Публикации «Педагогический калейдоскоп»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический калейдоскоп»
Автор: Дмитриев Алексей Викторович


Пояснительная записка.
Программа "Юный техник" спортивно-технического направления.
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Продолжается стремительная автомобилизация общества, и умение управлять автомобилем становится элементом культуры. Подавляющее большинство нынешних школьников, повзрослев, рано или поздно столкнутся в своей профессиональной деятельности или в быту с необходимостью управлять автомобилем, проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
Данная образовательная программа даёт возможность детям познакомиться с устройством микроавтомобиля карт, научиться работать слесарным, измерительным инструментом и тонкостям регулировки двигателя, освоить работу на металлообрабатывающих станках. Участвуя в конструировании и постройке карта, или подготовке готового карта к соревнованиям, обучающиеся познают радость творчества, приобретают навыки конструирования.
Программа предусматривает изучение правил дорожного движения, знание которых позволяет детям грамотно вести себя в дорожных ситуациях, тем самым, ограждает от дорожно-транспортных происшествий.
Вовлечение детей в технические виды спорта, привитие им любви к технике и спорту является профилактикой и предупреждением безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения подростков.
Содержание программы "Юный техник" основано на межпредметных связях со школьным курсом и дополняет знания и умения детей, полученные в школе.
Педагогическая целесообразность программы заключается в практико-ориентированном подходе обучения. Значительная часть программы посвящена практическим занятиям, учебный материал построен по принципу постепенного усложнения.
Занятия автоспортом помогают раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщают к здоровому образу жизни, труду, способствуют формированию ценностных ориентиров, дают возможность коррекции физического развития подростка, адаптации к стрессовым нагрузкам на соревнованиях.
Отличительной особенностью программы Юный техник является раздел технического конструирования и металлообработки. Этот раздел дает углубленные знания, необходимые в процессе создания машин и механизмов.
Срок реализации программы.
Программа "Юный техник" рассчитана на 4 года обучения.
Цель:
способствовать формированию основ технических знаний, умений, навыков через занятие автомобильным спортом.
Задачи:
1 год.
- Познакомить с общим устройством картов класса Мини, Ракет и Кадет;
- Изучить требования техники безопасности при работе в творческом объединении
- Формировать умения работы с различными инструментами и приспособлениями.
- Изучать правила соревнований по картингу.
- Отрабатывать начальные навыки вождения карта.
- Способствовать изучению правил дорожного движения.
- Воспитывать волю и трудолюбие в процессе обучения.
2 год.
- Изучать устройства карта и двигателей для него.
- Развивать технические способности при выполнении практических работ.
- Совершенствовать навыки работы со слесарными инструментами и управления картом.
- Формировать умение подготовить ходовую часть и двигатель картов класса Мини, Ракет и к тренировке и соревнованиям;
- Закреплять знания правил дорожного движения.
- Познакомить с регламентом соревнований по картингу
- Воспитывать чувство коллективизма, умение действовать в составе команды для достижения высоких спортивных результатов во время соревнований.
3год.
- Изучать общее устройство двигателя ММВЗ, ЗиД.
- Развить конструкторские умения, при выполнении практических работ, связанных с конструированием, сборкой, испытанием картов.
- Совершенствовать навыки управления картом в различных погодных условиях.
- Способствовать формированию волевых качеств личности: собранность, настойчивость, эмоциональная уравновешенность, целеустремленность.
4 год.
- Познакомить с техникой безопасности при работе на сверлильном станке и наждаке.
- Учить форсированию двухтактных двигателей.
- Формировать умение самостоятельно совершенствовать узлы и агрегаты картов.
- Совершенствовать технику вождения карта в экстремальных условиях;
- Совершенствовать мастерство при выполнении практических работ, связанных с конструированием, изготовлением, сборкой, испытанием спортивных машин.
- Содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Краткие сведения о коллективе.
Объединение посещают дети с 9 до 18 лет. Для набора детей в объединение проводятся следующие мероприятия: "День открытых дверей", посещение родительских собраний в школах, экскурсии детей в Центр внешкольной работы "Ровесник", информационные стенды, городские соревнования. Прием в группу проходит на добровольной основе без прохождения каких-либо испытаний.
Комплектование групп:
1 год обучения – 15 человек.
2-4 год обучения – 12 человек.
Организация занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
2-4 год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, 216 часа в год.
