработка творческих проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. Выполнение четырёх творческих проектов, четырёх электронных презентаций (приложение № 1) занимает одно из приоритетных мест программы по технологии. Справедливо отметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, обучающийся видит результат. Однозначно, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. Формирование ИКТ - компетентностей, позволяет старшеклассникам анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности (включено в стандарт «Технологии»), проводить занятия-тренинги, например, "Как найти работу?", "Ищу работу", составлять личностный профессиональный план, поработать над анализом своих личностных качеств и требованиями к профессионалу, выполняя творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» (см. приложение № 2). В процессе работы обучающиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделируют различные ситуации устройства на работу, которые позволяют продемонстрировать способность решать конкретные практические проблемы своей специальности. и работают с реальными объявлениями о предложении рабочих мест в местной печати, интернете — анализируют информацию, звонят по указанным телефонам, учатся правильно выстраивать разговор, составлять резюме, задавать нужные вопросы, самому правильно писать объявление и предлагать свои услуги на рынке труда с учетом получаемой специальности.Идея реализации ИКТ- компетентности – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Приложение № 1Создание презентации с анимацией объектов и слайдов для предмета технология
  • Нажмите кнопку «пуск». Выберите программу Microcoft Offis PowerPoint.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 3-мя окнами.
  • Выберите дизайн презентации.
  • В верхнем окне слайда впишите название презентации, в 1-ом нижнем окне – ФИО, СОШ, класс учащегося, во втором нижнем – ФИО, квалификационную категорию, предмет руководителя проекта.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите «актуальность и востребованность темы проекта». В нижнем - текст.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Цель проекта». В нижнем - задачи проекта.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «История …». В нижнем - текст.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Подготовка к работе». В нижнем - текст (Материалы и инструменты, методы и способы, техника безопасной работы). Выберите в строке меню «вставка» и добавьте картинки, фигуры, фотографии.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Экологическое обоснование». В нижнем - текст, иллюстрации.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Экономическое обоснование». В нижнем - таблица. Выберите в строке меню «вставка» таблица и добавьте таблицу из 4 столбцов (наименование материалов для проекта, цена в рублях 1 штуки, расход материалов, стоимость в рублях) и необходимого количества строк. Последняя строка итого – общая стоимость проекта в рублях.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «реклама». В нижнем - текст. Примечание: если же это, к примеру, подарок, то вместо рекламы – сценарий дарения.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Результаты опроса, исследования, анализа». В нижнем - текст, диаграммы, объекты SmartArt по желанию.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Заключение, вывод». В нижнем - текст.
  • Создайте гиперссылки, где это необходимо.
  • Выберите в строке меню «Анимация» и добавьте желаемый эффект, примените ко всем слайдам или к отдельным слайдам определенный эффект, предварительно выделив выбранный слайд. Выберите смену слайдов (по щелчку или в автоматическом режиме).
  • Просмотрите презентацию. Выберите в строке меню показ слайдов. Оцените эффекты, при необходимости можно их заменить.
  • Проведите контроль презентации на предмет ошибок, дизайна. Сохраните презентацию.
  • Приложение № 2Создание презентации с анимацией объектов и слайдов для предмета «Технология профессиональной карьеры, успеха», «Мое профессиональное самоопределение»
  • Нажмите кнопку «пуск». Выберите программу Microcoft Offis PowerPoint.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 3-мя окнами.
  • Выберите дизайн презентации.
  • В верхнем окне слайда впишите название презентации, в 1-ом нижнем окне – ФИО, СОШ, класс учащегося, во втором нижнем – ФИО, квалификационную категорию, предмет руководителя проекта.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Хочу». В нижнем - перечень требований.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Могу». В нижнем - перечень возможностей, личностных качеств (результаты тестов, исследований).
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Надо». В нижнем - перечень востребованных, в ближайшие 5 лет, профессий.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите «актуальность и востребованность темы проекта». В нижнем - формула успеха (хочу, могу, надо) текст.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Цель проекта». В нижнем - задачи проекта.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «История профессии». В нижнем - текст.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Требования, предъявляемые к профессионалу». В нижнем - текст (перечень требований к профессионалу).
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Минусы и плюсы профессии». В нижнем - текст, иллюстрации, объекты SmartArt по желанию.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Условия труда, средства и орудия труда, цели труда, предмет труда», используя объект SmartArt .
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Результаты исследования, анализа». В нижнем - текст, диаграммы, объекты SmartArt - по желанию.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Заключение, вывод». В нижнем - текст.
  • В диалоговом окне «создать слайд» выберите макет слайда с 2-мя окнами. В верхнем окне впишите - «Где получить образование». В нижнем - перечень учебных заведений.
  • Создайте гиперссылки, где это необходимо.
  • Выберите в строке меню «Анимация» и добавьте желаемый эффект, примените ко всем слайдам или к отдельным слайдам определенный эффект, предварительно выделив выбранный слайд. Выберите смену слайдов (по щелчку или в автоматическом режиме).
  • Просмотрите презентацию. Выберите в строке меню показ слайдов. Оцените эффекты, при необходимости можно их заменить.
  • Проведите контроль презентации на предмет ошибок, дизайна. Сохраните презентацию.