Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Рябова Виктория Александровна

Тема: Эмоции и здоровье.Цель: создать условия для осознания учащихся собственных эмоций и понимания эмоционального состояния других.Задачи: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои эмоции и говорить о них; развитие умений различать эмоциональные состояния человека, воспитание доброжелательного отношения с окружающими.Вид деятельности: ценностно-ориентированный.Форма проведения: урок-практикум с элементами игрыОборудование: дерево «Здоровья»; карточки со словами «режим дня», «гигиена», «спорт», «питание», «эмоции»; фотографии с разными эмоциями; карточки с заданиями; цветы с заданиями; музыкальный фон для физминутки; мультфильм «Просто так»; воздушные шары, маркеры, музыкальные слайды для игры, мультимедиа, проектор, экран, колонки, карточки с текстами этюдов.Ход занятия:
  • Псих.минутка. Упражнение «Огонёк поддержки».
  • - Ребята, возьмитесь за руки и пожмите их. Этим рукопожатием вы передали «огонёк поддержки» своему соседу.- А теперь поприветствуйте гостей («Здравствуйте!)2. Введение в тему занятия.- Какой смысл имеет это слово? (Этим словом приветствуют друг друга, справляясь о здоровье). «Здравствуй» – это, значит, желать здоровья. Дерево – как человек, живет, растет, плодоносит. Его ствол как основа жизни человека – здоровье. (на доске изображение дерева со словом «ЗДОРОВЬЕ»)- Давайте вспомним, что человеку помогает сохранить здоровье? Посоветуйтесь и выберите, те понятия, что помогают человеку быть здоровым. Произнесите дружно то, что вы выбрали. - Разместим это на дереве здоровья. (дети прикрепляют на доску)Вешаем на дерево ТАБЛИЧКИ (спорт, гигиена, питание, режим дня)- Правильно, от того, как мы питаемся, соблюдаем режим дня, моем руки, чистим зубки, занимаемся спортом, зависит наше здоровье. Но есть очень важное слово, которое отражает наши переживания.3. Постановка проблемы: - Можете ли вы себе представить человека, который никогда не смеётся, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? (дети высказываются)Игра «Превращения в животных»- Итак, сейчас вы будете превращаться в разных животных, и показывать, что они чувствуют и переживают в разных ситуациях. Договорились?- Покажите, пожалуйста:
  • Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка;
  • Как печалится и грустит козленочек-Иванушка;
  • Как выглядит любопытный енот;
  • Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
  • Как сердится лев – царь зверей;
  • Как радуется неунывающая мартышка;
  • Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.
  • - Все то, что вы сейчас переживали и чувствовали в роли животных, каким словом можно назвать? (настроение, эмоции) - Как вы понимаете это слово?СЛАЙД 1 (Эмоции – проявление наших переживаний по отношению к людям и их поступкам, ко всему, что происходит в окружающем мире)СЛАЙД 2Справка: Слово «эмоции» происходит от латинского слова «emoveo» и означает «потрясаю, волную». 4. Выход из проблемы: - Итак, сегодня мы будем говорить об эмоциях.- Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства и эмоции людей, для чего их нужно изучать? (чтобы уметь контролировать проявление чувств и эмоций, т.е. сдерживаться в случае необходимости, понимать себя, понимать окружающих, общаться без конфликтов)- Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди. СЛАЙД 3-А назовите, какие вы знаете эмоции? (дети называют)- Многие из названных вами эмоций вы видите на фотографиях(на доске фото с разными эмоциями)- А чтобы понять мир эмоций, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (дети рассказывают и выбирают среди картинок, подходящую) - А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает? (дети рассказывают и выбирают среди картинок подходящую) - Расскажите, какие события могут вас обрадовать? Как можно ваше настроение сделать радостным? (дети рассказывают и выбирают среди картинок, подходящую) - Если вы сердитесь, сильно злитесь, то, в каких ситуациях это происходит? (дети рассказывают и выбирают среди картинок, подходящую) (на доске появляется ряд картинок с эмоциями удивление, обида, радость, гнев)- Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение? (выражение лица – мимика, движения рук, поза тела – жесты)- Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.Справка: А знаете ли вы, что Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека. СЛАЙД 45. Работа по теме занятия:- Все ли эмоции одинаковы? (нет) Тогда попробуйте сейчас распределить эмоции по группам.