Содержание учебно-тематического плана предусматривает применение различных форм и методов организации учебной и воспитательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, коллективную и их сочетание. Высокие результаты дает применение метода проблемно-поискового обучения. Получив навыки вождения, ребенок проявляет интерес к устройству и ремонту карта. Он активно осваивает опыт деятельности по образцам, усваивает знания по теории устройства и по вождению. Интерес к технике у подростка становится творческим, возникает потребность сделать что-то своими руками. Обучающимся даются индивидуальные задания по диагностике, форсировке двигателей, ремонту и притирке поршневой группы и т.д. Используется выбор индивидуальных и групповых дифференцированных заданий.
Условия для реализации программы.
По данной программе может работать любое учреждение дополнительного образования детей, корректируя её в соответствии с собственными целями, задачами, возможностями и особенностями. Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
1. Инструменты
Ключи рожковые: от 5 до 27, накидные: от 8 до 19; головки: набор №20;
свечной ключ 21х22; молоток: 20г, 75г, 150г, 2 кг, резиновый; зубило – маленькое и большое; отвертка – маленькая, средняя и большая;
плоскогубцы, кусачки; напильники – плоские, круглые, квадратные, трехгранные; набор надфилей; ножницы, ножницы по металлу; дрель ручная.
Метчики: от М3 до М14; плашки: от М3 до М14.
2.Материалы
Болт, шайба, пружинная шайба, гайка: от М3 до М14.
Сталь: Ст.3, Ст.5, Ст.20, 45, 20Х, 40Х, ШХ15, 65Г, 12ХН3А, 30ХГСА
Листовая – от 0,5 – 7мм.
Пруток – диаметром от 5 – 120 мм.
Труба – диаметром от 5 – 32мм.
Алюминий: АЛ, АК4, АК7, АМГ, Д16Т.
Листовой от 0,5-5мм.
Пруток диаметром от 10-160мм.
Текстолит, лакокрасочные материалы, эпоксидная смола, стеклоткань, припой, паяльная кислота. Бензин, масла, тормозная жидкость, наждачная бумага.
3. Оборудование
Станки: токарный, фрезерный, сверлильный, заточной. Электросварка, тиски большие и малые, компрессор, насос автомобильный, пульверизатор.
Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангель-циркуль, микрометр от 0 – 50 мм., нутромер от 8 – 50мм, индикатор установки зажигания, манометр, бормашина, паяльная лампа, съемники для разборки двигателя, войлочный круг.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании первого года обучающиеся должны:
знать общее устройство картов класса Мини, Ракет и Кадет;
Знать требования техники безопасности.
Знать правила соревнований по картингу.
Знать основные правила дорожного движения.
Уметь пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта картов.
Уметь управлять картом.
По окончании второго года занятий обучающиеся должны:
знать устройство двигателя класса Мини, Ракет и Кадет;
уметь пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта картов;
уметь подготовить ходовую часть и двигатель картов класса Мини, Ракет и к тренировке и соревнованиям;
знать регламент соревнований по картингу;
принимать участие в соревнованиях.
По окончании третьего года занятий обучающиеся должны:
знать общее устройство двигателя ММВЗ, ЗиД.
уметь самостоятельно производить ремонт ходовой части доводить двигатель до совершенства (форсировать);
уметь проявлять конструкторские умения, при выполнении практических работ, связанных с конструированием, сборкой, испытанием картов.
владеть в совершенстве техникой вождения карта в различных погодных условиях.
По окончании четвёртого года занятий обучающиеся должны:
знать технику безопасности при работе на сверлильном станке и наждаке.
уметь самостоятельно совершенствовать узлы и агрегаты картов.
уметь форсировать двухтактные двигатели.
владеть в совершенстве техникой вождения карта в экстремальных условиях;
уметь выполнять практические работы, связанные с конструированием, изготовлением, сборкой, испытанием спортивных машин.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы необходимо проводить мониторинг, отслеживать результативность обучающихся для своевременной корректировки построения образовательного процесса.
Система оценки результатов учебной работы.
Результативность деятельности воспитанников по итогам каждого года обучения определяется:
участием в соревнованиях по картингу;
выполнением заданий по ремонту узлов карта и регулировке двигателя;
решением конструкторских задач и заданий по правилам дорожного движения.
В результате освоения программы формируется мотивация на здоровый образ жизни, которая проявляется:
в стремлении быть физически здоровым;
в доброжелательности, взаимопонимании в общении;
в способности производить осознанный выбор в конкретных ситуациях.
