Публикации
Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Ковчегова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Ковчегова Ирина Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ и различных мероприятия в ДОУ. Музыкальный руководитель: Ковчегова Ирина Владимировна2017 г.Содержание.Использование театрально-игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ.Постановка задачи. Театрально-игровые технологии как синтезу искусств отведено особое место в моей профессиональной деятельности, так как основная тема моей работы по самообразованию «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника, развлечения или любой формы мероприятия в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам. Вместе с детьми участвуют и взрослые - воспитатели, нянечки, родители. Участие взрослых способствует более полному и яркому выражению идеи праздника.Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Я стараюсь, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребенку.Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как все это помогает ребенку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трем основным целям; развитию речи и навыков театрально - исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоциональному развитию детей.Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.Цели: 1. Приобщение детей к театральной культуре.Создание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей в театрализованной деятельности детей. Обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности. Создание естественной среды для развития фантазии и воображения у детей, отработки речевых и поведенческих навыков. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Основные задачи:Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию. Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. 6.Проводить занятия, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.7.Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях. 8.Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.9.Знакомить с видами театрального искусства, театральной терминологией.Участники.Дети; их родители; педагоги.Организация работы проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Совместная работа педагогов ДОУ. Ожидаемый результат.1.Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей.Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах. Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка. Изучение и анализ методической литературы. В рамках данного вопроса я изучила следующую методическую литературу.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»,Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»,Радынова О.П. «Слушаем музыку»,Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников», Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» . Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом.Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально-эстетические переживания, познавательная культура ребенка, формируются умения творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению.Несомненно, что приобщение дошкольников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя, психолога, логопеда.Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь их невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх - занятиях.Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей - это прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить — значит, можно творить, фантазировать, воображать.Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств( обучениемвербальным и невербальным видам обучения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения,фантазии, речи(диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя,снятием напряженности, решением конфликтныхситуаций через игру. Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы , краски , звуки. Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка , фантазию и творческий потенциал . Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность. Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребенка. Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, педагоги вместе с детьми придумывают спектакль по мотивам известных сказок и разыгрывают его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи и готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актера и режиссера. Организуя деятельность детей по работе над спектаклем в повседневной жизни, педагоги в основном выступают в роли консультантов. Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: малыш растет; становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Одна из основных задач театрально-игровой деятельности- это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения. Дошкольники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение - показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от его темперамента, но большинство малышей пытаются установить дружеские отношения со сверстниками. Ребенок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости. 3.Использование театрально-игровой технологии в практике.Элементы театрализации присутствуют во всех видах музыкальной деятельности.Для достижения лучшего результата поставила перед собой следующие задачи: 1.Способствовать усвоению знаний в музыкальной и театральной деятельности. 2.Развивать природную музыкальность детей через музыкально-теа-тральную деятельность . 3.Формировать у детей коммуникативные качества и партнёрские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.Движения. Основные движения. Изобразительные движения и жесты.Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков.Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место.Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др. Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др.Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.2.Музыкально-двигательные этюды.Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа.Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению.Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками.Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ. Затем детям дается творческое задание, например: придти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться.Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг.Особое внимание я уделяю выразительности движений. Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и др. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.Декламация. Выразительное чтение. На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.Использую элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен. Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие , ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ. Далее разучиваем текст и переходим к исполнению. Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок. Подготовка к спектаклю: - работа над ролью, - разучивание песен, - постановка танцев, - подбор музыки, - изготовление костюмов, - декораций - Показ спектакля Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть открытым для творчества.4.Результаты внедрения программы в практику.Творческая активность детей в музыкально – театральной деятельности во многом зависит от организации на музыкальных занятиях, поэтому я составила план по музыкально-театральной деятельности . Разработала занятия с применением элементов театрально-игровой технологии . Создала картотеку этюдов, игр-драматизаций, упражнений на артикуляцию, логоритмических упражнений. Адаптирую авторские и пишу свои сценарии для праздников и развлечений с учетом возможностей конкретных детей. Провожу праздники и развлечения . Провожу занятия с использованием театрально-игровых технологий. Занимаюсь музыкально-театрализованной деятельностью в контакте с воспитателями, провожу инструктивные занятия. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал. Привлекаю родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов. Пробую привлекать родителей к написанию сценария, подбору материала для праздников для собственных детей ( Весенний концерт). Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал. 9.Анализирую проведенные праздники и мероприятия с воспитателями. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику. Сравнительная диагностика музыкальных способностей по всем группам за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч.г.(данные на конец года.)Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии театрально- игровой технологии на процесс музыкального воспитания.Приложение (фото ) Литература.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». Радынова О.П. «Слушаем музыку». Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете». Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников». Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» . Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» . Приложение