Публикации Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС
Автор: Жданова Алина Владимировна

Классный час на тему
Эстетика поведения и этикет
Цели: выявить содержание представлений учащихся о прекрасных сторонах в поведении человека; познакомить с понятиями эстетика поведения, этикет; формировать эстетический вкус в манерах поведения, стремление совершать красивые поступки, руководствуясь высоконравственными мотивами, бороться с проявлениями грубого, неуважительного отношения к людям.
Ход подготовки:
Предложить учащимся следующие задания: * вспомните и опишите две ситуации, в которых вы одобряли или осуждали поведение людей; * вспомните случаи из собственной жизни, когда знание правил поведения было недостаточным, чтобы поступить правильно и хорошо; * продолжите следующие предложения (письменно): Вежливость — это …; Тактичный человек — это тот, который …; Я придерживаюсь установленных правил поведения в школе, в общественных местах, если ….
Провести собеседование с учащимися по вопросам: вспомните правила поведения для учащихся и скажите: почему необходимо придерживаться Типовых правил для учащихся? Какое поведение ученика считается достойным ? Почему следование правилам является долгом и обязанностью ученика?
План-конспект беседы
Знаем ли мы правила поведения?
Беседа с учащимися по вопросам: какие правила поведения на улице, в общественных местах, в быту вам известны? В каких случаях вы не знали, как поступить? Что значит быть вежливым, тактичным, культурным человеком? На чём основаны требования культуры поведения в обществе? В ходе обсуждения вопросов используется письменные работы учащихся, материалы собеседования.
Пояснения учителя: правила поведения для учащихся вытекают из норм морали, принятой в нашем обществе. В них заложены принципы взаимоотношения между людьми, основанные на гуманности, подлинной человечности и справедливости.
Обсуждение жизненных ситуаций. Случай на железнодорожном вокзале. Вопросы учащимся: 1. Какой урок преподнёс молодой человек людям? В чём красота его поступка? 2. Почему окружающим вдруг стало стыдно друг перед другом? 3. Встречались ли вы с проявлениями неуважительного отношения людей друг к другу? Приведите примеры благородных поступков. Учитель предлагает обсудить ситуации.
Доброе дело. Когда старушка соседка попросила мальчика отнести и сдать пустые бутылки, он согласился, но заявил, что за это плату за одну бутылку возьмет себе.
Старался, старался… Ученик во время сбора макулатуры принес бумаги больше, чем другие в классе, а его не отметил классный руководитель. Он заявляет: Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего! Вопросы учащимся для обсуждения: 1. Можно ли добрые поступки ребят назвать красивыми? По каким мотивам совершались добрые дела? 2. Можно ли считать культурным человека, который, будучи знаком с правилами хорошего тона, зная, когда, где и как себя вести, не любит трудиться, равнодушен к людям, эгоистичен, корыстолюбив? 3. А если человек сам по себе хороший, чуткий, трудолюбивый, но не знает правил поведения, не умеет вести себя в обществе, со вкусом одеваться — можно ли сказать, что он культурный человек?
Проигрывание ситуаций. Учащимся предлагается проиграть сценки, в которых отражаются как красивые, так и нарушения этикета, требований эстетики поведения.
Задание.
У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Займите гостей. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция.
Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?
Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал прочитать. А что ты мне за это дашь? — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний дать деньги на поход в компьютерный клуб обладателю книги мальчик получает согласие.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам: 1. В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы не одобряете? 2. В сочетании с какими требованиями следование правилам поведения будет оцениваться как красивое?
Пояснения учителя
Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам поведения (этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и то же поступок может быть уместным и даже красивым, в другом — грубым и бестактным. Всё зависит от того, насколько мы учли обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
В понятие культуры поведения входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура человека, выражающаяся в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики, жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие.
План дальнейшей работы
Провести практические занятия на темы: Учись быть гостеприимным хозяином, О рыцарстве и женственности, О вежливости, о такте, о деликатности.
Подготовить устный журнал на тему: Этикет и правила поведения
Провести для учащихся младших классов игру Путешествие в страну Вежливых ребят