В объединении проводится начальная, промежуточная и итоговая диагностика, итоги которой заносятся в таблицы. (Приложение)
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические
занятия
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
2.1
2.2
Общее устройство карта
Устройство шасси.
Силовая установка.
12
6
6
8
4
4
4
2
2
3.
3.1
3.2
3.3
Общее устройство мотоциклетного двигателя
Картер двигателя.
Поршневая группа.
Система зажигания.
10
4
4
2
5
2
2
1
5
2
2
1
4.
Соревнования картингистов.
Правила соревнований по картингу
4
2
2
5.
5.1
5.2
5.3
Учебная езда на карте
Запуск двигателя.
Способы остановки.
Тренировки.
34
2
4
28
6
1
1
4
28
3
3
22
6.
6.1
6.2
Техническое обслуживание, регулировка и ремонт карта.
Настройка двигателя.
Настройка шасси.
24
16
8
12
8
4
12
8
4
7.
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях.
5
2
3
8.
8.1
8.2
8.3
Спортивно-тренировочная езда на карте
Определение правильной траектории.
Прохождение поворотов.
Тактика гонки.
34
6
20
8
11
3
6
2
23
3
16
4
9.
Организация и проведение соревнований.
8
2
6
10.
Правила дорожного движения
9
3
6
11.
Заключительное занятие
2
2
-
ИТОГО:
144
58
86
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности
История автомобиля. Роль автотранспорта в экономическом развитии России. Современное автомобилестроение и перспективы его развития. Двигатели автомобилей (газогенераторные, паровые, электрические, инерционные, газотурбинные и внешнего сгорания), их достоинства и недостатки. Цели, задачи и содержание работы творческого объединения.
Первичный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с картами, материалами и инструментами.
2. Общее устройство карта
Классификация картов. Основные части карта, их назначение, расположение, взаимодействие. Рамы, двигатели, колеса, механизмы управления. Шины, применяемые на картах.
Практическая работа.
Снятие и установка колёс, регулировка механизмов управления, сидения.
3. Общее устройство мотоциклетного двигателя
Принцип работы двухтактного двигателя. Определение такта двигателя. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и принцип работы. Коробка передач. Понятие о передаточном числе. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, свечи зажигания, опережение зажигания. Капельное число. Система питания двигателя. Карбюратор, его устройство и принцип работы.
Образование рабочей смеси, её количество и качество.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Сборка и разборка двигателя. Изготовление прокладок для картера. Установка опережения зажигания. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.
4. Соревнования картингистов.
Правила соревнований по картингу
Теоретические сведения. Виды автомобильного спорта, их значение. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка картодрома к учебной езде на карте. Подготовка, технический осмотр картов. Заправка карта горюче-смазочными материалами. Запуск и остановка двигателя.
5. Учебная езда на карте
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке. Положение рычага переключения скоростей на разных участках трассы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение упражнений по вождению карта:
посадка водителя, освоение правильного положения рук на рулевом колесе, работа рычагом переключения передач, педалями (при неработающем двигателе);
пуск двигателя, отработка начала движения с места и торможения на неподвижном карте;
отработка пуска двигателя;
начало движения и торможение;
движение на первой передаче;
разгон по прямой;
переключение на высшую, низшую передачу;
отработка техники старта;
способы торможения;
прохождение кривых на максимальной скорости (без заноса).
6. Техническое обслуживание, регулировка и ремонт карта
Техника безопасности при выполнении работ и обращении с инструментом. Обращение с ГСМ, правила их слива, хранения и транспортировки.
Практическая работа.
Техническое обслуживание. Регулировка и ремонт двигателя, узлов трансмиссии и механизмов управления. Уход за шинами, их ремонт.
7. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий и соревнований. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
Практическая работа.
Осмотр технического состояния картов, экипировки,
8. Спортивно-тренировочная езда на карте
Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения карта. Особенности зимних гонок.
Практическая работа.
Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе.
Техника и тактика старта, обгона и финиширования. Выбор места после старта.
9. Организация и проведение соревнований
Вопросы организации соревнований. Подготовка и оформление места проведения соревнований.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка и участие в соревнованиях и судействе.
10. Правила дорожного движения.
Общие положения и понятия.
Теория: Ознакомление с основными положениями, общими обязанностями водителей, пешеходов и пассажиров сигналами светофора и регулировщика.
