Публикации
«Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Андреева Татьяна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Андреева Татьяна Владимировна
Тема проекта: Госпожа пуговица
Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.Л.А. ЖадановТип проекта: исследовательско – творческий.Участники проекта:дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.Задачи проекта:• расширить знания детей об окружающем мире.
• обогащение сенсорного опыта детей;• организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей;• развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук;• воспитание нравственно - волевых качеств;• применение полученных знаний в жизнь.Предполагаемые результаты реализации проекта:• заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;• повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики рук;• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизации позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;• создание коллекции пуговиц в группе.Срок реализации: октябрь – май
Этапы реализации проекта:1) подготовительный;2) основной;3) заключительный.
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей.В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Актуальность работы по коллекционированию с детьми дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.Другой немаловажной причиной занятий с детьми коллекционированием является проблема детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.Подготовительный этап.Формы работы с детьми:• определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях коллекционирование, коллекция, коллекционер;• обсуждение темы проекта;• определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;• разработка маршрута проекта;• обсуждение продуктов реализации проекта.Формы работы с родителями:• проведение консультации Коллекция пуговиц – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста.• обсуждение темы, цели и задач проекта;• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.• определение стратегий и механизмов реализации проекта;• создание необходимых условий для реализации проекта;• разработка маршрута проекта;• обоснование, предсказание путей реализации проекта;• обсуждение продуктов реализации проекта.Основной этап.Формы работы с детьми:• Познавательная деятельность.- Посещение интернет-музея пуговицы. Дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.- Загадки о пуговице (см. приложение 1).- Стихи о пуговице (см. приложение 2).- Пословицы и поговорки о пуговицах (см. приложение 3).-Приметы о пуговицах (см. приложение 4).• Игровая деятельность. Дидактические игры: На что похожа пуговица?, Найди пару, Чудесный мешочек, Сосчитай-ка, Составь картинку, Подбери правильно, Подбери по цвету, Рыбалка с пуговицами, Аквариум, Подбери к одеждеСюжетные игры: Семья, Магазин, Ателье.• Продуктивная деятельность.Рисование: Нарисуем пуговицу. Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине (Бабочка, Волшебный цветок). Аппликация: Дерево, Весенний букет. Конструирование: выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.• Экспериментально-поисковая деятельность.- Рассматривание пуговиц под лупой.- Знакомство с качествами и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы.• Речевая деятельность:- Составление описательных рассказов о пуговицах.- Речевые упражнения Какая пуговица?.- Подбери и расскажи.- Придумывание сказок и историй.Формы работы с родителями:- Беседы с родителями о важности данной проблемы.- Консультация для родителей: Развивающие игры с пуговицами.- Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.- Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.Заключительный этап.Формы работы с детьми, родителями:- Представление коллекции пуговиц
- Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц
- Презентация проекта.
ПЛАНИРОВАИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I-этап подготовительный
Сроки
Мероприятия
Ответственные
Октябрь
В течение года
• определение уровня сформированности представлений дошкольников о понятиях коллекционирование, коллекция, коллекционер;• проведение консультации Коллекция пуговиц – как средство развития познавательной активности и психических процессов у детей дошкольного возраста;• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;• подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители
II- этап основной
Ноябрь
-Загадки о пуговице
- Дидактическая игра: Дорожки.
Рисование:
Нарисуем пуговицу
Экспериментально-поисковая деятельность:-Рассматривание пуговиц под лупой.
- Конструирование: выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
- Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Воспитатели
Воспитатели, дети
Воспитатели
Декабрь
- Стихи о пуговице
- Д/и Найди пару, Подбери машинам колеса
- Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине
- Конструирование: Гусеница
-- Экспериментально-поисковая деятельность: Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
- С.Р.И. Семья- Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
Воспитатели
Воспитатели, дети
Воспитатели, родители
Январь
- Д/и Чудесный мешочек
- Конструирование: Пирамидка
- Лепка Бабочка
- Д/и Подбери дереву листья
- Речевые упражнения Какая пуговица?
- Консультация для родителей: Развивающие игры с пуговицами.
