Публикации Дети - это наше будущее!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети - это наше будущее!
Автор: Баклыкова Ольга Львовна

Консультация для воспитателей
Профилактика и коррекция зеркального написания печатных букв и цифр
Подготовила и провела учитель-логопед Баклыкова О.Л.
У детей старшего дошкольного возраста зеркальное письмо букв и цифр (написание букв и цифр не в ту сторону) встречается довольно часто. По мнению Татьяны Григорьевны Визель - доктора психологических наук, в случае, если ребенок только начал печатать буквы и цифры и печатает их зеркально в течение трех месяцев – это нормально. Если после трех месяцев зеркальное письмо остается, необходимо провести коррекцию данного нарушения. Чаще всего зеркальное письмо встречаются у детей дошкольного возраста (6- 7 лет) и выявляется при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить различия оптически сходных букв.
У детей младшего школьного возраста, начиная со второго класса зеркальное письмо букв и цифр рассматривается как один из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат: недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу; недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза; недостаточная сформированность буквенного гнозиса . Точных данных о частоте встречаемости зеркального письма нет. В литературе подчеркивается связь зеркального письма только с одним левым признаком асимметрии — леворукостью: в обычных школах пишущих зеркально — 0,48 % детей, в школах для детей с физическими дефектами — 1,1 %, в школах для умственно отсталых детей — 8 % и среди них праворуких мальчиков — 1,6 %, праворуких девочек — 2,8 %; зеркальное письмо обнаружено у 31,8 % леворуких мальчиков и у 33,3 % леворуких девочек, и оно встречается в 17 раз чаще среди умственно отсталых по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Предпосылки зеркального письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой. Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть зеркально. То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношении отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений, на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер.
Поэтому нужно думать не столько о буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания. Работу по различению правильной буквы и ее двойника, нужно проводить поэтапно для того, чтобы помочь развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Этапы работы, предложенные Натальей Горожаниной, педагогом, которая работает в детском саду неполного дня г. Солнечногорска Московской области
Зла белка шишки - эта ошибка в собственной прописи первого класса памятна мне до сих пор. Чем она так запомнилась? Может своей нелепостью и моим удивлением от этой нелепости. И только став педагогом, я поняла, что ошибка не была нелепой. Я старательно писала: Ела белка шишки, только букву Е написала зеркально, то есть перевернула в другую сторону, вот и получилась белка злой. Зеркальными начертаниями мы (вслед за Д. Бортом, Т. В. Рождественской и рядом других учёных) называем знаки (буквы), перевёрнутые по отношению к своей вертикальной оси на 180.Можно зазубривать и отрабатывать правильное написание буквы или цифры множественным повторением, а можно превратить этот процесс в игру. И начинать профилактику зеркального написания нужно задолго до начала печатания (письма печатных букв). Главный помощник в этом – твёрдая уверенность в том, где правая рука, а где левая, где левая сторона, а где правая и т.д. В общем, всё, что называется нашей пространственной организацией.Метод, который я представляю вашему вниманию, был разработан мною для собственных детей и в течение 5 лет помогает в работе с дошколятами. Сразу оговорюсь – это один из способов. Как уже писалось в предыдущей статье Подготовка к школе детей и их родителей, я считаю, что нужно владеть несколькими способами выполнения поставленной задачи (при условии, что это возможно), для выбора более удобного и понятного конкретному человеку.Система работы состоит из нескольких этапов. Основное условие – постоянство и разнообразие. То есть, заниматься надо постоянно, но разнообразными упражнениями. Не пугайтесь, вам с ребёнком не придётся часами просиживать за столом, выполняя задания в альбомах или тетрадях. Живите привычной жизнью, только добавьте к ней несколько акцентов.Этап 1.Жизнь под лозунгом Наше дело - правое! Это значит, что акцент на правую сторону делается постоянно. Нейропсихологии даже советуют забыть на время, что существует и левая рука, нога и т.п. Запоминаем и отрабатываем ПРАВО. "Пух посмотрел на свои лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, коме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начинать."• Акцент на запоминание правой стороны, игнорируя левую на начальном этапе: возьмите тетрадки в правую руку, застегните правый сандалик, подвиньтесь вправо и т.д.• Гипертрофированные движения и жесты в направлении направо.1) Это правая рука, Это правая нога, Я направо повернусь, К правой стенке потянусь. Пра-а-а-а-а-а-аво
2) Праворукий Правоног
Вправо быстро прыгать мог - прыжки приставным шагом вправо.
