Публикации Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение занятий и тренировок с лицами имеющими ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение занятий и тренировок с лицами имеющими ОВЗ.
Автор: Кракосевич Ирина Анатольевна

Методическая разработка «Игра как основа решения задач физического воспитания детей - инвалидов»Разработал: инструктор высшей категории Кракосевич И.А.2017г.Содержание:ВведениеГлава 1 Теория и методы игровой деятельности детей-инвалидов. Глава 2. Принципы, методы и приёмы работы с детьми-инвалидами. Глава 3. Играем и лечимся.
  • Трудности игры
  • Разновидности и характеристика лечебных игр
  • Как выбрать игру в соответствии с возрастом
  • Признаки утомления детей и методические приемы их устранения
  • Общие рекомендации для проведения игр.
  • ЗаключениеЛитератураИгра как основа решения задач физического воспитания детей - инвалидов.Введение Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, так как именно они являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировки всей его системы. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Ведь играть для них – это, прежде всего, двигаться и действовать. В игре ребёнок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает все формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Играя, ребёнок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов. Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. П.Ф.Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребёнок готовится к жизни. Актуальность В настоящее время в России насчитывается более 2млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поиск новых путей решения этой проблемы связан с необходимостью, совершенствования процесса физической подготовки и психологического развития подрастающего поколения, за счет использования различных средств в организации физкультурной работы с использованием игр разной подвижности. Дети, которые в силу тех или иных причин страдают различными заболеваниями, нуждаются не только в специальном медикаментозном лечении, но и в дополнительных мероприятиях, направленных на облегчение течения заболевания и быстрое восстановление всех функций организма. Объект исследования – организация физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.Предметом исследования является коррекция двигательных нарушений на дополнительных занятиях по физической культуре с элементами ЛФК и педагогическая помощь родителям в организации физического воспитания ребёнка с ОВЗ.Гипотеза. Недостатки двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста могут быть скорректированы в ходе целенаправленной коррекционной работы с использованием игровых методов, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.Целью исследования является  изучение эффективности использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у старших дошкольников при различных формах отклонения в здоровье.Глава 1 Теория и методы игровой деятельности детей-инвалидов В категорию детей-инвалидов входят дети и подростки, не достигшие восемнадцати лет и имеющие существенные ограничения жизнедеятельности, следствием которых являются нарушения развития, неспособность к общению, обучению, контролю своего поведения, самостоятельному передвижению и осуществлению в будущем трудовой деятельности. Установление инвалидности ребёнка чрезвычайно сильный стресс для его родных и близких. У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще Аристотель сказал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также надо отметить положительное влияние занятий танцами, физкультурой и спортом на развитие личности, что особенно ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства.Любому человеку хочется, чтобы его ребенок родился и рос здоровым и умным, но порой случается так, что судьба распоряжается иначе. Это не значит, что малыши с отклонениями в здоровье меньше любимы и обожаемы. Они такие же наши солнышки, как и все детки, однако им нужна другая забота и обучение, так как в силу своих особенностей они не могут принимать участие в обычных играх и забавах. Игры для детей-инвалидов построены по принципу «польза во всем». Дело в том, что такие малыши редко находят смысл в простом времяпровождении, им сложно самостоятельно найти себе занятие, и если они не играют, то просто скучают. Особенные детки воспринимают мир иначе, и задача родителей – показать им, что они являются его частью, прекрасной и необыкновенной. Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая вне меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин. Право всех детей на досуг и игры записано в международных документах ООН и проводится в жизнь рядом авторитетных международных организаций - ВОЗ, ЮНЕСКО, ОМЕП и др. Это право в полной мере касается и детей-инвалидов. Подвижная игра - специфический вид двигательной деятельности. Она является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место, как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи. Для детей-инвалидов игровой метод представляется наиболее целесообразным. Нарушение нормальных контактов, вызванных патологическими нарушениями, незрелость эмоциональной и волевой сферы, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении – отчетливые признаки социально-психической дезадаптации. По мнению Л.С. Выготского психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психологической сфере. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, переноска груза, лазание и т.д. