Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: БЕРШ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Компетентностный подход в обучении истории стал актуальным сравнительно недавно - в XXI веке, в связи с модернизацией системы образования в России и переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Поэтому одна из главных целей образования сегодня видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей роль исторического пути России, науки и культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций и готовой посильно участвовать в их распространении.Эти требования привели к появлению новых форм обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, способности и возможности самореализоваться в быстро меняющейся социальной среде, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.Компетенции трактуются как интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность обучающегося реализовывать на практике свою компетентность в условиях современного рынка труда. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач.История занимает в этой связи одну из ключевых позиций в системе наук. Специфическая для истории способность понимания роли исторических личностей в мировой истории, причинно-следственных связей событий и явлений общественной жизни и временных рамок изучаемых исторических процессов, умение формулировать фактически аргументированную собственную позицию по историческим проблемам, призваны воспитывать у обучающихся общую культуру и необходимый образовательный уровень.Последние два года работаю над темой: «Применение особенностей компетентностного подхода в обучении истории, как фактора развития активной, творческой личности студента БФ «НОККиИ»» в рамках научно-исследовательской темы колледжа «Особенности реализации педагогического и исследовательского культуротворчества в условиях компетентностного подхода в БФ НОККиИ.»Основной целью моей педагогической деятельности является формирование исторических компетенций и воспитание творческой, активной личности, обладающей определенным уровнем интеллекта – рефлексивного мышления, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:-развитие у обучающихся интереса к предмету на основе проблемно-диалогической интеракции; -учёт индивидуальных особенностей обучающихся;-раскрытие интеллектуальных, творческих способностей, активизация познавательной деятельности обучающихся;-выявление и развитие способности обучающихся осмысливать события и явления на основе исторического анализа;-привлечение студентов к исследовательской работе по предмету, к участию различного рода конкурсах и олимпиадах, привитие навыков самостоятельной работы.Для реализации намеченной цели и задач обучения мною были разработаны рабочие программы, календарно-тематические планы, контрольно-измерительные материалы, учебно-методические комплексы, рабочие тетради по следующим дисциплинам общеобразовательного цикла: история, обществоведение; история отечественной культуры, история мировой культуры, правовые основы профессиональной деятельности; дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла: основы философии, истории по специальностям Барабинского филиала «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации, которые прошли рецензию кандидата педагогических наук и имеют положительные отзывы.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нацелен на формирование базовых и профессиональных компетенций, необходимых для практической деятельности студента, поэтому в своей деятельности создаю условия для формирования следующих компетенций: -Коммуникативных - умение вступать в диалог с целью быть понятым, работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;-Ценностно-смысловых - способность к самоопределению профессионального и личностного развития, самообразованию;-Социальных - способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуация, нести за них ответственность.В своей работе для мотивации обучения и формирования перечисленных в стандарте компетенций применяю проблемно - диалогические технологии, технологию смыслового чтения, личностно-ориентированного обучения, игровые, а также информационно-коммуникационные технологии. Использование различных педагогических технологий в определённой последовательности помогает обучающимся лучше усвоить программный материал.Так, например, первым по теме провожу проблемно - диалогический урок, предполагающий создание проблемной ситуации, при которой обучающиеся, вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его. Для создания условий формирования базовых и профессиональных компетенций нужно, чтобы обучающиеся понимали цель изучения предмета «История». Поэтому после создания проблемной ситуации ставлю перед студентами вопросы: «Зачем мы изучаем эту тему?», «На какие вопросы мы сможем получить сегодня ответы, кто из вас уже знает ответ на один из этих вопросов?». Подобное обсуждение всегда дает хорошие результаты, актуализирует имеющиеся знания и определённо нацеливает на целесообразность освоения новой информации, необходимой студентам для понимания прошедших исторических событий и современности. Основная часть урока проходит в поиске решения проблемы, при этом обучающиеся выполняют задания по новому материалу (сочетаю индивидуальные, парные, групповые формы работы с общей беседой), учатся работать в коллективе, предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме. Последний этап такого урока заключается в обобщении знаний и выводе по проблеме, самоанализу, самооценке, взаимном оценивании.