Публикации
Авторские театрализованные представления для дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторские театрализованные представления для дошкольников
Автор: Постульгина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторские театрализованные представления для дошкольников
Автор: Постульгина Наталья Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 6»Энгельсского муниципального района Саратовской областиФормирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр Из опыта работы воспитателя МБДОУ «ЦРР - детский сад №6» Постульгиной Натальи Владимировны «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент – Экзюпери Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжении веков. Данная тема актуальна и в наши дни. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Наблюдая за детьми своей группы и беседуя с ними, выяснила, что у многих существуют проблемы:• трудности в общении;• часто проявляется страх выступлений на публике;• у застенчивых детей наблюдается пониженный фон настроения, плаксивость, что мешает выполнять определённые задания;• затруднения с высказыванием и отстаиванием своего мнения, низкий уровень инициативы на НОД. Анализ современной научно-методической литературы, посвящённой театральной деятельности, показал, что театрализация не только развивает личность ребёнка, но и развивает умение общаться с другими людьми, умение отстаивать свою точку зрения. Поэтому, работая по данной теме, поставила перед собой задачи:• Создать систему работы по формированию и развитию познавательной активности детей в образовательном процессе средствами театрализованных игр.• Доказать влияние театрализованных игр на формирование познавательной активности детей. Огромную роль играет речевая среда в ДОУ и группе. В группе организованы условия для развития режиссерских игр, сюжетно – ролевых игр, игры-драматизации. В музыкальном зале и театральной студии ребята могут провести репетиции спектаклей. Театральный уголок – важный объект речевой развивающей среды. Оснащение группы началось с театрального уголка, так как театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В данном уголке представлены разные виды театра: теневой, настольный, пальчиковый, театр на магнитной основе, бибабо и т. д. Они помогают развивать словарный запас, активизируют речевые функции. Тот, кто ходил в детский садик без желания, теперь с удовольствием спешит в группу. Функционирует уголок по познавательно – речевому развитию. В уголке представлены различные речевые игры, дыхательные тренажёры, моделирующие речевые ситуации, комплекты картинок по лексическим темам, настенный алфавит, магнитная азбука, ребусы. «Пальчиковые бассейны», массажные мячики, коврики и дорожки. Игрушки-шнуровки, занимательные игрушки из разноцветных прищепок, бусы разных цветов и леска для их нанизывания и т. д. Совместно готовим с воспитанниками и родителями атрибуты, костюмы и декорации к маленьким представлениям. Это деятельность увлекает и объединяет ребят. Всё это не просто ручной труд, но и развитие мелкой моторики рёбёнка, а также способствует обогащению беседы и выстраивает диалогическую речь.Работу с родителями веду по двум направлениям: теоретическое (педагогическое просвещение родителей); практическое (включение родителей в деятельность). На встречах с родителями обсуждаем возникающие трудности, где происходит обмен накопленным опытом. Провожу практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», консультации «Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка», домашнее сочинение сказок и различных историй. Совместно с родителями и детьми проводим досуги, тематические вечера, «Зимняя сказка», «Путешествие колобка»». Спектакли: «Снежная королева», «Путешествие муравья», цирковое представление. Благодаря тесному сотрудничеству с узкими специалистами детского сада, добивались высоких результатов. Музыка позволяет ребёнку чувствовать себя уверенно и даже необщительные, скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Итогом совместной работы взрослых и детей становятся праздники и театральные постановки, где взрослые являются соучастниками детских переживаний. Участие на районных, областных конкурсах, где являемся победителями. На фестивале экологических театров показали театрализованную постановку «Лес – наше богатство!» На конкурсе «Дюймовочка 2016» исполнили песню, показали танец «Капитан» из кинофильма «Дети капитана Гранта». Результатом работы в этом направлении является повышение познавательного интереса детей к играм – драматизациям, расширение речевого творчества воспитанников, повышение уровня развития речи дошкольников. Это выражается в интонационной выразительности речи, в умении произносить монологи и диалоги, составлять небольшие рассказы, сочинять сказки, в обогащении словарного запаса детей, в умении детей раскрепощено держаться при выступлениях, выбирать средства речевой выразительности для драматизаций и импровизаций, передавать с их помощью настроение, эмоциональное состояние и переживания персонажей. Подводя итоги проделанной работы, могу сделать следующие выводы.1. Созданная система работы, направленная на формирование и развитие познавательной активности детей через речевые и театрализованные игры представлена следующими средствами: речевые игры, комплекты картинок, банк пальчиковых игр, пальчикового театра. Режиссёрские игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры, выступления на различных конкурсах со спектаклями и театральными постановками.2. Речь детей стала более интонированной, обогатилась её просодическая сторона. Воспитанники группы свободно общаются с партнерами по игре. Дети легко находят подходящие реплики, речь непроизвольно совмещается с жестом. После проведенной работы у детей обогатилась речемыслительная деятельность: придумывают реплики, несложные игровые действия, небольшие сюжеты для театрализованной игры.В свою очередь родители тоже озадачились проблемой познавательно-речевого развития своих детей. Больше внимание стали уделять общению с детьми, обращать внимание на правильность своей речи. Увеличилась посещаемость мероприятий проводимых с детьми в детском саду (с 65% до 85%).