Публикации
«Учитель - это призвание»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Боцман Алена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Учитель - это призвание»
Автор: Боцман Алена Владимировна
Портрет современного педагогаБоцман Алена Владимировна, ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. РомановаУспех педагога зависит от его профессиональных качеств, умения работать с людьми, личностных качеств педагога. Педагог несет детям знания. Но как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. Педагог, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам педагогам должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Сегодня педагог действительно должен знать и уметь многое, иначе он будет не интересен своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. А для этого нужно, чтобы зрячим было наше сердце, главный педагогический инструмент преподавателя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. Сегодня преподаватель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача педагога. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас много говорят об инновациях в образовательном процессе. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый преподаватель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Становление и развитие творчества и педагогического мастерства преподавателей мало отвечает современным требованиям. Преподаватель по-прежнему считает себя единственным источником знаний. Ученики же могут получить информацию из Интернета, телевидения, в среде сверстников. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А преподаватель? Он так и остался наедине с учебником, доской и мелом. Хотя современное общество требует от него включения всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации. Актуальность проблемы подготовки высококва-лифицированного, свободно мыслящего, активно действующего преподавателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. От педагога зависит насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс. Задачей образования является создание условий для воспитания и формирования личности учащегося, интересов и способности к самоопределению, формирование общей культуры личности учащихся, их успешная социализация в обществе.Основная роль в решении этих задач принадлежит преподавателю. В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:1. Публичное выступление.2. Самостоятельная, практическая работа.3. Защита проекта.4. Решение задач с использованием информации.5. Участие в дискуссии.Хотелось бы дать пожелание педагогам, которые должны взять на вооружение компетентностный поход в обучении:1.Учитывайте возможности своих учеников.2. Составляя план урока, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий. 3. Объединяйте учащихся, сплачивайте коллектив.4. Доверяйте, но проверяйте.5. Итоговый анализ – итог успешной работы в дальнейшем. Я считаю, что результативность образовательного процесса не возможна без компетентности педагога. Компетентность - это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике. Педагог должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Я считаю, что в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках преподаватель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи. Каждый педагог должен постоянно совершенствоваться, и «расти» на высоком уровне, тогда и ученики будут успешными и востребованными в современном обществе.