Работа по карточкам «Распредели эмоции»- Распределите слова в 2 столбика: радость, грусть, гнев, стыд, отвращение, любовь, гордость, восторг, смех, обида.- По какому принципу вы распределили?- Какие эмоции можно назвать нашими «врагами»? Почему? Как они влияют на здоровье? (человек плохо спит, болит голова, пропадает аппетит)- А какие - «друзьями?» Почему? Как они влияют на здоровье? (человек бодрый, весёлый, хорошо спит и выглядит, хороший аппетит, может вылечиться от болезней)- Вернёмся к нашему дереву. Чего не хватает на нём? Какую табличку мы ещё добавим? (эмоции) Почему? (т.к. эмоции тоже влияют на здоровье людей)-Все с этим согласны?СЛАЙД 5- А как сделать так, чтобы положительных эмоций мы испытывали больше? (быть весёлыми, делать друг другу приятное, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться)- Давайте поднимем своё настроение с помощью зарядки. 6. Физминутка. «Если весело живётся»- Весело вам было? А знаете ли вы, что минута смеха продлевает жизнь человеку на 5 минут. Значит, только что вы продлили себе жизнь на 5 минут. Здорово, правда?7. Работа по теме занятия:- Одним из средств выражения эмоций является интонация. Согласны? Давайте выполним упражнение «Эмоциональная фраза» (дети на доске выбирают цветочки, на которых написаны разные эмоции: уныние, радость, удивление, восторг, таинственно, гневно, раздражительно, осторожно)Задание: учащиеся должны сорвать лепесток и произнести фразу «Скоро каникулы» соответственно той эмоции, которая им попала на лепестке ромашки.- Скажите, а что ещё может вызывать различные эмоции в нашей жизни? (искусство). - Как творчество влияет на эмоции, здоровье людей?Задание: угадай настроение и эмоции в музыке. Звучат разные музыкальные композиции (различного темпа и настроения). Ребята должны узнать, какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.Задание «Этюды»: Давным - давно жил великий артист немого кино - Чарли Чаплин. Он передавал мимикой и жестами то, что хотел рассказать зрителям. Я вам раздам карточки. Нужно изобразить без слов выражение лиц через мимику и жесты. Остальные ребята должны отгадать, какая эмоция изображалась - радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление?(детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, а остальные угадывают эти эмоции.)ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯЭтюд «Два ежика» Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)Этюд «Медведь и еж» Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)Этюд «Солёный чай» Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке,вместо сахара положил в чашку две столовые ложки соли. Помешал, сделал первыйглоток. «Какой противный чай!» - воскликнул мальчик. (Загаданы отвращение, удивление)Этюд «Котенок и его мама» Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)Этюд «Кто съел варенье?» Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишнёвое варенье. Он не заметил, как съел всё варенье в банке. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?» - на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?». Мальчику стало стыдно за свой обман. (Загаданы недовольство, удивление, стыд, вина)- Ребята, а как вы боретесь с плохими эмоциями? Расскажите.- И я предлагаю вам сейчас посмотреть мультфильм. 8. Просмотр и анализ мультфильма «Просто так»:- Понравился вам мультфильм?- Какие эмоции, чувства вы сейчас испытали?- Кто герои мультфильма?- Какое чувство испытывал мальчик? А ослик? Только ли радость и грусть испытывали герои? А какие ещё? (удивление - медведь, любопытство- белочка)9. Рефлексия. Подведение итогов:- Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек реагирует эмоционально: он то – волнуется, боится, то печалится. И с помощью эмоций передаёт своё отношение к действительности. А это очень влияет на здоровье.- Помните, ребята, что обидев, мы можем потерять друга. Разозлив, можем навеки остаться врагами, но когда умеем выражать свои эмоции осознанно, обдуманно, мы можем жить в мире и согласии.- Что нового вы узнали сегодня?- Как сохранить своё здоровье?- Какой вывод из урока вы сделали сегодня? Что бы вы пожелали друг другу и нашим гостям?- У меня в руках воздушные шарики. Нравятся они вам? Чего не хватает у них? (нет лица, не выражены эмоции, нет улыбки, глаз) Давайте исправим ситуацию и сделаем наши шарики такими, какое у нас сейчас настроение. (дети фломастерами рисуют на шарах: глаза, брови, улыбку)- Покажите, какое настроение у ваших шариков? Замечательно! А теперь давайте поделимся своими эмоциями с гостями и отдадим им частицу своего тепла и радости!И заметьте, ПРОСТО ТАК!!! (звучит музыка из мультфильма)(звучит мелодия, дети дарят шарики гостям)