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в колясках. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры и др. развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, улучшают качество звукопроговаривания, помогают освоению элементарных математических представлений и т.п., т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников. Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, повышает самоотдачу, создает творческую атмосферу, способствует устранению замкнутости, застенчивости. Игра позволяет моделировать ролевые отношения, вступать во взаимодействие с партнерами, что необходимо для формирования навыков общения среди детей-инвалидов. В работе очень важно на занятиях создавать благоприятные двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Принцип “не навреди” является одним из наиболее существенных в организации физкультурно-спортивной, досугово-игровой деятельности. При подготовке к проведению подвижных игр инструктор должен учитывать следующие моменты:
  • содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
  • подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
  • содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия – коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
  • в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
  • Так как, я работаю в детском саду с коррекционной направленностью, который посещают более 350 детей. Из них более половина имеют один, а то и два заболевания различного характера. Реализуя в детском саду одну из своих физкультурно-оздоровительных программ «Здоровячок» привожу к расширению возможностей двигательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет им повысить свои физические кондиции. Занятия с детьми с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, строятся с учётом индивидуальных особенностей, уровня физического здоровья, психо-эмоционального статуса, характера заболевания.В своей работе с  данными детьми  руководствуюсь принципом, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если знать, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека.Привитие навыков к занятиям физкультурой и спортом начинается с раннего возраста. В отдел реабилитации принимаются дети с 4 лет. Для этой категории детей разработана программа «Здоровячок».Задачи физического воспитания дошкольников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП и НОДА) можно разделить на несколько групп.В первую группу входят те классические задачи, которые решаются и в работе со здоровыми детьми – это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. К задачам общеобразовательного характера относятся задачи формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. К оздоровительным задачам относятся задачи охраны и укрепления здоровья ребенка, развития сохранных функций организма ребёнка и совершенствования адаптационных и функциональных возможностей, повышения умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития.Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.Вторую группу задач составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на: основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;- преодоление слабости  отдельных мышечных групп;- улучшение подвижности в суставах;- нормализация тонуса мышц;- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и др.Дети с НОДА обучаются  по программе “Здоровячок” на основании заключения медико-психолого-педагогического консилиума. В медицинской карте ребёнка указываются дефекты опорно-двигательного аппарата, которые следует преодолеть направленными упражнениями. К сожалению наш детский сад имеет лишь один физкультурный зал, в котором находятся как и спортивный инвентарь к физкультурным занятиям, так и тренажёры, и сухой бассейн, что порядком «съедает» полезную площадь для двигательных игр с детьми. В результате работы по данной программе  дети становятся способными проявлять активность на людях во время праздников и массовых мероприятий, у них возникает желание общаться, заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях Глава 2 Принципы, методы и приёмы работы с детьми-инвалидами. Важным фактором в формировании личности ребёнка-инвалида это не просто комплексное воспитание, а организованное педагогическое воздействие по принципу целостной системы специального обучения. Коррекционное обучение, как показали исследования, - это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребёнка, имеющее то или иное отклонение в развитии. Дети-инвалиды – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Эффективными приёмами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые ситуации;- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;- игры малой и средней подвижности, игры с предметами (мячом, «парашютом»). В основе всех вышеперечисленных игр лежит принцип совмещения элементов игры и обучения, то есть переход от забав к учебно-познавательной деятельности. В этих играх для детей-инвалидов чётко соблюдена взаимосвязь между внешней и умственной активностью. Вывод: Таким образом, игра как средство и метод двигательной активности, используемая в адаптивном физическом воспитании, синтезирует в себе те функции, которые сопутствуют социализации ребенка-инвалида.