Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Залазнюк Светлана Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 497Адрес: 620073, город Екатеринбург, ул. Чайковского 86ателефон: (343) 210-50-85, сайт:49796@mail.ruЭкологический проект для детей II младшей группы«Огород в нашей группе»Екатеринбург, 2017Паспорт проектаТип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Выполнение проекта:Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.Основные мероприятия проекта:
  • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
  • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
  • Презентация проекта «Огород в нашей группе».
  • Продолжительность проекта: 3 недели.Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур. Обоснование социальной значимости проектаАктуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-коммуникативного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Задачи проекта:
  • Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
  • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
  • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
  •  Основные этапы и направления реализации цели проекта:
  • Подготовительный этап.
  • Деятельность педагога:
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Деятельность детей:
  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Сбор необходимого материала для создания огорода.
  • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
  • Практическая работа.
  • Деятельность педагога:
  • Беседа с детьми познавательного характера.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме.
  • Подготовка информации для родительских уголков.
  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».
  • Деятельность детей:
  • Посадка семян в землю.
  • Уход за растениями.
  • Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
  • Игровая, двигательная деятельность.
  • Участие в практической деятельности.
  • Совместная деятельность взрослых и детей:
  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
  • Работа дневником наблюдения.
  • Просмотр фильмов о растениях.
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
  • Труд в огороде.
  • Подведение итогов.
  • Деятельность педагога:
  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
  • Презентация проекта.
  • Деятельность детей:
  • Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
  • Мероприятия по реализации проекта1. Беседы:
  • «Семена»,
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
  • 2. Опытно-экспериментальная деятельность:
  • «Строение растений»,
  • «Вода и росток»,
  • «Солнце и росток»,
  • «Проращивание семян»
  • 3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
  • Отбор и посев семян.
  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
  • 4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».5. Игровая деятельность:
  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра «Овощи».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
  • Рассматривание различных семян.
  • 6. Художественно-творческая деятельность детей.
  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
  • Аппликация «Витаминная тарелка»
  • 7. Речь и речевое общение.
  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
  • Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
  • 8. Заполнение дневника наблюдений.9. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».Ресурсное обеспечение.1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.2. Природный уголок.3. Методический инструментарий: конспекты занятий, дидактические игры и т.д.4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей младшего дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Рабочий план реализации проектаЭтапы реализации проекта  Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород, мы вырастим лук, горох, редис, лук и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность  Перспективы дальнейшего развития проектаНаш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Библиографический список:1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.Фотоотчет по проекту