Этап 2.
Теперь, когда ребёнок чётко определяет правую сторону и направление вправо, отрабатываем право-левую организацию.• Игры подвижные с использованием обоих направлений:1)Поиск клада по словесной инструкции(3 шага вправо, 1 шаг вперёд, 2 шага влево…)2)Строевая подготовка (маршируем: левой, левой…, повороты на месте и в движении)...3)Капитаны(лево руля, право руля)4)Перекаты(через правое плечо, через левое плечо)5)Рамочка – макси(передвижение по размеченной 9х9 квадратов площадке - задаём квадрат начала пути и руководим движением, указывая количество шагов и направление )6) Твистер,или завяжи себя в узел - популярная игра, которую можно приобрести в магазинах игрушек
7) У дяди Августа - игра-песенка:
У дяди Августа 7 сыновей,
7 сыновей,7 сыновей,
Они не ели, они не пили,
А только пели песенки.
Танцует только правая рука!...
(С каждым повторением песенки добавляем в танец по одной части тела)
8)Прилипалы - "прилипнуть" к чему-либо названной частью тела, усложнение - последовательное прилипание без отлипания предыдущего9)Кто быстрее дотронется до…Называем части тела или предметы, пространственно определяя их, например: до стула слева, правой рукой до носа и т.п.
10)Комар -представить, что комар укусил в называемую часть тела и напрячь её мышцы.
11)Зеркало
• Игры дидактические:1)Графический диктант.2)Рамочка- 9х9 квадратов, варианты заданий, как рамочка-макси: по мере усложнения: игрушкой – пальцем – глазами; вертикально и горизонтально, по диагонали; изменение темпа; задаётся клетка, в которую надо попасть; задаётся направление)3)Картина(изображение предметов по словесной пространственной инструкции)4)План комнаты.Составление плана собственной комнаты или по нарисованному плану построить кукольную комнату.5)Салют -определяем на листе место выстрела, ставим там точку, определяем место появления залпа, ведём туда линию и рисуем множество цветных точек.6)Зазеркалье– сложная, но очень важная игра! Копирование картинки в зеркальном отображении. Задаётся ось симметрии (зеркало) и обговаривается,что в картинке остаётся без изменений, а что меняется на противоположное.На этапе изучения образа букв:Этап 3.И дождалась!... Начинаем изучать буквы. Буквы, которые можно увидеть с обратной стороны, переворачивать вверх ногами и ставить ребром, то есть вырезанные и объёмные. А буквы в азбуках, Букварях, на кубиках и т.п. – образец для сравнения.•Предоставление и изготовление объёмных макетов букв из различных материалов и различными способами:1) Из картона и т.п. Лицевую сторону букв оформляем цветом или структурным материалом, чтобы она отличалась от изнаночной.2) Из пластилина и т.п.;3) Из проволоки, ниток и т.п.;4) Из карандашей, палочек и т.п.;5) Из геометрических фигур;6) Из кубиков и других геометрических тел;7) Из собственного тела и нескольких тел;
8) Из мебели и других окружающих предметов
• Сравнение объёмных букв с плоскостным образцом.
• Активное действие с объёмными буквами:1) Исследование;2) угадывание буквы наощупь с закрытыми глазами;
3) постройки и узоры из букв.
•Выделение в алфавите хитрых букв– несимметричных относительно вертикальной оси симметрии (образ буквы меняется при её переворачивании вправо или влево).Этап 4.
На этапе изучения изображения буквобязательно определённое написание и проговаривание движения с акцентом вправо-влево для букв. Важно постепенное сворачивание размеров изображаемых букв от размера роста ребёнка до размера клетки в тетради.• Письмо буквы на доске – огромный размер, с проговариванием.• Письмо буквы различными частями тела на разных плоскостях с проговариванием.• Письмо в альбомах – большие буквы с проговариванием.• Письмо в больших клетках (масштаб 2:1).• Письмо в обычных клетках.На этом этапе важно подвести ребёнка к наблюдению: при письме хитрых букв основное направление письма (кроме вертикали) – вправо. Исключение составляют буквы У, С, Я.
На основе сделанных наблюдений при ознакомлении с написанием букв У, С и Я вводится сказка про жучка Усю, который из-за своих закрученных усов мог поворачивать только влево. Соответственно, буквы, при написании которых акцентированное движении – влево, будем называть Усиными.