Практика: Обучающая игра “Перекрёсток”.
Дорожные знаки и разметка.
Теория: Ознакомление с дорожными знаками: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки дополнительной информации, вертикальная и горизонтальная дорожная разметка.
Практика: Решение задач на знание дорожных знаков и разметки.
11. Заключительное занятие
Подведение итогов работы творческого объединения. Награждение лучших воспитанников. Рекомендации по работе в летний период.
Методическое обеспечение программы.
Первый год обучения

Тема
Форма занятия
Приемы и методы
организации УВП
Дидактиче-ский материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Групповая,
фронтальная
Словесный: рассказ, беседа
Инструкции по ТБ, текст беседы
-
Наблюдение, опрос
2.
Общее устройство карта
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа; иллюстрация; работа с книгой; практическая работа
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Оборудование: станки, выставочный стенд
Оценка качества деталей
3.
Общее устройство мотоциклетно-го двигателя
Фронтальная, групповая
Словесный: беседа, объяснение; наглядный – наблюдение; иллюстрация; работа с книгой; практическая работа
Плакаты, шаблоны, чертежи
Станки, молоток, отвертка пассатижи, ножницы, зубило, ключи
Оценка качества деталей
4.
Соревнования картингистов.
Правила соревнований по картингу
Групповая, индивидуальная
Словесный: беседа; наглядный– наблюдение
проблемное изложение
Плакаты, шаблоны, чертежи
Доска, стенд с материалами
Опрос
5.
Учебная езда на карте
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа; частично-поисковый метод; демонстрация; практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебный карт
Оценка качества деталей, оценка при вождении
6.
Техническое обслуживание,
регулировка и ремонт карта
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный: беседа; наглядный – наблюдение, демонстрация, иллюстрация; частично-поисковый метод; практическая работа
Плакаты, шаблоны, чертежи, учебный тренажер для обучения управления картом
Станки, молоток, отвертка пассатижи, ножницы, зубило, ключи
Оценка качества деталей, оценка при вождении
7.
Меры безопасности на
тренировках и соревнованиях
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка качества деталей, оценка при вождении, наблюдение
8.
Спортивно-тренировочная езда на карте
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа; частично-поисковый метод; практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебные карты, баллоны безопасности, флаги
Оценка качества деталей, оценка при вождении, наблюдение
9.
Организация и проведение
соревнований
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа; наглядный– наблюдение; проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности
Оценка качества деталей, оценка при вождении
10.
Правила дорожного движения.
Фронтальная, групповая
Словесный: рассказ, беседа; демонстрация; практическая работа, упражнения
Плакаты, техническая литература
Учебные видеофильмы, мультимедийное оборудование
Наблюдение, опрос, игра Перекрёсток
11.
Заключитель-ное занятие
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Словесный: беседа.
-
-
Анкетирование, диагностика
Учебно-тематический план
Второй год обучения.
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические
занятия
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Элементы теории движения автомобиля.
10
6
4
3.
3.1
3.2
Двигатели для картов.
Двухтактные двигатели.
Четырёхтактные двигатели.
26
24
2
10
8
2
16
14
2
4.
4.1
4.2
4.3
Подготовка картов к тренировкам и соревнованиям.
Техническое состояние картов.
Техника безопасности при работе со слесарными инструментами.
Настройка шасси и двигателя.
38
16
4
18
14
4
2
8
24
12
2
10
5.
5.1
5.2
5.3
Спортивно-тренировочная езда на карте.
Управление картом в экстремальных ситуациях.
Выбор траектории движения.
Движение с контролируемым заносом.
58
22
12
24
18
6
8
6
40
16
4
18
6.
Психологическая подготовка
10
5
5
7.
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях
6
6
8.
Организация и проведение квалификационных соревнований
50
10
40
9.
Правила дорожного движения
12
6
6
10.
Заключительное занятие
4
2
2
ИТОГО:
216
83
133
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
1. Вводное занятие
Обсуждение плана работы творческого объединения. Правила соревнования по картингу, организация соревнований. Классификация и технические требования к картам.
2. Элементы теории движения автомобиля
Основные действующие на автомобиль силы и моменты. Понятие об управляемости автомобиля. Динамические особенности старта и разгона. Силы и моменты, действующие на переднюю и заднюю оси при торможении. Силы и моменты при движении на повороте без бокового скольжения колес, движение с заносом задних колес, силовое скольжение со сносом всех колес.
3. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания
Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе.
Технология ремонта кривошипно-шатунного механизма. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запальных свечей. Оборудование двигателя для установки батарейного зажигания, магнето. Правила регулировки системы зажигания. Виды горюче-смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания. Понятие об октановом числе.
Правила разборки, сборки и регулировки карбюраторов. Понятие об оптимальном и минимальном режиме.
4. Подготовка картов к тренировкам и соревнованиям
Техника безопасности при обращении с инструментом во время работ с картами. Обращение с ГСМ. Обзор новых конструкций картов. Правила расчета на прочность узлов ходовой части карта. Общее понятие о форсировке двухтактного двигателя. Анализ современных конструкций двигателей. Понятие о расчете на прочность основных узлов и деталей двигателя. Форсировка агрегатов и механизмов карта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Изменение степени сжатия камер сгорания головки цилиндра. Работа по усилению и улучшению механизма сцепления. Сборка двигателя и его установка на карт. Обкатка. Отладка. Усовершенствование конструкции зажигания. Монтаж и установка систем на карте, регулировка, ходовые испытания.
5. Спортивно-тренировочная езда на карте.
Управление картом в экстремальных ситуациях
Влияние погодных условий на управление картом. Понятие о тактике ведения гонки. Понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и S-образных поворотов. Оптимальный путь прохождения всей трассы. Техника старта, прохождение поворотов без заноса, с заносом задней оси, со сносом четырех колес. Техника торможения. Особенности зимних гонок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение маневров и упражнений. Отработка техники скоростного прохождения сложных участков трассы.
6. Психологическая подготовка
Доврачебная помощь. Роль и значение психологической подготовки спортсменов на соревнованиях. Выявление различных психологических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований. Специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка водителя карта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Выполнение упражнений по индивидуальным планам тренировок и физической подготовки учащихся. Приемы доврачебной помощи.
7. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях
Меры безопасности, обусловленные правильной организацией и соблюдением дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием картов, экипировкой и одеждой ребят, состоянием их здоровья и самочувствия. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.
8. Организация и проведение
квалификационных соревнований
Правила и порядок проведения соревнований. Правила техники безопасности на соревнованиях. Оформление лицензий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка и оформление места проведения соревнований. Участие в соревнованиях и судействе.
9. Правила дорожного движения.
Дорожные знаки, разметка, регулирование дорожного движения.
Теория: Повторение названий и значений дорожных знаков, разметки, сигналов светофора и регулировщика. Основные правила проезда перекрестков.
Практика: Игра Дорожные знаки
Движение на автомобиле.
Теория: Изучение разделов правил: начало движения, маневрирование, скорость движения, обгон, встречный разъезд, остановка и стоянка. Движение по автомагистралям, через железнодорожные пути и в жилых зонах.
Практика: Игра Найди верны ответ.
9. Заключительное занятие
Подведение итогов работы творческого объединения. Выступление обучающихся и гостей. Награждение лучших ребят. Рекомендации по работе в летний период.
Методическое обеспечение программы.
Второй год обучения
№ п/п
Тема
Форма занятия
Приемы и методы
Дидакти-ческий материал
Техни-ческое оснащение
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Групповая
Словесный: рассказ, беседа, объяснение
Инструкции по ТБ
-
Опрос
2..
Элементы теории движения автомобиля
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа; объяснительно-иллюстративный метод;
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебные карты, спортивные карты
Оценка при вождении
3.
Двухтактные двигатели внутреннего сгорания
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа, наглядный, наблюдение, демонстрация, работа с учебной книгой, проблемное изложение
Плакаты, шаблоны, чертежи, учебный тренажер для обучения управления картом
Станки, молоток, отвертка пассатижи, ножницы, зубило, ключи.
Оценка качества деталей
4.
Подготовка картов к тренировкам и соревнованиям
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, частично-поисковый метод, исследование, самостоятельная работа, практическая работа
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Оборудование: станки, молоток, отвертка пассатижи, ножницы, зубило, ключи
Оценка качества деталей, оценка при вождении
5.
Спортивно-тренировочная езда на карте. Управление картом в экстремальных
ситуациях
Групповая, индивидуальная
Словесный: объяснительно-иллюстрационный метод, проблемное изложение, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Спортивные карты, ключи
Оценка качества деталей, оценка при вождении
6.
