Публикации
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Автор: Анастасина Екатерина Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Автор: Анастасина Екатерина Олеговна
Тема:
Мотивации дошкольников к занятиям физической культурой: факторы, структура и особенности развития
Человек как часть природы рождаются с потребностью в движении. Движение один из способов познания окружающего мира, познание человеком самого себя, своих способностей. За первые 5-6 лет жизни, при хороших условиях он получает наибольшую часть развития, до 10-12 летнего возраста в ребенке работает физиологическая потребность в движении. Взрослея, став менее наивным, развиваясь умственно он становится ленивым, подсознательно он всякий раз стремится делать не то, что нужно, а то, что хочется.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь подросткам выработать осознанную потребность в двигательной активности, формируя мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, способствующих полноценному развитию и укреплению здоровья.
Факторы, влияющие на состояние физического развития.
В настоящее время физическое развитие подрастающего поколения на низком уровне, безусловно вызванных следующими причинами:
1) низкий уровень жизни;
2) неблагополучие семей (не уделяют должного внимания воспитанию, не способствуют физическому развитию своих детей);
3) снижение качественного уровня генофонда (дети рождаются с отклонениями в состоянии здоровья);
4) малоподвижный образ жизни (последствия роста научно-технического прогресса);
5) демографическое состояние региона;
6) приобщение к вредным привычкам (табакокурение, наркомания, употребление спиртных напитков и т.д.);
7) низкая материально-техническая база детских спортивно-оздоровительных учреждений, снижение их количества.
Структуры сферы мотивации и особенности её развития.
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности, для достижения цели. Относительно нашей педагогической деятельности –это привлечение подростков к занятиям физической культурой и спортом для удовлетворения потребности в движении и достижении результатов в избранном виде спорта. Зная особенности мотивационной сферы (мотивы, потребности, цели, стимулы) подростков и тенденции её становления, тренер точнее ориентируется в причинах, изменяющих отношение к тренировке. Возможность формирования всех сторон мотивационной сферы состоит в том, что они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации: потребность выполняет побуждающую функцию ( например, хочу быть сильным, целенаправленным на достижение результата в спорте), а мотив – смыслообразующую (через занятие каким-либо видом спортивной деятельности я добьюсь поставленной цели).
Мотив занимает центральное место в мотивационной сфере, от которого зависит проявление потребностей и цели.
Возникновение мотивов не достаточно, если подросток не умеет ставить цель. Именно мотив должен быть главным объектом воспитания тренера.
Потребность (нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма подростка) может быть удовлетворена разными способами. Без потребности не возникают мотивы и не ставятся цели. А если потребность не актуализируется, то и не ставится цель. Так же необходимо знать, что нереализованная потребность может вызвать у подростка негативную реакцию (неадекватное поведение).
Чтобы замотивировать подростка к занятию спортом (или выполнить задание) необходимо узнать его потребность и способствовать удовлетворению ее.
Мотивация является началом всякой деятельности, и от того, какой она была сильной или слабой, отрицательной или положительной, зависит конечный результат.
На формирование мотивации к занятию тем или иным видом спортивной деятельности влияют внешние (родители, средства массовой информации, тренер) и внутренние (потребность в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма личности) факторы.
Для устойчивого тренировочного процесса тренер должен определить воспитаннику уровень достижения (в зависимости от его способностей), составить алгоритм, план достижения, цели, выбрать средства.
Факторы, влияющие на устойчивость мотивации к тренировкам.
первое впечатление занимающегося о тренере;
уровень общения на тренировках (тренер – ученик – тренер);
интерес к занятиям;
уровень знаний тренера;
умение анализировать мотивационную сферу;
внешние факторы (возможность приобретения спортивного инвентаря);
своевременность применения стимулирования (поощрение, убеждение, порицание), опираясь на следующие принципы:
-- комплексности (моральное плюс материальное, призы, грамоты)
-- доступность
-- минимизация разрыва между результатами и стимулированием.
До 16-18 летнего возраста у подростков происходит большой выброс энергии в результате активных обменных процессов в организме во время роста. Наша задача педагогов дополнительного образования направить ее в нужное русло.
Одним из направлений в моей педагогической деятельности является обучение игре в настольный теннис.