Этап 5.На этапе отработки навыка правильного написания буквприменяем алгоритм:1)Определяем – хитрая буква или нет;2) Если да – анализируем, Усина ли это буква.3) Если да – рука движется влево, если нет – вправо.Аналогичная работа проводится с цифрами. Усины цифры – 6 и 9.
Этот подготовительный этап содержит несколько последовательно идущих друг за другом навыков, которые логопед должен последовательно отрабатывать с ребенком. 1. Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). 2. Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д. 3. Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) 4. Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.
5. На заключительном этапе ребенка учат ориентироваться на листе бумаги. Для этого лист А4 делится на 4 части. Просим ребенка показать правый верхний квадрат, левый нижний квадрат и т.д. Можно попросить ребенка начертить какую-нибудь фигуру в определенном квадрате.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых переучили на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Предпосылки зеркального письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
"Почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести своимногочисленные дневники именно зеркальным почерком.
Методика Коникевич Марии Александровны, учителя-логопеда Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Ирида города Москвы
Далее логопеды многократно прописывают с детьми зеркально смешиваемые буквы. Однако, как показывает практика, очень часто такая работа не дает высоких результатов. Именно с такой проблемой столкнулась я, обучая грамоте своего старшего сына. К пяти годам Саша хорошо читал по слогам, писал слова, цифры. Но очень часто путал сторонность написания букв С, З, И, Ю, Я, Э, Е и т.д. В написании цифр 1, 5, 6, 7, 9 были ошибки такого же характера. Тогда я придумала методику научить ребенка запомнить сторонность написания букв. Методика оказалась весьма эффективной в обучении правильному письму у Саши, затем моей дочери, а впоследствии принесла высокие результаты при исправлении зеркального письма у моих учеников. Моя методика основана на запоминании зрительного образа букв и цифр- исключений. Сначала остановимся на том, как преодолевается зеркальное написание букв. Все буквы русского алфавита поделим на три группы: те буквы, которые пишутся прямо (А, Т, Д и т.д.), в правую сторону (Б, В, Г и т.д.) и в левую сторону (всего 7 букв: З, И, Й, У, Ч, Э, Я). Теперь ребенку необходимо запомнить эти 7 левых букв. Как показывает практика, опора на слуховую память не приносит результатов. Необходима опора на зрительную память – символы-картинки, названия которых начинаются с этих букв. Причем данные картинки выбираются вместе с ребенком (Что ты хочешь нарисовать на букву З?) В случае, если ребенок затрудняется с ответом, логопед предлагает свой вариант. Логопед чертит на доске, а ребенок у себя на листе А4 табличку, в которой будет 7 окошек – по одному для каждой буквы. Ребенку на дом дается задание запомнить эти 7 картинок. В дальнейшем при возникновении сомнений в написании букв ребенок вспоминает, рисовал ли он для нее картинку или нет. З Рисуем зайца или зонт И Рисуем иголку Й Рисуем йогурт У Рисуем улитку Ч Рисуем черепаху или часы Э Рисуем экскаватор Я Рисуем яблоко, якорь или ящерицу Теперь перейдем к описанию методики профилактики и коррекции зеркального написания цифр. Пишем с ребенком цифры от 0 до 9 (логопед на доске, а ребенок переписывает с доски на свой лист). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Просим обратить внимание ребенка на то, что все цифры пишутся либо прямо, их написание спутать нельзя (0, 8), либо влево (все цифры, кроме одной). Далее просим ребенка самостоятельно найти эту цифру-исключение, которая пишется вправо. Обводим цифру 6 в кружок, цифры 0 и 8 подчеркнем двумя чертами, все остальные левые цифры – одной чертой. Впоследствии, все, что нужно запомнить ребенку о цифрах, это исключение – правая цифра 6. Практика показывает высокие результаты применения этой методики. Дети младшего школьного возраста с нормальным возрастным развитием запоминают картинки-символы и обведенную в кружок цифру-исключение с первого раза. Для них достаточно 2-3 закрепительных занятия. Детям старшего дошкольного возраста необходимы закрепительные занятия в течение 1-2 месяцев. Данная методика также подходит для работы с детьми с ЗПР. Но для таких детей сроки коррекции и количество занятий будут значительно увеличены.
Список литературы:
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Безруких М. М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребёнка?, М- Просвещение 1991 г.
3. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, С-Петербург из-во Союз - 003 г.
4. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.
5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей С-Петербург из-во Союз - 2004 г