Глава 3 Играем и лечимся Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Это все правильно при сложном течении заболевания. В остром периоде любого заболевания ребёнку показан покой, но, как только начинается процесс выздоровления, обязательно и постепенно вводятся физическая нагрузка и двигательный режим. Во время диагностированное заболевание и верно подобранное лечение, несомненно, помогут ребёнку справиться с болезнью, но не стоит забывать и о том, что ему гораздо легче будет выполнять рекомендации врача, если они будут поданы в игровой форме. Всем известно, что в игре ребёнок развивается и учится, но не все знают о том, что игра способна и лечить. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательные системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к частым заболеваниям. Многие выдающиеся люди (например В. Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильная организованная двигательная активность помогла организму справиться с недугом. Они смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания. Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравиться. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствует потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. При проведении игротерапии важно помнить, что легкие игры следует чередовать с более сложными, и это позволит разнообразить занятия. Чем чаще будут проводиться лечебные игры, тем большую пользу они принесут. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3-4 месяца по 2-3 раза в день).Трудности игрыВ целом поделить игры с детьми-инвалидами можно на два вида: индивидуальные и , каждый их которых призван формировать определенные навыки и качества.Индивидуальные занятия в большинстве своем носят обучающий характер, и направлены на развитие чётко обозначенных навыков и умений. Если это дети с задержкой в развитии речи, то в занятии уделяется внимание именно произношению звуков, букв, слогов и т.д. Но, в то же время, должна чётко соблюдаться игровая форма, ведь малыши не особо усидчивы, а внимание их рассеянно. Игра же помогает вызвать интерес и побуждает к действию.Коллективные игры существуют для того, чтобы социализировать детей, дать им понять, что они не хуже других ребят. Чаще всего они воздействуют на психологию ребенка, ведь «особенные» дети часто замкнуты, скромны, необщительны. Этот барьер нужно преодолевать, чему и помогают игры для детей с ограниченными возможностями.Разновидности и характеристика лечебных игрИгру, как и лекарство, следует подбирать в зависимости от заболевания, применяя индивидуальны подход. Именно поэтому для лечения и профилактики той или иной болезни были разработаны и подобраны определённые игры. А чтобы проще в них ориентироваться, они были разбиты на группы. Специалисты выделяют следующие группы лечебных игр:
  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
  • игры при заболеваниях нервной системы.
  • Игры при заболеваниях органов дыхания.
  • Игры при различных нарушений (обмена веществ, психомоторного развития, при сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваниях и др.)
  • Игры при ДЦП.
  • Логопедические игры.
  • Восстанавливающие и профилактические игры.
  • Каждая группа игр соответствует определённым целям и имеет свои особенности. Так, игры при заболеваниях органов дыхания помогают облегчить течение таких болезней, как бронхиальная астма, заболевания носа и горла и т.д.Как выбрать игру в соответствии с возрастомДля лечения и профилактики тех или иных заболеваний игры следует подбирать не только в соответствии с общим состоянием здоровья ребёнка, но и с учётом его возраста. Так, не следует предлагать ребёнку в возрасте 3 лет игры, в которых придётся выполнять сложные задания. Каждая игра должна соответствовать имеющимся знаниям, умением и навыком ребёнка.При выборе игры важно учитывать следующие моменты:
  • Игра должна быть простой, доступной, а также соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка.
  • Игра должна побуждать ребёнка к активным действиям, к желанию играть и быть здоровым.
  • Игра должна побуждать ребёнка к самостоятельным действиям.
  • Игра должна не только помогать справится с те или иным заболеванием но и отвечать определённым эстетическим требованиям.
  • Признаки утомления детей и методические приемы их устраненияДети, страдающие различными заболеваниями, быстро утомляются и устают, теряя при этом интерес не только к игре, но и к окружающей действительности.Для того чтобы вовремя понять, когда ребёнок устал, нужно обращать внимание на следующие признаки:
  • Капризы и беспричинный плач;
  • Ребёнок начинает зевать и тереть глаза;
  • Он отвлекается на посторонние занятия (теребит пуговицы, смотрит по сторонам и т.д.);
  • Допускает ошибки в игре;
  • Движения становятся замедленными и вялыми;
  • Проявляет агрессию к окружающим;
  • становится гиперактивным.
  • Но следует учитывать не только общие признаки усталости, но и индивидуальные. Например, если ребенок стал неразговорчив, ищет уединение, это говорит о том, что он устал и ему просто необходимо отдохнуть.Утомление может быть вызвано следующими причинами:
  • большая нагрузка на нервную систему (игра была чересчур эмоциональной);
  • недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  • шум;
  • плохое освещение.
  • Скорость утомления зависит от множества причин, таких как:
  • возраст (чем младше ребенок, тем быстрее он устает);
  • темперамент (меланхолики и холерики устают быстрее, чем флегматики и сангвиники);
  • здоровье (чем серьезнее заболевание, тем меньше по времени должна быть нагрузка);
  • наличие или отсутствие опыта пребывания в различных условиях (общение со сверстниками);
  • умение окружающих вовремя объяснить, подбодрить и похвалить ребенка.