Игровая деятельность присуща детскому возрасту, что благоприятно сказывается на формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Для снятия эмоционального напряжения и поддержания мотивации к тренировкам я даю занимающимся задания, которые выполняются в игровой форме. Например, особой популярностью пользуется игра в крутиловку, в процессе которой группа занимающихся (не менее четырёх), быстро передвигаясь вокруг стола, отбивают мяч на противоположную сторону.
В тренировочном процессе я применяю дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, в ходе которого используются средства, как традиционного, так и нетрадиционного характера, в зависимости от индивидуальных особенностей (способностей, подготовленности, характера, типа нервной деятельности). Так применение тренировочных средств из других видов спорта способствует эмоциональной окраске занятий. Например, для развития ловкости и координации движений обучаю выполнению упражнений на гимнастических снарядах (кольцах, брусьях, перекладине). Выполняя различные кувырки, перевороты, стойки, мы развиваем и силу, укрепляя костно-мышечный аппарат обучающихся. Для поддержания интереса к тренировочным занятиям я использую средства и нетрадиционного характера – это обучение хождению на ходулях, вращению в колесе (тренажер для подготовки парашютистов), учимся жонглировать.
Наибольший интерес к тренировкам устанавливается тогда, когда занимающийся увидел, как выполняется тот или иной акробатический (стойка, хождение на руках), гимнастический элемент на перекладине и брусьях. В данном случае срабатывает схема увидел – хочу, или, иначе говоря, у занимающихся вырабатывается мотив к выполнению задания.
Кроме того, я учу занимающихся осознавать и соизмерять цели своих действий и соотносить их с мотивами тренировочного процесса, в который эти действия включены.
Вывод.
Чтобы замотивировать подростка к занятиям физкультурой или любым видом спортивной деятельности, надо узнать его потребности.
Только дифференцированный, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу и создание атмосферы доброжелательного общения может способствовать формированию у подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Зная особенности мотивационной сферы подростка и тенденции ее становления, тренер будет грамотно строить тренировочный процесс.
Необходимым условием тренировок является создание ситуации успешности для каждого ребенка.
Критерием оценки мотивации подростка является регулярная посещаемость и высокий уровень развития навыка.
Мотивации дошкольников к занятиям физической культурой: факторы, структура и особенности развития
Человек как часть природы рождаются с потребностью в движении. Движение один из способов познания окружающего мира, познание человеком самого себя, своих способностей. За первые 5-6 лет жизни, при хороших условиях он получает наибольшую часть развития, до 10-12 летнего возраста в ребенке работает физиологическая потребность в движении. Взрослея, став менее наивным, развиваясь умственно он становится ленивым, подсознательно он всякий раз стремится делать не то, что нужно, а то, что хочется.
Наша задача состоит в том, чтобы помочь подросткам выработать осознанную потребность в двигательной активности, формируя мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, способствующих полноценному развитию и укреплению здоровья.
Факторы, влияющие на состояние физического развития.
В настоящее время физическое развитие подрастающего поколения на низком уровне, безусловно вызванных следующими причинами:
1) низкий уровень жизни;
2) неблагополучие семей (не уделяют должного внимания воспитанию, не способствуют физическому развитию своих детей);
3) снижение качественного уровня генофонда (дети рождаются с отклонениями в состоянии здоровья);
4) малоподвижный образ жизни (последствия роста научно-технического прогресса);
5) демографическое состояние региона;
6) приобщение к вредным привычкам (табакокурение, наркомания, употребление спиртных напитков и т.д.);
7) низкая материально-техническая база детских спортивно-оздоровительных учреждений, снижение их количества.
Структуры сферы мотивации и особенности её развития.
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности, для достижения цели. Относительно нашей педагогической деятельности –это привлечение подростков к занятиям физической культурой и спортом для удовлетворения потребности в движении и достижении результатов в избранном виде спорта. Зная особенности мотивационной сферы (мотивы, потребности, цели, стимулы) подростков и тенденции её становления, тренер точнее ориентируется в причинах, изменяющих отношение к тренировке. Возможность формирования всех сторон мотивационной сферы состоит в том, что они только во взаимосвязи и единстве друг с другом реализуют функции мотивации: потребность выполняет побуждающую функцию ( например, хочу быть сильным, целенаправленным на достижение результата в спорте), а мотив – смыслообразующую (через занятие каким-либо видом спортивной деятельности я добьюсь поставленной цели).