Психологическая подготовка
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебный карт
Диагностика, мониторинг
7.
Меры безопасности на тренировках и соревнованиях
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка качества деталей, оценка при вождении, наблюдение
8.
Организация и проведение квалификацион-ных соревнований
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа, объяснительно-иллюстрационный метод, проблемное изложение, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Баллоны безопасности, флаги
Оценка при вождении, наблюдение
9.
Правила дорожного движения
Групповая, фронтальная
Словесный: рассказ, беседа, объяснение; демонстрация; практическая работа, упражнения
Плакаты, техническая литература
Учебные видеофильмы, мультимедийное оборудование
Наблюдение, опрос, игры.
10.
Заключительное занятие
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа.
-
-
Анкетирова-ние, мониторинг
Учебно-тематический план.
Третий год обучения.
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические
занятия
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Общее устройство карта
2
2
-
3.
3.1
3.2
3.3
Общее устройство двигателя ММВЗ, ЗиД
Двигатели ММВЗ-112
Двигатели ММВЗ-221 и 227
Двигатели "Восход" и "Сова"
28
12
8
8
14
6
4
4
14
6
4
4
4.
Правила соревнований по картингу
8
8
-
5.
Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях
10
6
4
6.
6.1
6.2
Подготовка ходовой части двигателя картов Мини, Ракет, Кадет к тренировке и соревнованиям
Подготовка шасси карта
Подготовка двигателя
26
14
12
8
4
4
18
10
8
7.
7.1
7.2
7.3
Спортивно-тренировочная езда на карте
Управление картом в дождь
Управление картом на снегу
Управление картом по льду (на шипах)
68
18
32
18
26
10
6
10
42
8
26
8
8.
Физическая и психологическая подготовка спортсменов
16
6
10
9.
9.1
9.2
Организация и проведение соревнований
Городские соревнования
Областные соревнования
50
22
28
14
6
8
36
16
20
10.
Заключительное занятие
6
2
4
ИТОГО
216
88
128
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Третий год обучения
1. Вводное занятие
Обсуждение плана работы творческого объединения. Классификация и технические требование к картам. Присвоение спортивных званий и разрядов. Судейство соревнований.
2. Общее устройство картинга
Классификация картов по классам. Основные части карта, их назначение, расположение и взаимодействие. Механизмы управления картингом. Рулевая трапеция. Узлы трансмиссии на карте.
3. Общее устройство двигателя ММВЗ-112
Принцип работы двигателя. определение такта. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм. Коробка передач. Понятие о передаточном числе класса Мини и Ракет. Система электрооборудования. Система питания. Способы определений и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.
4. Правила соревнований по картингу
Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Административный контроль. Собрание участников. Безопасность. Технический осмотр. Тренировки. Контрольные заезды. Процедура старта. Утешительные и финальные заезды. Определение результатов. Флаги, используемые в соревнованиях. Штрафы.
5. Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях
Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий. Меры безопасности при работе со слесарным инструментом. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием картингов, экипировкой на тренировках и соревнованиях и одеждой ребят. Состояние здоровья и самочувствия. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению. Меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.
6. Подготовка ходовой части двигателя картов Мини,
Ракет, Пионер к тренировке и соревнованиям
Обзор новых конструкций картов. Правила расчета на прочность узлов ходовой части. Общее понятие о форсировке двухтактного двигателя. Анализ современных конструкций двигателей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка класса шасси карта к покраске и его покраска. Сборка ходовой части карта. Изготовление ступиц, дисков колес и дисков сцепления. Подготовка двигателя к соревнованиям. Изменение степени сжатия камеры сгорания. Работы по усилению и улучшению механизма сцепления. Сборка двигателя, установка на карт. Обкатка, отладка, регулировка, ходовые испытания.
7. Спортивно-тренировочная езда на карте
Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда по трассе. Выбор правильной траектории движения. Влияние на управляемость погодных условий; тактика ведения гонки. Техника старта. Техника торможения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Посадка водителя. Пуск двигателя, отработка начала движения с места и остановка. Переключение передач. Разгон по прямой. Прохождение простых и сложных поворотов. Прохождение поворотов без бокового сноса колес. Движение и маневрирование на площадке. Преодоление поворотов различного радиуса и сложности.
Отработка техники старта. Прохождение поворотов на максимальной скорости без сноса колес. Отработка техники прохождения. Отработка техника обгона. Соревнования по фигурному вождению.
