Публикации ФГОС в сфере дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФГОС в сфере дошкольного образования
Автор: Анастасина Екатерина Олеговна

Тема Система российского дошкольного образования
Система российского дошкольного образования
в стратегических документах
• Национальная стратегия действий в интересах детей на
2012 – 2017 гг.
• Национальна доктрина образования в РФ
• Образовательная инициатива Наша новая школа
• Государственная программа Российской Федерации
Развитие образования на 2013-2020 годы
• Федеральные государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации
• П Л А Н мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в
отраслях социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и науки"• актуальным, особенно в дошкольном
образовании, остается неравный доступ к
качественному образованию, являющийся одним
из факторов, усугубляющих складывающееся
социальное неравенство.
• задача развития кадрового потенциала системы
образования. На решение этой проблемы
направлены задачи создания современной
системы непрерывного образования, подготовки
и переподготовки профессиональных кадров.
Цель образовательной политики в сфере
дошкольного образования
— реализация права каждого ребенка на
качественное и доступное образование,
обеспечивающее равные стартовые
условия для полноценного физического и
психического развития детей как основы их
успешного обучения в школе.
Базовые идеи Российского дошкольного
образования
• о преемственности и непрерывности дошкольного и
начального общего образования;
• о допредметном содержании образования детей дошкольного
возраста;
• о целостности процесса образования (единства воспитания,
обучения и развития) детей дошкольного возраста как
совокупности педагогических условий, направленных на
развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального
мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения
и взаимодействия с миром, культурой и людьми в
поликультурном обществе;
• о вариативности современного дошкольного образования, его
диверсификации, гибкой системе дополнительных
образовательных услуг;
• о семье как важнейшем институте воспитания, факторе
развития и образования ребенка старшего дошкольного
возраста.
Достижения системы дошкольного
образования
• ориентация дошкольного образования на развитие личности ребенка в
поликультурном пространстве, сохранение его физического, психического и
социального здоровья;
• научно-методическая оснащенность дошкольного образования
(комплексные и парциальные программы, их методическая
обеспеченность);
• вариативность, гибкость дошкольного образования, ориентированного на
удовлетворение запросов родителей детей;
• мобильность дошкольных образовательных учреждений и успешность в
переходе к новому экономическому статусу, относительной финансовой
независимости;
• многовариантность подготовки педагогов нового поколения для системы
дошкольного образования;
• включенность дошкольных образовательных учреждений в инновационную
и опытно-экспериментальную деятельность в образовании;
• открытость дошкольного образования, многообразие связей дошкольных
образовательных учреждений с культурными, образовательными,
просветительскими учреждениями, образовательными учреждениями за
рубежом.
Проблемы современной системы дошкольного
образования
• снижение уровня здоровья детей и эмоциональной
комфортности к старшему дошкольному возрасту
вследствие возникающих учебных перегрузок;
• увеличение в дошкольных учреждениях количества детей- мигрантов, требующих особых условий адаптации к новой
культурной среде;
• качество дошкольного образования, снижающееся в силу
естественного для социально-экономической ситуации расширения спектра дополнительных образовательных
услуг;
• недостаточная оформленность дошкольного образования
как ступени непрерывного образования, его
необязательность для образовывющихся;
• недостаточная преемственность дошкольного и
начального школьного образования.
Приоритетные задачи развития системы
дошкольного образования
• обеспечение доступности дошкольного
образования;
• обеспечение качества дошкольного
образования, равных стартовых
возможностей при поступлении в школу.
Изменения в дошкольном образовании
(Дорожная карта)
• Ликвидация очередности на зачисление
детей в дошкольные образовательные
организации
• Обеспечение высокого качества услуг
дошкольного образования
• Введение эффективного контракта в
дошкольном образовании
Ожидаемые результаты
• развитие вариативных форм дошкольного
образования
• разработка и внедрение федеральных
государственных образовательных
стандартов дошкольного образования;
• обновление основных образовательных
программ дошкольного образования с
учетом требований стандартов
дошкольного образования;
10• разработка и внедрение системы оценки качества
дошкольного образования;
• введение оценки деятельности организаций
дошкольного образования на основе показателей
эффективности их деятельности.
• кадровое обеспечение системы дошкольного
образования;
• обеспечение обновления кадрового состава и
привлечение молодых талантливых педагогов для
работы в дошкольном образовании