Публикации «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Гарькавая Ольга Анатольевна

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителямиГарькавая Ольга Анатольевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Детский сад № 198»(МБДОУ №198) Мой педагогический стаж более 8 лет , из них 5 лет работаю педагогом-психологом в МБДОУ № 198 .г. Ростова-на-Дону. Сопровождение естественного развития детей в условиях ДОУ является главным в работе дошкольного психолога. Это значит движение рядом с ребенком, но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание своих путей и ориентиров. Одним из важнейших направлений моей работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов, специалистов. Педагог-психолог дает им возможность больше узнать о тех проблемах, с которыми можно обратиться именно к нему и получить квалифицированную помощь. Работая в дошкольном учреждении, я встречаю и заинтересованное отношение родителей к вопросам детской психологии, и настороженность к деятельности психолога. Стараюсь организовывать работу так, чтобы родители понимали всю важность совместного воспитания ребенка. Мною используются традиционные встречи с родителями:
  • консультации
  • выступления на родительскихсобраниях. Первые консультации проходят достаточно напряженно, ведь родителям приходится говорить о том, с чем они не могут справиться сами, а это нетак легко. На родительских собраниях я даю толькообщие рекомендации.
  • стенды для родителей,
  • консультационные уголки в группах(информационные листы психолого-педагогического характера).
  • Я перечислила основные традиционные формы просветительской деятельности педагога – психолога. Какие-то из них работают лучше, какие-то хуже. Но к своей работе можно подойти более творчески . Существует еще много вариантов взаимодействия с родителями. Это могут быть: “почта” психолога, Центр игровой поддержки ребенка, лекции, семинары ,практикумы. Я выбрала для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб « 7Я», который функционирует на базе нашего ДОУ. Это оказалось трудоемкой, но интересной работой. Хочу поделиться с коллегами своим опытом и предложить практические рекомендации поэтапной организации и структуры работы родительскогоклуба. Что же это такое на самом деле? Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. В нашем детском саду встречи с родителями отличаются практической направленностью. Сами родители участники диалога. Задача психолога — вести беседу в нужном направлении Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем. Многие взрослые быстро забывают, как можно играть, просто веселиться, фантазировать. Все это мы вспоминаем на совместных детско-родительских встречах. В глазах детей вижу радость и счастье , потому что их мамы и папы играют с ними. На этих встречах зачастую меняется и поведение детей, и поведение родителей. Это очень полезно для диагностики взаимоотношений в семье. Организация клубных встреч очень трудоемкий процесс и требует немалых душевных, физических и творческих сил, как на этапе подготовки, так и в проведении такого рода занятий. Создание родительского клуба в детском саду тоже имеет свои особенности. Прежде всего:
  • необходимо найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде.
  • убедить родителей в нужности встреч с психологом детского сада, обсудить с ними тематику ваших встреч, их частоту и длительность.
  • оптимальное время проведения встречи – это 40 минут.
  • нельзя забывать объяснять воспитателям необходимость такой работы., Гораздо приятнее и продуктивнее работать с воспитателями, заинтересованными в результатах вашей совместной деятельности.
  • не надо стесняться приглашать на такого рода встречи и других специалистов детского сада. Это могут быть воспитатели, администрация ДОУ, медицинские сестры, музыкальные руководители, логопеды, дефектологи, невропатолог, в зависимости от затронутой тематики. (родительский клуб и создается с целью просвещения родителей в вопросах всестороннего развития ребенка и его воспитания).
  • собрать информацию (запрос): какого рода проблемы волнуют родителей (с помощью анкетирования)
  • составьте план работы, отберите материал, который бы Вы хотели представить родителям (выберете тему, представьте 2-3 позиции, которые актуальны и продуктивны для решения проблем по заявленной тематике)
  • атрибутика для игровых упражнений , этюдов необходима
  • структура занятия должна состоять из теории и практической части (информация с играми и заданиями, решение проблемных ситуаций, выводы)
  • Необходимо распределить зоны ответственности при составлении конспекта встречи. В нашем ДОУ эта работа происходит следующим образом: если встречи провожу только я, то и конспект составляю самостоятельно, учитывая запросы и пожелания педагогов. А вот в организации родителей и при проведении встречи мне помогают педагоги групп. Если же это интегрированная встреча со специалистом, либо с воспитателем детского сада, то конспект составляем совместно . Нужно выбрать место проведения встречи, подумать о том, где и как вы разместите родителей, где будете находиться сами, где будут лежать наглядные материалы и необходимая атрибутика.( хорошее освещение, удобные стулья, столы, листы бумаги и ручки, музыка ) Сегодня наш родительский клуб посещают уже родители всех групп детского сада. За это время гостями клуба были музыкальные руководители,, учителя-логопеды, медицинская сестра, которые делились с родителями своими знаниями о гармоничном развитии ребенка. Кроме того, за несколько лет интересных встреч родители больше узнали о деятельности педагога-психолога, других специалистов ДОУ, а значит стали больше доверять нам, педагогам. А это очень важно в нашей работе. Коллеги, надеюсь вам помогут мои советы в таком нужном и важном деле.