Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Юркова Татьяна Васильевна

Русский язык, 3 класс.
Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 4 Юркова Татьяна Васильевна
Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов проблемного обучения и групповой работы
Тема урока: Знакомство с понятием сложные слова.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия сложные слова;
развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;
воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.
Ход урока.
Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём
Актуализация знаний учащихся.
- Отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. (Слайд 2) Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:
- Вспомните полные названия орфограмм. (Слайд 2 )
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)
3. Постановка проблемы.
Работа в четвёрках.
( Даны слова: стриж, грачи, ворона, дрозд, сова, буревестник, вертишейка)
- Назовите данную группу слов, одним словом. Кто такие птицы? Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.
- Распределите слова по группам в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. (Слайд 4)
Проверим, как выполнили задание. (Слайд 4)
- Где возникло затруднение? Сравним, как выделили корень ребята каждой группы. (Слайд 5)
ВЕРТИШЕЙКА ВЕРТИШЕЙКА
БУРЕВЕСТНИК БУРЕВЕСТНИК
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этих словах?)
4. Решение проблемы.
Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде 6 картинка с изображением птицы.
- Как вы думаете, почему птицу так назвали? (Предположения детей)
- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.
- Почему птица получила такое название?
На слайде 7 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ
- Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)
- Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)
- Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?
- Так сколько корней в этом слове? Какое название вы бы дали таким словам.
- Такие слова в русском языке называют сложными. (Слайд 7)
- Как вы думаете, почему им дали такое название? (Слова получаются путём сложения двух корней)
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
1) Работа в четвёрках. (Слайд 8)
- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК. Почему птица получила такое название? Докажите свою точку зрения.
(Рассказ о буревестнике подготовленного ученика)
Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что появление буревестника – к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.
2) - Составьте сложное слово – название птицы из данных корней. (Слайд 9)
- Почему птицу так назвали? Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. (мухоловка – ловит мух) (Слайд 10)
6. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 1)
На слайде стихотворение. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
- Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название?
- С чем он сравнивает хвост птицы?
- Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. Как вы можете объяснить слова автора хвост горит? (Слайд 12)
7. Итог урока. (Слайд 13)
- О каких словах узнали на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было трудным?
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке (Слайд 14)
На доске два скворечника, на партах у учащихся шаблоны птичек.
- Поселите свою птичку в тот скворечник, который соответствует вашему настроению после урока.
Мой мультимедийный урок
гласные
непроизносимые
парные