Публикации
Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Чеботарева Татьяна Георгеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи
Автор: Чеботарева Татьяна Георгеевна
Взаимосвязь в работеучителя-логопеда ДОУ и педагога-психологас детьми, имеющими речевые нарушения.Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода), основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно- образовательного процесса. Взаимодействие специалистов с детьми, в котором определены частные (специфические) задачи.Задачи работы логопеда -Обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной речевой помощи; -Изучение уровня речевого, познавательного развития; -Изучение индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи; -Определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком; -Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами; -Оценка результатов помощи детям; -Определение степени речевой готовности детей к школьному обучению; -Проведение просветительской и пропедевтической работы с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения; -Осуществление контроля за качеством речевой работы с детьми педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые нарушения; Задачи работы психолога -Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. -Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. -Развитие общей и мелкой моторики. -Развитие слухового внимания и фонематического слуха. -Развитие зрительно-моторной координации. -Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. -Активизация отработанной лексики. -Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия. - Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. -Повышение психологической культуры родителей и педагогов. Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия. Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.