Воспитатели, дети
Воспитатели
Февраль
- Пословицы и поговорки о пуговицах
- Д/и Сосчитай-ка, Аквариум
- С.Р.И. Магазин
- Раскраска Пуговица
- Подбери и расскажи
- Посещение интернет-музея пуговицы.
Воспитатели
Воспитатели, дети
Март
- Д/и Составь картинку, Подбери по цвету.
- С.Р.И Ателье
- Придумывание сказок и историй.- Лепка Волшебный цветочек
- Конструирование Весёлый человечек
- Аппликация Весенний букет
- Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
Воспитатели, дети
Воспитатели, родители
Апрель
- Приметы о пуговицах
- Д/и Подбери правильно, Подбери к одежде- С.Р.И Семья
- Лепка Гусеница
- Конструирование Домик
- Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
Воспитатели
Воспитатели, дети
Воспитатели, родители
III этап - заключительный
Май
- Представление коллекции пуговиц
- Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц
Воспитатели
Приложение 1
1. Одеваться соберёшься –Без меня не обойдёшься.Знают взрослые и дети –Застегну я всё на свете. Что это?2. Мышка из норки выглядывает.3. Маленький, горбатенький в переулке завяз.4. Я весёлая такая,Деловая, озорная,Вместо глазок дырочкиПришей, без растопырочек!
Приложение 2
К. Брель
Пуговка раз, пуговка два,
Это не сложно, поверь, я права.
Не хочешь одеться? Но надо, дружок!
Гулять мы идем, а там ветерок.
В.Бредихин
Надевают Петеньке
За одну минуточку,
Брюки и штиблетики,
Шапочку и курточку.
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Пуговичку в петельку,
Всё, одели Петеньку!
Т. Ефимова
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой
Будто издеваются:
Прыгают, как белочки,
С ниток обрываются!
Злые слёзки катятся,
Лоб сурово хмурится:
Не идти же в платьице
Мне зимой на улицу!
Приложение 3
1. Умная умница — что светлая пуговица.
2. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
3. На чужой рот пуговицу не нашить.
4. С солдата пуговку не сорвёшь.
5. Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
6. Застёгнут на все пуговицы.
7. Прост, как пуговица.
8. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (таджикская пословица).
Приложение 4
1. Народная мудрость гласит, если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.2. Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.3. Например, если вы застегнулись не на ту пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.4. Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.5. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то память пришьешь.6. Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте
Сказки про пуговицы
1.Жил-был мальчик Вася. Было ему уже целых 6 лет. Всем он был хорош: весел, добр, умел дружить, но был он немножко неаккуратным. Придет домой – шапку бросит в одну сторону, ботинки – в другую, куртку не повесит. Мама ему: Васенька, собери свои вещи. А Вася: Угу. И на этом все. Вздохнет мама, и сама убирает. И была у Васи любимая курточка. Любимая, потому что ее подарила бабушка, которую он очень любил. А еще потому, что на куртке были очень красивые пуговицы. Поймают солнышко, и словно много маленьких солнышек засверкают у Васи на груди.
Пришел как-то Вася домой, смотрит, одна из пуговиц болтается на тонюсенькой ниточке. А, сойдет и так! - подумал про себя Вася. Бросил куртку и пошел мультики смотреть. А на следующий день приходит Вася из садика, смотрит, а пуговицы-то нет. Вася сильно расстроился. Выбежал на улицу, поискал, поискал, нету пуговички. А на улице дождь, слякоть. Лежит пуговичка в грязной жиже, холодно ей, больно Сотни сапог и ботинок на нее наступают. Не одевает Вася любимую курточку. Без пуговицы неряшливо, а заменить их другими Вася не хочет.
Через несколько дней тучки разошлись, выглянуло солнышко, лужи просохли. Возвращается Вася домой с улицы, и вдруг на дорожке, по которой он шел, солнышко блеснуло. Подбежал Вася, а это пуговичка его любимая. Схватил он ее, зажал в свой маленький кулачок и побежал домой. Дома попросил у мамы иголку с ниткой и первым делом крепко-крепко пришил пуговичку. А затем убрал все свои вещи по местам. И стал Вася послушным и аккуратным мальчиком.