8. Физическая и психологическая подготовка спортсменов
Доврачебная помощь. Роль и значение психики спортсмена на соревнованиях. Выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Специальные физические упражнения. Общая физическая подготовка спортсменов. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе.
9. Организация и проведение соревнований
Правила и порядок проведения соревнований. Подготовка судей и их обязанности. Меры безопасности на соревнованиях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка и оформление места соревнований. Участие в соревновании в качестве судей и спортсменов. Участие в массовых мероприятиях по плану творческого объединения и учреждения. Участие в городских и областных соревнованиях.
10. Заключительное занятие
Подведение итогов работы творческого объединения. Награждение лучших спортсменов. Рекомендации по работе в летний период.
Методическое обеспечение программы.
Третий год обучения.
№ п/п
Тема
Форма занятия
Приемы и методы
Дидакти-ческий материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Групповая
Словесный: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод
Инструкции по ТБ, текст беседы
-
Опрос
2.
Общее устройство картинга
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебный карт
Оценка качества деталей
3.
Общее устройство двигателя ММВЗ-112
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Плакаты, шаблоны, чертежи, учебный тренажер для обучения управления картом
Станки, молоток, отвертка пассатижи, рубанок, ножницы, зубило, ключи
Оценка качества деталей
4.
Правила соревнований по
картингу
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
-
Оценка при вождении, опрос
5.
Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка качества деталей, оценка при вождении
6.
Подготовка ходовой части двигателя картов Мини, Ракет, Пионер к тренировке и соревнованиям
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Станки, молоток, отвертка пассатижи, рубанок, ножницы, зубило, ключи, спортивные карты
Оценка качества деталей
7.
Спортивно-тренировочная езда на карте
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, демонстрация
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Спортивные карты, ключи
Оценка качества деталей, оценка при вождении
8.
Физическая и психологическая подготовка спортсменов
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
-
Оценка при вождении, наблюдение
9.
Организация и проведение
соревнований
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка при вождении, наблюдение
10.
Заключительное занятие
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа
Дипломы, грамоты
-
Мониторинг, диагностика
Учебно-тематический план
Четвёртый год обучения.
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические
занятия
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2
2
-
2.
Разработка конструкции зимнего карта.
10
4
6
3.
Техника безопасности при работе на сверлильном станке и наждаке.
2
2
-
4.
4.1
4.2
4.3.
4.4
Постройка зимнего карта.
Изготовление рамы.
Установка двигателя.
Ходовые испытания.
Тренировки.
46
8
4
8
26
8
2
-
-
4
38
6
4
8
22
5.
5.1
5.2
5.3
Подготовка к зимним тренировкам.
Общефизическая подготовка.
Подготовка шасси карта к зимней эксплуатации.
Управление картом в экстремальных условиях
48
12
12
24
10
2
4
4
38
10
8
20
6.
6.1
6.2
Форсирование двухтактных двигателей.
Разработка общего направления форсирования двигателя.
Доработка деталей и систем двигателя.
28
6
22
8
4
4
20
2
18
7.
7.1
7.2
Усовершенствование узлов и агрегатов картов.
Настройка и регулировка шасси.
Элементы кузова.
18
10
8
5
2
3
13
8
5
8.
Правила дорожного движения
12
8
4
9.
9.1
9.2
9.3
Организация и проведение соревнований.
Правила соревнований.
Безопасность на трассе.
Участие в соревнованиях.
48
12
8
28
18
12
4
2
30
-
4
26
10.
Заключительное занятие
2
1
1
ИТОГО
216
66
150
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .
Четвёртый год обучения.
1. Вводное занятие.
Обсуждение летних гонок. Техника безопасности при обращении с ГСМ.2. Разработка конструкции зимнего карта.
Практическая работа.
Настройка передней подвески картов, дополнительных элементов жесткости рамы. Замена деталей двигателя, доводка и ремонт. Испытания, тренировки, соревнования
3. Техника безопасности при работе на сверлильном станке и наждаке. Каким образом применять защитные приспособления, специнструменты и спецодежду.
4. Постройка зимнего карта.
4.
4.1
4.2
4.3.
4.4
Постройка зимнего карта.
Изготовление рамы.
Установка двигателя.
Ходовые испытания.
Тренировки.
5. Подготовка к зимним гонкам.
