Публикации «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Гулицкая Наталья Адистовна

Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, по вопросам социокультурного развития дошкольников, как залог успешной реализации
ФГОС ДО.
Гулицкая Наталья Адистовна,
Старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 24 Изюминка,
Нижний Новгород
Galina.V1972@mail.ru
Новое время диктует новые условия. В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. Происходит модернизация системы образования, в том числе и дошкольного.
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования (Федеральный закон РФ Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 – ФЗ ст.10 п.4). Утвержден (Приказ Минобрнауки РФ Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155) и вводится в действие ФГОС дошкольного образования. Реализуются новые финансово-экономические модели (муниципальное задание, подушевое финансирование и пр.).
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе является осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования.
ФГОС ДО диктует новые требования к содержанию, условиям и результатам реализации дошкольного образования. Одной из образовательных областей (направлений развития личности) является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основные условия социально-коммуникативного развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО:
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач по данному направлению:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Представляю вашему вниманию проект организации социального партнерства ДОУ с учреждениями социума.
Тема проекта: Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей.
Миссия: Обеспечение условий для полноценного и эффективного социокультурного развития детей, вовлечение в образовательную деятельность родителей, успешное сотрудничество с социумом.
Цель: создание качественно новой модели образовательной деятельности ДОУ, ориентированной на социокультурное образование детей.
Задачи:
1. Апробировать и внедрить программно-методическое обеспечение образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2. Разработать и апробировать авторские программы и пособия по социокультурному образованию детей дошкольного возраста.
Актуализировать содержание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО по направлению социокультурного развития детей.
Повысить кадровый потенциал ДОУ в соответствии с требования ФГОС ДО.
Создать единое информационное пространство семьи и ДОУ и реализовать ОП ДО.
Достичь результатов освоения ОП ДО в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО, в том числе по направлению социокультурного образования детей.
Задачи развития субъектов образовательного процесса:
- Ребенка– Развивать его интересы и потребности, его физическое психическое и социальное здоровье - как основа жизни и прогрессивного развития человека.
-Педагог -Создать условия для творческой, инновационной работы, содействовать в формировании авторского опыта и повышении квалификации.
-Семья– важнейший фактор воспитания и развития дошкольника; деятельность ДОУ должна быть направлена на потребности семьи в воспитании, образовании и развитии ребенка, соблюдение партнерских отношений при взаимодействии с семьей.
Ожидаемый результат:
В функционировании ДОУ:
- создана действующая модель образовательной деятельности ДОУ, ориентированная на социокультурное развитие детей;
- создана обновленная развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя компоненты социокультурной направленности;
- обеспечена конкурентоспособность и востребованность МБДОУ на рынке дошкольных образовательных услуг.
В работе педагогических кадров:
- создано программно-методическое обеспечение социокультурного образования детей, в том числе авторскими программами и пособиями;
- сформирован достаточный уровень профессиональной компетенции педагогов МБДОУ по вопросам социокультурного развития и воспитания детей;
- обеспечение дальнейшего развития условий для успешного освоения педагогических технологий;
- высокий уровень творческого инновационного потенциала педагогических кадров МБДОУ.
В работе с семьями воспитанников:
- создано единое информационное пространство ДОУ, семьи и социума с целью социокультурного воспитания личности дошкольника;
- активное взаимодействие МБДОУ и семей воспитанников с целью социокультурного воспитания личности дошкольника;
- созданная система дополнительного образования доступна и качественна;
В работе с детьми:
- сформированность качеств у дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
Цель руководителя: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи руководителя:
Приобщать детей к родной истории и культуре;
Формировать содержания общего социально-гуманитарного образования через обеспечение разнообразия мировоззренческих подходов, обеспечения благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания российской гражданственности и патриотизма, исторического сознания.
Модель взаимодействия ДОУ с социумом.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
1 этап – мобилизационный.
Цель: Обеспечение готовности всех участников педагогического процесса к реализации Проекта. Ресурсное обеспечение инновационной идеи.
Задачи
Направления деятельности
Исполнитель
1. Создание механизма разработки Проекта
Разработка Проекта.
Заведующий
Ст.воспитатель
2. Информирование о реализации проекта
Подготовка материалов о деятельности ДОУ на конкурсы: районные, городские и др.
Ст.воспитатель
Выпуск методической продукции по материалам проекта.
Заведующий, ст.воспитатель
Размещение информации на сайте ДОУ.
Ст.воспитатель
3. Кадровое обеспечение
Разработка плана повышения квалификации всех сотрудников ДОУ.
Заведующий
2 этап – инновационно-поисковый.