2. Жила-была пуговичка на штанишках у мальчика. Все бы хорошо, только очень стыдно и больно ей было, потому что мальчик этот очень любил дразнить других детей и смеяться над ними. А сам был неопрятен и неаккуратен. Однажды, когда мальчик гулял во дворе с другими детьми, пуговичка у него на штанишках оторвалась и штанишки упали. Дети стали смеяться над мальчиком. Ему стало очень стыдно. Он убежал и целый день от всех прятался. А потом сам пришил пуговичку, вышел на улицу, извинился перед детьми и пообещал, что больше никогда не будет смеяться над ними и дразнить их. Так маленькая пуговичка проучила мальчика.
3. В одной большой деревянной шкатулке жили пуговички. Были они не простые, они умели разговаривать между собой. И была в этой шкатулке одна очень красивая пуговица. В редкие дни, когда открывалась шкатулка, и лучи солнца падали на пуговицу, она загоралась и сверкала всеми цветами радуги. Хотя и была она очень красивая, ей было очень одиноко. Все пуговички были парами, а тот и целыми группами, а она одна. И никто с ней не хотел дружить, потому что все ей завидовали, ведь только она одна могла так сверкать , а все остальные были простенькие и невзрачные.. И каждый раз, когда открывалась шкатулка, сверкающая пуговица замирала, сердечко ее стучало сильно-сильно, она надеялась, что сейчас выберут ее. Но выбор падал на другие невзрачные пуговицы. И когда закрывалась шкатулка, все начинали над ней смеяться, ведь они видели, как она хотела выбраться из шкатулки. И вот однажды крышка шкатулки приоткрылась, и вместо рук хозяйки, в шкатулку просунулись маленькие детские ручки. И пуговичка оказалась в теплых руках девочки. Ах, какая прелесть! - сказала девочка.
С этого дня жизнь нашей пуговички изменилась. Она была пришита на атласное платье куклы Маши и каждый день ее гладили, ею восторгались, ее любили.
4. Однажды Ваня шел по дороге и потерял пуговицу. Эту пуговицу нашел его друг Артем и взял ее поиграть. Ваня заметил, что потерял пуговицу и пошел ее искать. Обошел весь двор, но не нашел. Встретил Артема и увидел, что он играет его пуговицей. Ваня рассказал Артему, как ее потерял. Артем отдал ему пуговицу. Мальчики вместе пошли домой, взяли другие пуговицы и стали ими играть.
5. Жила-была в ящике старая пуговица, и лежала она там давно вместе с булавками, иголками, кнопками и крючками. Лежала она и думала: Хоть бы пришили меня куда-нибудь, было бы веселей, мир бы посмотрела.
Вдруг кто-то открыл ящик и положил в него самую большую, красивую, всю украшенную бисером пуговичку. Старая пуговичка вежливо сказала:
- Давайте с вами познакомимся. Как вас зовут?
- Не ваше дело! – ответила ей новенькая.
- Ну если вы не хотите знакомиться, я не буду с вами разговаривать, - сказала с грустью старая пуговица, забилась в угол и стала сильно плакать.
- Ну чего ты ревешь? – спросила ее старая булавка? – Не хочет знакомиться, и не надо. У тебя и так много подруг.
Но старой пуговице хотелось общаться с новенькой красивой пуговичкой.
- Вы так и не хотите со мной общаться? - спросила она опять.
-Нет, - гордо ответила красавица.
Тут опять кто-то открыл ящик, старую пуговицу из него взяли и пришили на пальто маленькой девочке. Так исполнилось самое большое желание пуговицы. Девочка играла с подружками во дворе, сходила в детский сад и в гости к бабушке. Старая пуговица узнала много нового и интересного.
6. Леночке мама подарила на день рождения красивую кофточку. А пуговки на кофточке были еще красивее. Большие золотистые три пуговки. И вот однажды одна пуговичка решила, что она самая красивая и начала хвалить себя. Потом решила уйти от подруг. Как-то, одевая кофточку, девочка заметила, что одной пуговички не хватает. А пуговка в это время укатилась далеко, она решила, что одной ей будет лучше. Но нигде она не пригодилась, и ей очень не хватало подруг. И вот она поняла, что вместе веселее и что нужно ценить тех, кто рядом. Она прикатилась обратно домой. Леночка опять пришила ее к кофточке. И теперь пуговичка не хвастается, она просто сверкает и радует других своей красотой и блеском.
