Публикации Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Автор: Чадова Надежда Ивановна

Консультация для родителей«Играйте вместе с детьми»Исключительное значение в концепции развивающей среды придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра способствует формированию самооценки ребенка. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании.Важно и то, что в игре активно формируется способность принимать точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции. Тем самым создается возможность учитывать мнения других при выборе средств, планирования действий для достижения цели.Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества». Именно в играх с правилами ребенок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат.Чрезвычайно важно также, что в процессе данных игр у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности.Поэтому большое место в жизни 5-7 летних детей занимают собственно игры с правилами. Их изучению были посвящены работы А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Ф.И.Фрадкиной, Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко. Однако для того, чтобы игра с правилами способствовала становлению субъектного опыта ребенка, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организованной взрослым, в самостоятельную деятельность детей.Игры с правилами предоставляют широкие возможности для проявления инициативы, принятия самостоятельных и ответственных решений, свободного и осознанного выбора, активного и творческого поиска в тесном сотрудничестве с другими детьми. Освоение данных игр существенно облегчает подготовку детей к обучению в школе.Игры по правилам характерны для старших дошкольников. В них дети учатся подчиняться правилу, которое приобретает для них внутренний смысл. Выделяются две группы таких игр: для первой группы характерно, что правило дается ребенку взрослым; для второй - правила передаются по традиции от одного поколения детей к другому. В их числе немало народных игр, овладевая которыми, дети постигают некоторые элементы культуры народа. Так игра с правилами является элементом детской субкультуры, принадлежностью детской жизни от дошкольного возраста до подросткового.Обычно выделяются такие типы игр:1.подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характерувыполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);4.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой,трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу,дочки-матери, магазин, железную дорогу.Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность.Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:Игры драматизацииПодразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого неявляется жестким каноном в отличие от спектакля.В этом виде следует выделить игры – импровизации. Сущность ихзаключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации. С.Т. Шацкий так комментировал эти игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика рольвзрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективноевоспитательное влияние игры.Игры детей дошкольного возрастаВедущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролеваяигра интенсивно развивается и достигает во второй его половине своеговысшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между ребенком иправилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку выполнение правил.По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным материалом, но и пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто играют,забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже вся играпринимает коллективный характер, хотя строгого распределения ролей нет, идети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что детипредпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности в обращении с ними.В среднем дошкольном возрасте у детей начинает преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты или темы этих игр, так и их содержание (действие, раскрывающее сюжет) становятся все более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные, общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются по своей форме. Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие,допускают всякого рода условности в игре, заменяют одни предметы другими, дают им вымышленные названия, изменяют порядок изображаемых действий и т.д.И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.Сущность игры, как ведущей деятельности, состоит в том, что детиотражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности ивзаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей деятельности.В игровом коллективе у детей появляется потребность регулироватьвзаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственногоповедения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им быловоспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников. Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной последовательности. Каждое действие, производимое ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого.Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важнымвыполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этимтребованиям все свои игровые действия.Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы.Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, нотолько потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.На основании выше сказанного можно сделать 2 вывода:1.Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. Это и является основным мотивом в игре.2.В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли. В младшем возрасте для детей отношение «Я – роль» еще не существует. И хотя в игре ребенок никогда не отождествляет себя полностью с тем человеком, функции которого он воссоздает в игре. Только к концу дошкольного возраста (во второй его половине), это отношение создается ребенком, находя свое выражение в ряде симптомов, которые, в общем, могут быть обозначены как критическое отношение к изображению взятой на себя роли или выполнение ролей товарищами по игре.В дошкольном возрасте наблюдается значительное расхождение междурегуляцией игрового и неигрового поведения. В игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложнейшую задачу; особенно велик разрыв в уровне игровой и неигровой производительности у детей 4-6 лет.Организуя сюжетные игры в детском коллективе (особенно длительные) педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе детей через их игровые взаимоотношения.Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих и себя. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.