Цель: Разработка проектов социокультурного образования воспитанников.
Задачи
Направление деятельности
Исполнители
1. Программное обеспечение, методики, технологии
Разработка и реализация основной образовательной программы МБДОУ детский сад №24, разработанной на основе ФГОС ДО.
Обновление дополнительных образовательных программ.
Внедрение ИКТ, проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Ст.воспитатель
Организационно-педагогическая и методическая работа
Педагогический совет ФГОС ДО – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
Ст.воспитатель
Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.
Заведующий, ст.воспитатель
Организация работы постоянно действующего семинара внутреннего практического семинара Изучаем и работаем по ФГОС ДО.
Заведующий, ст.воспитатель
Участие педагогов в республиканских, городских, районных семинарах по теме Организация работы ДОУ при переходе на ФГОС ДО.
Ст.воспитатель
Консультации по проблеме внедрения ФГОС ДО.
Ст.воспитатель
Педагогический час, семинары-практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС ДО.
Ст.воспитатель
Введение инноваций в организацию образовательного процесса:
- обновление форм воспитания и обучения детей используя различные варианты деятельности
- обновление методов воспитания, направленных на личностно-ориентированную модель взаимодействия ребенок-педагог;
- обновление РППС, в соответствии с требованиям ФГОС ДО.
Заведующий, ст.воспитатель
Разработка и апробация рабочих программ педагога
Ст.воспитатель, педагоги
Разработка и апробация индивидуальных программ развития детей.
Ст.воспитатель
педагоги
3. Кадровое обеспечение
Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа
Ст.воспитатель
Диагностика образовательных потребностей профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ по реализации ФГОС ДО.
Ст.воспитатель
Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов.
Ст.воспитатель
Курсы повышения квалификации педагогов ДОУ по программе Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Ст.воспитатель
Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов
Заведующий, ст.воспитатель
Выявить творческий потенциал педагогов
Консультации:
Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников
Виды проектов и использование их в разновозрастных группах
Участие родителей в проектной деятельности
Ст.воспитатель
Семинар-практикум:
Метод проектов в дошкольном образовании
Педагогический совет Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ
Ст.воспитатель
Разработка проектов:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла
муз. руководитель
2. Детский мюзикл – как форма сотрудничества с семьей в ДОУ
Ст.воспитатель
воспитатели
3. Одаренный ребенок
Педагог – психолог
4. Театр детям
Педагог дополнительного образования
5. Наши любимые сказки (книга, как форма общения)
Воспитатели
3 этап – преобразующий.
Цель: Реализация проектов и апробация авторских программ и методических материалов.
Задачи
Направление деятельности
Исполнители
1.Обобщение и распространение опыта по развитию творческих способностей дошкольников средствами детского мюзикла.
Апробация и подготовка к сертификации авторской программы Детский мюзикл.
Заведующий, муз.руководитель
Разработка методических рекомендаций для педагогов
Ст.воспитатель, муз.руководитель
Реализация и апробация проектов:
1. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла
2. Детский мюзикл – как форма сотрудничества с семьей в ДОУ
3. Одаренный ребенок
4. Театр детям
муз.руководитель
Ст.воспитатель, педагоги
Педагог – психолог
Педагог дополнительного образования
4 этап – рефлексивно-обобщающий.
Цель: Анализ и оценка результатов реализации Проекта.
Задачи
Направление деятельности
Исполнители
Обработка информационно – аналитических материалов. Определение динамики развития.
Провести мониторинг образовательного процесса в группах.
Организовать проведение итогового семинара: анализ, выводы, рекомендации.
Оформить результаты работы по реализации проекта в видеметодических рекомендаций или пособий для музыкальных руководителей и педагогов
Старший воспитатель
Заведующий, старший воспитатель, творческая группа
Анализ влияния инновационных технологий на развитие ДОО. Выявить положительные и отрицательные тенденции в реализации проекта
Организовать круглый стол Социокультурное развитие детей дошкольного возраста.
Провести проблемно – аналитический семинар.
Обеспечить индивидуальное консультирование воспитателей по проблемным вопросам
Организовать работу методической мастерской по созданию тематических проектов.
Заведующий, старший воспитатель, творческая группа
Трансляция педагогического опыта
Организовать проведение открытых мероприятий для родителей по данному вопросу.
Провести мастер – класс для педагогов и музыкальных руководителей района Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.
Обобщить опыт работы.
Разместить материал на сайте ДОУ.
Создание сайтов педагогов для обмена опытом по данной теме.
Заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель
Заведующий
Старший воспитатель
Музыкальный руководитель, педагоги
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:
использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;
решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
1