7. Золотая пуговка
Жила-была бабушка и была у бабушки шкатулка. Жили в шкатулке три пуговицы: большая, средняя и маленькая, золотая. Обижали золотую пуговку другие пуговицы и решила она убежать от всех и отправится в лес. Катилась пуговка по лесам и полям, по болотам и думала, что бабушка волнуется, а пуговицы радуются. Так катилась золотая пуговка по лесу, пока не наступила ночь. Страшно стало пуговке, взяла она осиновый листик, накрылась им и уснула. Наступило утро. Большие пуговицы проснулись и увидели, что нет золотой пуговки. Стыдно стало им, что обижали они маленькую золотую пуговку и покатились в лес ее искать. Катились они по лесам, по полям, по болотам.
А пуговка в это время проснулась и заплакала. Страшно и одиноко ей было в лесу одной. А пуговицы услышали плач и пошли на звук. Обрадовалась золотая пуговка, когда увидела своих друзей. Так пуговицы пообещали, что никогда не будут ее обижать и зажили дружно и счастливо. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Консультация для воспитателей
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ПУГОВИЦАМИ.
Педагог простым карандашом обводит любую пуговицу (так, чтобы она не сдвигалась с места), половинку пуговицы, составленные вместе и т. д. и предлагает ребенку узнать, на что похож предмет. После того, как ребенок научится самостоятельно обводить пуговицы по образцу, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков.
Расскажите детям стихи, рассказы, сказки, загадайте загадки. Предложите им нарисовать героев этих произведений или предмет отгадку. Рисунки можно оживлять (нарисовать глазки, ротик, носик), а также вырезать и разыграть с ними представление.
В ходе занятия внимательно следите за тем, чтобы ребенок случайно не проглотил пуговицу. В конце занятия проверьте, чтобы все пуговицы были на месте.
Выполняя упражнения с пуговицами, дети учатся:
- катать пуговицу, поставленную на ребро, каждым пальчиком по очереди;
- застегивать и расстегивать пришитые пуговицы;
- нанизывать пуговицы на нитку или проволоку;
- раскладывать пуговицы на столе от самой маленькой до самой большой (или наоборот);
- выкладывать гирлянды или бусы из разноцветных пуговиц;
- складывать пуговицы одна на другую так, чтобы получилась прочная пирамида;
- выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц (мозаика);
- запускать пуговицы, поставленные на ребро (какая дальше прокатится – большая, маленькая или среднего размера);
- решать примеры и задачи, проводить игры на формирование количественных представлений, счета, на определение состава числа;
- различать цвета, величину, форму полученных предметов;
- угадывать, на что похож предмет или часть предмета;
- слушать загадки, потешки, стихотворения и отображать их содержание, используя пуговицы разного размера.
Игры и упражнения с пуговицами помогут детям нарисовать различные картинки. По этим картинкам дети ( с помощью педагога) смогут вспомнить прочитанные потешки, небольшие стишки, сказки. Через рисунок смогут передавать свое эмоциональное отношение к прослушиваемым грамзаписям: песням, музыкальным произведениям.
Упражнения с пуговицами развивают у детей :
-зрительно-двигательную координацию;
- сенсорные представления;
- пространственные ориентировки;
- мелкую моторику;
- глазомер;
- психические процессы: память, внимание, мыслительные операции;
- речь (импрессивную и экспрессивную);
- творческие способности.
Для этих занятий нужны плоские пуговицы разных размеров и различной формы. Простые и цветные карандаши, альбом для рисования. Если для выполнения задания также потребуются круги и полукруги большего размера, чем имеющиеся в наличии пуговицы, тогда для этого можно использовать блюдца, тарелки, круглые крышки от разных баночек.
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
Литература
Проект
Госпожа пуговица
Приложение
Загадки о пуговице
Стихи о пуговице
Пословицы и поговорки о пуговицах
Приметы о пуговицах