  • Для того чтобы ребенок не утомлялся, родителям следует придерживаться следующих правил:
  • соблюдать режим дня ребенка;
  • чаще бывать с ним на свежем воздухе; соблюдать температурный режим в помещении, где ребенок играет (не должно быть слишком жарко или холодно);
  • как можно чаще предлагать ребенку новые игры;
  • чередовать спокойные и активные игры;
  • неожиданно не прерывать игру, интересную ребенку;
  • удовлетворять потребности ребенка в движении, общении, познании нового.
  • Веселые игры Это может быть , подвижные игры с палочками и ленточками, «День и ночь», «Ласковый мелок», «Парашют» и многие другие. На нетрадиционном пособии «Парашют» хочу остановиться более подробно.«Парашют» - это нетрадиционное пособие для физического развития детей.История создания игрового парашюта к сожалению не известна, но известно, что в России он был продемонстрирован в 1996 году на международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. В большинстве случаев это пособие используется психологами для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.Основная цель игр с парашютом – развитие физического и психоэмоционального здоровья.В играх с парашютом решается целый ряд важных задач для развития детей любого возраста и даже коллективов взрослых:- Учит согласовывать действия;- Учит чувствовать других;- Учит взаимодействовать друг с другом;- Развивает внимание, координацию;- Развивает воображение, творчество, фантазию;- Развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;- Воспитывает выдержку, терпение;- Воспитывает взаимопомощь, дружеские качества;- Воспитывает командный дух, сплоченность коллектива.Но главная задача – доставить детям радость! Нет ни одного ребенка без эмоций в играх и упражнениях с парашютом.В игровой деятельности с детьми я использую парашют при выполнении различных общеразвивающих упражнений и корригирующих (разные упражнения их разных исходных положений). А также при выполнении основных движений (разные виды ходьбы и бега, подлезание, бросание и подбрасывание мячей и другое). В конце занятия детям нравится лежать на парашюте под звуки природы, шум моря, что хорошо сказывается на состояние детей, развивает фантазию и воображение.Уникальность данного атрибута состоит в том, что парашют сразу привлекает к себе внимание и никого не оставляет равнодушным! Вывод: Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера; формирует двигательные навыки в основных видах движений и развитие физических качеств; предупреждает нарушений опорно-двигательного аппарата; развивает внимания, память.Общие рекомендации для проведения игр.1. Для ребёнка во время болезни рекомендуется выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребёнка на точность выполнения движений и соблюдении правил игры.2. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры – 5 минут, но постепенно увеличивать до 10-15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами заставками и пением.3.Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Желательно проводить игры по несколько раз в день.4.При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребёнка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.5.Необходимо проветривовать комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.6.Важно, чтобы был оптимум нагрузки: небольшое покраснение кожи, бодрые движения и небольшая потливость кожи.7. Любая нагрузка гораздо полезнее её отсутствия. Если даже вам и не удаётся соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это – самая лучшая форма выражения любви и забота!Заключение Так как у детей игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении реабилитационных занятий являлся одним из основных. Через игру дети понимают, насколько мы-люди бываем разными, но, тем не менее, очень похожие, и можем вместе играть и веселиться, несмотря ни на что. Дети-инвалиды научились приспосабливаться и жить в детском коллективе, не стесняться своей болезни, не чувствовать себя виноватым, включаются в устойчивые социальные связи на уровне межличностных контактов со здоровыми сверстниками и взрослыми. Нужно помнить о том, что жизнерадостные и бодрые дети гораздо легче справляются с заболеваниями, быстрее поправляются, а многие игры не только способны поддержать хорошее настроение, но и вылечить. Играйте с детьми. Уделяйте им часть своего времени, но при этом и не стремитесь к излишней опеке. Развивая способности детей с ограниченными возможностями здоровья, обязательно нужно использовать самые разные игры для детей-инвалидов, и положительные результаты не заставят себя долго ждать!Список используемой литературы
  • Галанов А.С. Игры, которые лечат: Для детей от 3 до 5 лет. М.: Сфера, 2006. 
  • Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с.
  • Лапицкая Е.М. «Физкультура для детей» (как организовать занятия с разными детьми), под ред.: М.М.Безруких.-М.:Эксмо,2009. -176с.
  • Лечебные развивалки: развивающие игры для детей/ Авт.-сост.:С.А.Кочнева, О.В.Репина.-М.:2009.-320с