Мотив занимает центральное место в мотивационной сфере, от которого зависит проявление потребностей и цели.
Возникновение мотивов не достаточно, если подросток не умеет ставить цель. Именно мотив должен быть главным объектом воспитания тренера.
Потребность (нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма подростка) может быть удовлетворена разными способами. Без потребности не возникают мотивы и не ставятся цели. А если потребность не актуализируется, то и не ставится цель. Так же необходимо знать, что нереализованная потребность может вызвать у подростка негативную реакцию (неадекватное поведение).
Чтобы замотивировать подростка к занятию спортом (или выполнить задание) необходимо узнать его потребность и способствовать удовлетворению ее.
Мотивация является началом всякой деятельности, и от того, какой она была сильной или слабой, отрицательной или положительной, зависит конечный результат.
На формирование мотивации к занятию тем или иным видом спортивной деятельности влияют внешние (родители, средства массовой информации, тренер) и внутренние (потребность в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности организма личности) факторы.
Для устойчивого тренировочного процесса тренер должен определить воспитаннику уровень достижения (в зависимости от его способностей), составить алгоритм, план достижения, цели, выбрать средства.
Факторы, влияющие на устойчивость мотивации к тренировкам.
первое впечатление занимающегося о тренере;
уровень общения на тренировках (тренер – ученик – тренер);
интерес к занятиям;
уровень знаний тренера;
умение анализировать мотивационную сферу;
внешние факторы (возможность приобретения спортивного инвентаря);
своевременность применения стимулирования (поощрение, убеждение, порицание), опираясь на следующие принципы:
-- комплексности (моральное плюс материальное, призы, грамоты)
-- доступность
-- минимизация разрыва между результатами и стимулированием.
До 16-18 летнего возраста у подростков происходит большой выброс энергии в результате активных обменных процессов в организме во время роста. Наша задача педагогов дополнительного образования направить ее в нужное русло.
Одним из направлений в моей педагогической деятельности является обучение игре в настольный теннис.
Игровая деятельность присуща детскому возрасту, что благоприятно сказывается на формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Для снятия эмоционального напряжения и поддержания мотивации к тренировкам я даю занимающимся задания, которые выполняются в игровой форме. Например, особой популярностью пользуется игра в крутиловку, в процессе которой группа занимающихся (не менее четырёх), быстро передвигаясь вокруг стола, отбивают мяч на противоположную сторону.
В тренировочном процессе я применяю дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, в ходе которого используются средства, как традиционного, так и нетрадиционного характера, в зависимости от индивидуальных особенностей (способностей, подготовленности, характера, типа нервной деятельности). Так применение тренировочных средств из других видов спорта способствует эмоциональной окраске занятий. Например, для развития ловкости и координации движений обучаю выполнению упражнений на гимнастических снарядах (кольцах, брусьях, перекладине). Выполняя различные кувырки, перевороты, стойки, мы развиваем и силу, укрепляя костно-мышечный аппарат обучающихся. Для поддержания интереса к тренировочным занятиям я использую средства и нетрадиционного характера – это обучение хождению на ходулях, вращению в колесе (тренажер для подготовки парашютистов), учимся жонглировать.
Наибольший интерес к тренировкам устанавливается тогда, когда занимающийся увидел, как выполняется тот или иной акробатический (стойка, хождение на руках), гимнастический элемент на перекладине и брусьях. В данном случае срабатывает схема увидел – хочу, или, иначе говоря, у занимающихся вырабатывается мотив к выполнению задания.
Кроме того, я учу занимающихся осознавать и соизмерять цели своих действий и соотносить их с мотивами тренировочного процесса, в который эти действия включены.
Вывод.
Чтобы замотивировать подростка к занятиям физкультурой или любым видом спортивной деятельности, надо узнать его потребности.
Только дифференцированный, личностно-ориентированный подход к тренировочному процессу и создание атмосферы доброжелательного общения может способствовать формированию у подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Зная особенности мотивационной сферы подростка и тенденции ее становления, тренер будет грамотно строить тренировочный процесс.
Необходимым условием тренировок является создание ситуации успешности для каждого ребенка.
Критерием оценки мотивации подростка является регулярная посещаемость и высокий уровень развития навыка.