Специальная физическая подготовка: упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе. Общая физическая подготовка картингиста. Составление перечня работ при подготовке карта к зимней эксплуатации.Практическая работа.Изготовление и ремонт инструмента для уборки снега. Перенастройка картов к зимней эксплуатации. Подготовка зимних колес. Тренировки. Техника старта, управление в управляемом заносе. Техника снижения скорости боковым скольжением.6. Форсирование двухтактных двигателей.
Разработка общего направления форсировки двигателя. Фазы газораспределения, способы их изменения. Технология доработки кривошипно-шатунного механизма.Практическая работа.Изменение фазы впуска, выпуска, продувки. Доработка шестерен коробки передач. Замена системы зажигания. Изменение степени сжатия камеры сгорания. Подбор свечей зажигания. Регулировка, настройка карбюратора. Изготовление воздушного фильтра.7. Усовершенствование узлов и агрегатов картов.
Конструирование поворотных кулаков, усилителей рамы, заднего и боковых отбойников. Выпускной системы.Практическая работа.Изготовление крепления навесных элементов карта, резонансной трубы, заглушки. Доработка поворотных кулаков карта. Установка новой выпускной системы на карт.8. Правила дорожного движения.
Разметка, указатели, знаки, светофоры. Общие обязанности водителя и пешехода.Практическая работа.Разводка транспорта на макете.9. Организация и проведение соревнований.
Меры безопасности, связанные с техническим состоянием картов, экипировки спортсменов, состоянием их здоровья и самочувствия. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.Практическая работа.Подготовка и оформление места проведения соревнований. Участие в соревнованиях и судействе.10. Заключительное занятие.
Итоги зимнего сезона. Летний календарь гонок. Награждение лучших спортсменов и механиков.
Методическое обеспечение программы.
Четвёртый год обучения.
№ п/п
Тема
Форма занятия
Приемы и методы
Дидакти-ческий материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1.
Вводное занятие
Групповая
Словесный: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод
Инструкции по ТБ, текст беседы
-
Опрос
2.
Завершение летнего гоночного сезона.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный метод
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Учебный карт
Оценка качества деталей
3.
Участие в заключительных гонках летнего сезона.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Плакаты, шаблоны, чертежи, учебный тренажер для обучения управления картом
Станки, молоток, отвертка пассатижи, рубанок, ножницы, зубило, ключи
Оценка качества деталей
4.
Техника безопасности при работе на сверлильном станке и наждаке.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
-
Оценка при вождении, опрос
5.
Подготовка к зимним гонкам.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка качества деталей, оценка при вождении
6.
Форсирование двухтактных двигателей.
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Станки, молоток, отвертка пассатижи, рубанок, ножницы, зубило, ключи, спортивные карты
Оценка качества деталей
7.
Усовершенствование узлов и агрегатов картов.
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, демонстрация
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Спортивные карты, ключи
Оценка качества деталей, оценка при вождении
8.
Правила дорожного движения.
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, проблемное изложение
Техническая литература, шаблоны, модели картов
-
Оценка при вождении, наблюдение
9.
Организация и проведение соревнований.
Групповая, индивидуальная
Словесный: рассказ, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения
Техническая литература, шаблоны, модели картов
Флаги, баллоны безопасности, экипировка
Оценка при вождении, наблюдение
10.
Заключительное занятие
Групповая, фронтальная, индивидуальная
Словесный: беседа
Дипломы, грамоты
-
Мониторинг, диагностика
Список используемой литературы:
Асмалов А. дополнительное образование, как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития/ Внешкольник. М., 1997. №9. с.6.
Байбородова Л.В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Школа творчества. Опыт создания воспитательной системы школы – комплекса. – Ярославль, 1995. 380с.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001- 128с.
Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – М.: ИФ Образование в документах, 2001. – 2-е изд. – 104с.
Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989 года – ЮНИСЕФ, 1999.
Концептуальные основы исследования интеграции дополнительного и других сфер образования / Сост. А.В. Золотарева, С.Л. Паладьев. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ Пионер, 2003. – 72с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки для реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: народное образование 1998. – 256с.
Список рекомендуемой литературы для детей, родителей:
Борисов В.Г. Программы для кружков детского технического творчества, 1969г.
Уриханян Х.П. Картинг – спорт юных, 1988г.
Ерецкий М.И. Автомобиль карт в школе, 1969г.
интернетрессурсы: