Публикации Взаимодействия семьи и школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействия семьи и школы
Автор: Корнеева Татьяна Вениаминовна

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями) Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются качеством формирования ценностных ориентации детей и молодежи, их выбором путей жизненного и профессионального самоопределения и самореализации в гражданском обществе. В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей, распространением псевдокультуры и информационного насилия, растерянности, психологических стрессов. Отсюда - кризисные явления в жизни и воспитательной практике семьи:1.разрушение традиционного нравственного представления о браке и семье, связи между поколениями2. вытеснение из современной жизни традиционных отношений уважения старших 3. падение престижа материнства и отцовства4. практика проблемы личного общения с ребёнком, 5. самоустранение семьи от активной педагогически целесообразной деятельности по формированию ценностных и, прежде всего, нравственных ориентиров. Ситуация усугубляется насилием и жестокостью в СМИ. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства, главная из которых - чрезвычайно высокий процент детей с отклонениями от нормы состояния здоровья. Определенную роль в этом играет нерациональный образ жизни семьи, слабая мотивация родителей на сохранение здоровья детей, безответственность в организации режима питания и отдыха, своевременности лечения. Очевидно, что промедление в решении этих и других проблем не только подрывает корни благосостояния и стабильности семьи, но и угрожает будущему всего российского общества.Психолого-педагогическая поддержка семьи в данной ситуации становится всё более актуальной и востребованной. Наша школа, как социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому социальному взаимодействию с семьёй. Педагоги нашей школы стараются создать высокий уровень эстетической комфортности предметной среды школы, здоровый социально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах. А также профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания и их принципиальная ориентация на гуманистические ценности педагогики сотрудничества мотивируют родителей на партнёрские отношения. В нашей школе действует программа взаимодействия семьи и школы "Сотрудничество», основными задачами которой является активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов Управляющего совета, совершенствование форм взаимодействия семья- школа, педагогическое сопровождение семьи. Согласно программе ... Включение семьи в деятельность воспитательной работы школы основано на:-Гуманистическом стиле общения и взаимодействия; -Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу; -Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей); -Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов; О реальном взаимодействии школы и семьи свидетельствуют следующие факты:1. Изучение условий семейного воспитания.2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.4. Взаимодействие с родительским комитетом.5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации. Основными формами организации непосредственного взаимодействия педагогов и родителей являются:
  • родительские собрания (классные, общешкольные, день открытых дверей);
  • заседание  классных и общешкольного родительских комитетов;
  • индивидуальные консультации;
  • круглые столы, дискуссии;
  • психологические тренинги, педагогические практикумы;
  • организация совместной досуговой  деятельности детей и родителей;
  • На собраниях в том числе и общешкольных рассматриваются вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, вопросы контроля за качеством питания учащихся, вопросы безопасности и школьной формы и другие. Родители выпускных классов были ознакомлены с нормативно-правовыми и инструктивными документами, регламентирующими ГИА, ЕГЭ в 2014 году. Родительский комитет тесно сотрудничает с администрацией по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании. Родители учащихся занимают активную позицию в вопросах воспитания своих детей.При проведении общешкольных мероприятий многие родители не занимали позициистороннего наблюдателя, а являлись активными участниками. Каждый год в нашей школе проводятся такие праздники, как "Папа, мама, я- спортивная семья", Фестиваль семейного творчества "Талантливы вместе", праздники посвящённые 8 марта, 23 февраля, "Дню семьи", совместные субботники. Родители помогают в проведении "Новогодних ёлок", совместных походов, экскурсий, в проведении различных выставок, акциях. В течение последних трёх лет классы нашей школы, участвующие в конкурсе "Лучший ученический класс" становятся победителями. Тесное сотрудничество классных руководителей с родительской общественностью позволяет добиваться таких успехов! В течение года в школе проводятся Дни открытых дверей для родителей учащихся , также и для родителей будущих первоклассников , где они могут получить консультацию психолога на готовность ребенка к школе, пообщаться с учителями. Начальная школа тесно сотрудничает с дошкольными учреждениями. Каждый год кл.руководители будущих первоклассников посещают родительские собрания . Приглашаем родителей на организационное собрание в августе и в школу. Все важные организационные вопросы решаются непосредственно на заседаниях Управляющего совета. В состав Управляющего совета входят педагоги, избранные педагогическим советом, родители, обучающиеся, избранные общешкольным ученическим собранием . Изучение семей обучающихся, их мнений о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг одна из главных задач классных руководителей. В этом направлении были проведены родительские собрания по темам: «Методы семейного воспитания», «Мир увлечений моего ребёнка», «Давайте познакомимся», а также анкетирование: «Мой ребёнок», «Ребёнок и труд», «Выявление интереса учащихся к деятельности», «Режим дня», «Родители о своём ребёнке», «Здоровье наших детей». Каждый год в нашей школе проводится анкетирование как в классных коллективах, так и на уровне школы. Данный вид работы помогает классным руководителям, администрации школы спланировать работу с учащимися, родителями. Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детейявляется работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи,жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурнойхарактеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводятиндивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы сродителями. Всё это способствует установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями. Но к сожалению со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться,чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивнойпозиции? Это те вопросы, которые тревожат кл.руководителей. Продолжая работу в этом направлении классные руководители, социальный педагог, психолог, администрация школы помним и стараемся донести до родителей ...            Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.           Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.          Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.            Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.