Публикации Художественно-творческая деятельность в рамках реализации образовательного процесса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественно-творческая деятельность в рамках реализации образовательного процесса
Автор: Тезенина Наталья Александровна

МБДОУ д/сад «Солнышко» Отчет по реализации проектаТема: «Такая разная – страна бумажная». Воспитатель: Тезенина Наталья Александровна Каждый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, а самое главное – счастливым! Одно из величайших открытий – это изобретение бумаги. Бумага – доступный для детей материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Цветная и белая, бархатная и глянцевая – она дает большой простор для фантазии детей. Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Тема, над которой я работаю, актуальна тем, что у детей развивается познавательная активность. В процессе развития познавательной деятельности у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Ведь познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие детей. Познавательная активность это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. У меня появилась идея: создать проект «Такая разная – страна бумажная». Чтобы систематизировать работу с детьми по данной теме я провела первичную диагностику по выявлению знаний и умений у детей о бумаге и развитии детей конструированию. Степень развития творческих способностей детей в конструировании и знание детей о свойствах и видах бумаги я определяла по трем уровням: большинство компонентов недостаточно развиты, отдельные компоненты не развиты, все компоненты развиты.Все компоненты развиты:
  • Знают и называют свойства, виды бумаги.
  • Понимают смысл слов и словосочетаний: оригами, бумажное производство, наждачная бумага, и др.
  • Умеют правильно сгибать лист в разных направлениях.
  • Владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, угол, сторона, прямоугольник.
  • Умеют правильно пользоваться ножницами.
  • Умеют использовать для закрепления деталей клей.
  • Отдельные компоненты не развиты:
  • Ошибаются в названии свойств и видов бумаги.
  • Не совсем понимают смысл слов и словосочетаний; техника оригами, наждачная бумага, бумажное производство и др.
  • С небольшой помощью сгибают лист в разных направлениях.
  • Называют с помощью взрослого основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, сторона.
  • Большинство компонентов недостаточно развиты:
  • Не называют свойства, виды бумаги.
  • Не понимают смысл слов и словосочетаний: техника оригами, бумажное производство, наждачная бумага и др.
  • Не умеют сгибать лист в разных направлениях.
  • Не умеют пользоваться ножницами, клеем.
  • Не владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, сторона.
  • Анализ результатов диагностики показал: не все дети знают свойства, виды бумаги, не умеют сгибать лист в разных направлениях. У большинства детей выявила ряд трудностей в понимании слов и словосочетаний: техника оригами, бумажное производство, наждачная бумага и др. Не все дети владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, сторона, угол. Также не имеют пользоваться ножницами.Проблема: Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление дете с техникой оригами, формирование у детей, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Главная цель проекта: «Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, формирование представлений детей о разнообразии бумаги, побуждать детей конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их исследования и использования.Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:Обучающие:
  • Формировать представление детей о разнообразии бумаги.
  • Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях.
  • Пополнить активный словарь детей новыми словами и словосочетаниями: техника оригами, бумажное производство, наждачная бумага, береста и др.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, сторона.
  • Учить правильно, пользоваться ножницами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам с бумагой.
  • Обучение детей я начала со знакомства с бумагой: ее видами и свойствами. С этой целью провела беседы: «Что было до бумаги?», «Как появилась бумага», «Как делают бумагу», «Где применяют бумагу?», «Какими свойствами обладает бумага?», «Какая бывает бумага?». Тематика этих бесед способствовала формированию представления у детей знаний о влиянии бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии и свойствах. Проводила НОД для практического экспериментирования с бумагой: «Вода и бумага», «Вся ли бумага намокает одинаково быстро?», «Сравнение бумаги с тканью», «Бумажные цветы», «Мостик». Детям давала разную бумагу и предлагала ее пощупать, помять, порвать, пошуршать. Дети занимались этим с удовольствием: одни рвали бумагу, другие – скатывали комочки. Далее дети занимались конструированием из комочков. Они из мягкой бумаги (салфеток) путем сминания делали разные по величине шарики и мастерили различные коллективные поделки: «Снеговик», «Гусеница». Дети впервые знакомятся с таким видом конструирования как конструирование из бумаги. Именно в этот период они получают первые сведения о бумаге, как конструктивном материале и знакомятся с элементарными способами изготовления бумажных поделок. Как согнуть листок пополам, как добиться совпадений при сгибе углов и сторон, как приклеивать различные детали (глаза, нос, лапы и т.д.) к главной форме. Детям сначала это было очень непросто. С первого занятия дети учились многим навыкам – контролировать себя, правильно выполнять ту или иную операцию, способность работать руками, приучались к точным движениям пальцев, развивалась мелкая моторика рук, глазомер. Развивающие задачи:
  • Развивать интерес к истории создания бумаги, искусству техники оригами.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  • Развивать интерес родителей к совместной ручной деятельности с детьми. Поддерживать интерес к созданию совместных поделок из бумаги и атрибутов к театрализованным играм.
  • Знакомство с техникой оригами начала со знакомства с историей японского искусства оригами. В процессе создания разных работ у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Дети освоили два способа конструирования – складывание квадрата, прямоугольника пополам с совмещением противоположных сторон и углов «Книжка», «Домик для щенка», и складывание квадрата по диагонали (базовая форма) треугольник. Сначала дети учились складывать треугольник, а затем конструировали на основе этой формы какие либо поделки, например, «Забавные лисички», «Елочка», «Мишка», «Зайчики на полянке», «Букет хризантем». После выполнения поделок детьми, анализировала, обращала внимание на сходство и различия выполнения поделок, разъясняла, что все они сделаны одним и тем же способом, но каждая из них отличается от других дополнительными деталями.В рамках работы с родителями в уголке размещалась информация «Аппликация. Хорошо или плохо?». На родительском собрании познакомила родителей с целью и задачами проекта. Раздала памятки «Волшебный мир бумаги», «Техника оригами». Пригласила родителей принять участие в изготовлении новогодних игрушек из бумаги вместе с детьми. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда.
  • Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
  • Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал (бумагу), содержать в порядке рабочее место.
  • Для выполнения поставленных задач особое внимание уделяю созданию условий для занятий по художественному творчеству: лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, оригами. Содержание работы предполагает развития творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для показа творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по – разному комбинируя и трансформирования их. Деятельность направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструктивной деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструктивная деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. На данный момент работа по конструированию из бумаги продолжается. Дети научились сгибать лист в разных направлениях. Имеют интерес к искусству техники оригами. Умеют использовать для закрепления деталей клей. Знают и понимают слова и словосочетания: техника «оригами», бумажное производство, и др. Дети также называют виды, свойства бумаги. Знают правила пользования ножницами. Хотелось бы, чтобы родители больше проявляли интерес к выполнению поделок из бумаги совместно с детьми. Чтобы отследить результат проделанной работы я провела повторную диагностику развития детей в конструктивной деятельности. Таким образом, к концу проекта в группе имело отдельные компоненты не развиты 64,2%; все компоненты развиты 42,6%; большинство компонентов недостаточно развиты 0%. Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитие речи, к тому же очень интересны детям. В дальнейшем буду продолжать эту работу.