Публикации Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникационных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Сорокина Вера Валерьевна

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Особенно яркими и результативными с позиции информационно-коммуникативных технологий являются уроки изобразительного искусства и технологии. Они позволяют учителю создать эмоциональный настрой, в доступной форме объяснить теоретический материал, познакомить детей с шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, совершить виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям страны и мира, показать работу с различными художественными материалами.
На своих уроках я использую разнообразные цифровые ресурсы:
В первую очередь это Мультимедийные презентации. Они позволяют за считанные минуты познакомить школьников с новым материалом, наглядно продемонстрировать лучшие образцы искусства, построить последовательность выполнения операций рисунка или изделия, что становится залогом успешного выполнения работы учащимся. После просмотра таких материалов у детей горят глаза, им хочется самим создать что-то свое уникальное, ориентируясь на эталонный показ.
Использование на уроках видеофрагментов позволяет мне наглядно и более доступно демонстрировать последовательность действий при выполнении изделия, включающего сложные операции, показать, например, выполнение прямого шва, т.к. непосредственная демонстрация учителем не позволяет всем детям хорошо рассмотреть правильность его выполнения, поэтому приходится учащимся показывать индивидуально, затрачивая много времени.
Часто на своих уроках предлагаю детям различного рода интерактивные задания. Они активизируют познавательную деятельность учащихся, дают возможность быстрой проверки знания учебного материала. Например, проверить различают ли дети новые понятия инструменты, материалы и приспособления, могут ли определять свойства материалов. При знакомстве с натюрмортом, пейзажем, узором отрабатываю с детьми умение составлять данные композиции, учитывая особенности жанра. Благодаря компьютеру, не боясь ошибиться, ребенок имеет возможность составлять разные варианты композиции натюрморта, узора, пейзажа, быстро исправлять ошибки.
С большим интересом проходят уроки Изобразительного искусства, на которых обучающиеся выполняют рисунки на компьютерах при помощи программы графический редактор. Такие уроки не только развивают творческие способности детей, но и позволяют осваивать умение работать с компьютером. На уроках Изо с использованием программы Графический редактор для младших школьников учащиеся выполняли иллюстрации к сказкам.
Отличительной особенностью данного редактора являются наличие стандартных инструментов: кисточка, линии, фигуры, ластик, ведёрко с краской и присутствие дополнительных функций интересных для использования в детском творчестве: фигурные линии и магия.
При работе в графическом редакторе, в отличие от рисования красками и карандашами, есть свои преимущества. Во-первых, есть время и возможность для экспериментирования. За считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. Если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Во-вторых, можно очень быстро удалить ненужный предмет или деталь, подкорректировать изображение, зеркально изменить положение рисунка.
Трудность при создании компьютерного рисунка заключается в отсутствии необходимого навыка работы мышью, как следствие дрожащие и кривоватые линии. Но необходимости в отработке каждой линии нет. Дрожащие и кривоватые линии оживляют рисунок, делают его более интересным.
При подготовке к урокам использую готовые программные продукты и ресурсы интерната. Богатый материал по изобразительному искусству и технологии можно найти на образовательных сайтах: Школа АБВ, Учительский портал, Современный учительский портал, Классные часы, Видеоуроки, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и др.
Использование ИКТ на уроках ИЗО и технологии в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать творческий потенциал ребенка.