Публикации
«Я помню, я горжусь!»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Я помню, я горжусь!»
Автор: Шапочка Татьяна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Я помню, я горжусь!»
Автор: Шапочка Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Саргатский детский сад №3
Саргатского муниципального района Омской области
Методическая идея
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника на примере героев ВОВ, событий военных лет
Воспитатель
1 квалификационной категории
Шапочка Татьяна Николаевна
2016 год
(Слайд №1)В современное время государство уделило воспитанию детей особое внимание. Была разработана стратегия развития воспитания детей до 2025 года, которую я изучила. Этот документ направляет деятельность педагогов на создание условий для получения детьми достоверной информации для выработки собственной позиции по отношению к процессам, происходящих в России, на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Осмысление истории невозможно без получения дошкольниками адаптированной их возрасту информации. Большой пласт истории России это ВОВ. Что же знают о ней дошкольники? Оказалось почти ничего! (Слайд №2)
Я обозначила проблему, задачи. Определила тему Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на примере героев ВОВ, событий военных лет, целью, которой является воспитание у дошкольников уважительного отношения к истории нашей страны и чувство гордости за её многонациональный народ. (Слайд №3) Выделила ряд задач.
Изучение выбранной темы я начала с подбора изучения методической литературы. (Слайд №4) Познакомилась с информацией в методическом пособии Белоусовой Л.Е. На встречу Дню Победы. Этот материал я полностью использовала в своей работе, а так же материал из журналов Дошкольное воспитание и Дошкольная педагогика.
(Слайд №5) Начала практическую деятельность с составления плана будущей работы с детьми на основе изученной мной литературы. (Слайд №6) Я провела мониторинг, который создала на основе мониторинга Афанасьевой С.Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду. Общий уровень у детей был ниже среднего, поэтому они не могли поддержать разговор на тему ВОВ, потому что у них не было уверенных знаний в этом.
(Слайд №7) Начинала я свою работу со средней группы, с проведения дидактических игр на военную тематику, которые сделала сама, например, Назови род войск, Что нужно солдату, моряку, летчику и другие. Использовала беседы в работе по иллюстрациямСовместные учения, Животные на войне, открыткам Города-герои; картинам: Салют Победы, Оборона Севастополя и другие. (Слайд №8) Я разработала проект "Детям о Великой Отечественной Войне". Цель проекта - воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважения к ветеранам. Этот проект рассчитан на три года.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных ВОВ, у детей сформировались такие понятия, как кто такие ветераны, командиры, герои, захватчики, что такое оборона, фашистская Германия, блокада, пехота и другие.
В старшей группе для ознакомления детей с жизнью солдат времён ВОВ я организовала экскурсию в музей и видела на лицах детей заинтересованность, восхищение, чувство гордости за солдат, отдавших жизнь за мирное небо над головой. (Слайд №9) Всё это побудило нас сделать в группе уголок Музей боевой славы совместно с родителями. Родители с большим удовольствием поддержали идею. Во время этой работы родители, а главное дети, могли больше узнать о медалях, городах-героях, боевой техники. Папы с желанием сделали из бросового материала макеты боевых машин вместе с детьми. Всё это дети с удовольствие рассматривают. С детьми оформили альбомы Герои ВОВ. Фотографии пионеров-партизан. Старалась объяснить детям, что в то время возраст не имел значение, все хотели, чтобы быстрее закончилась война. Вместе создали альбом орденов и медалей, родители дома нашли информацию о наградах и принесли в детский сад, а дети вырезали и помогали мне вставлять в альбом. И во время этой работы я рассказала, за что их вручали.
(Слайд №10) Я разрабатывала и проводила. НОД. Например: художественно-эстетическое развитие: рисование Портрет солдата, лепка Медаль героя. Художественная литература имеет большое влияние на дошкольников. Я прочитала детям рассказы А. Митяева Почему Армия родная, Я. Длуголенского Что могут солдаты. Из произведений дети узнали, что такое парашют, шинель, кокарда, петлица. У малышей формировалось желание защищать свою Родину, быть похожими на героев произведения.
(Слайд №11) В подготовительной группе сюжетно - ролевые игры стали разнообразнее. Были проиграны СРИ На привале, Музей боевой славы. (Слайд №12) Для всех игр были сделаны атрибуты, своими руками, совместно с детьми и родителями. Например, для СРИ На привале сделали сумку для мед. сестры, автоматы из картона, пилотки зелёного и синего цвета, котелок из папье - маше, сшили костюмы военной формы. В СРИ Музей боевой славы дети в роли экскурсоводов рассказывали посетителям музея о ВОВ. Например, в рубрике Животные на войне. (Слайд №13) Ребята с большой ответственностью рассказывали о фактах войны, каждый в своём выставочном зале. Видио 1 музей. По плану работы с родителями я оформила уголок о героях Саргатского района Они сражались за Родину. Ведь современное поколение мало что знает об этом, и мне было важно донести до родителей информацию, для того что бы они могли рассказать её своим детям. Проводила родительские собрание Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне? и другие. Оформила папки-передвижки 70 лет Победы!, Герои Великой Отечественной Войны. Сделала памятки для родителей Как рассказывать детям о войне. Цель данных мероприятий заключалась в том, чтобы повысить уровень знанийродителейв области ВОВ педагогического просвещения. Родителями на участке детского сада была создана доска - памяти пионеров-партизан. Дети с большой гордостью и с большим желаниям рассказывают ребятам других групп, своим родителям, друзья об этих героях, стараются содержать его в чистоте, следят за цветами, зимой очищают снег.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.(Слайд №14) Я рассказывала малышам о героях Саргатского района: Василии Товстухо и о Николае Худенко. Познакомила детей с творчеством Саргатского поэта Дмитрия Нелединского. Прослушивая его стихотворения, дети узнали о военном и послевоенном времени, о солдатах, которые воевали и не вернулись домой. Нам посчастливилось пригласить в гости ветерана ВОВ, жителя посёлка Саргатское, Николая Федоровича Веденеева. Он рассказал детям о том, как проходила его военная служба. Дети с широко раскрытыми глазами слушали ветерана, и каждому хотелось потрогать настоящего героя, живого, невыдуманного.
(Слайд №15) С детьми ежегодно ходим к вечному огню, что бы почтить память погибших в боях за Родину. Возлагаем цветы к памятнику матери, потерявшей на войне семерых детей, Анастасии Ларионовой. И чтим минутой молчания героев. Я организовала и провела конкурсы на лучшее исполнение детьми песни Катюша и стихотворений о войне. (видио 2 стихотворение) Накануне (Слайд №16 праздника 23 февраля, 9 мая проходят ежегодные торжественные мероприятия, посвященные защитникам отечества. Дети из моей группы исполняют песни, показывают инсценировки, читают стихи о войне, трогательно зачитывают отрывки писем детей военных лет своим отцам на фронт, танцуют военный вальс. (видио 3 Танец)
(Слайд № 17) В конце года я повторно провела мониторинг и на основании его я сделала выводы, что общий уровень детей стал выше среднего. Дети знают фамилии и имена героев Великой Отечественной Войны, и героев Саргатского района, в честь которых названы улицы, знают названия некоторых боевых машин, песни военных лет, стихотворения, рассказы о войне, могут поддержать разговор.
Таким образом, проводимая мной работа по нравственно-патриотическому воспитанию имеет уже сейчас положительный результат. На основе полученных знаний у детей формируется уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной Войны. (Слайд № 18)Частично опытом работы я делилась на педагогических чтениях р.п. Саргатское, стала лауреатом, победитель в международном конкурсе Изумрудный город в номинации Уголок по нравственно патриотическому воспитанию Мы помним, мы гордимся и победитель в международном конкурсе Лучшая презентация по нравственно-патриотическому воспитанию,
мой материал опубликован в материалах научно-практической конференции Введение государственного стандарта: стратегии, риски, перспективы в городе Омске. Эту работу я планирую проводить дальше через реализацию краткосрочного проекта Этот День Победы в младших группах. Мой опыт работы и разработки совместной деятельности могут быть использованы другими педагогами в работе по нравственно-патриотическому воспитанию в практической деятельности и ознакомлению детей дошкольного возраста с событиями ВОВ.
Шапочка Татьяна Николаевна 1
Саргатского муниципального района Омской области
Методическая идея
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника на примере героев ВОВ, событий военных лет
Воспитатель
1 квалификационной категории
Шапочка Татьяна Николаевна
2016 год
(Слайд №1)В современное время государство уделило воспитанию детей особое внимание. Была разработана стратегия развития воспитания детей до 2025 года, которую я изучила. Этот документ направляет деятельность педагогов на создание условий для получения детьми достоверной информации для выработки собственной позиции по отношению к процессам, происходящих в России, на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Осмысление истории невозможно без получения дошкольниками адаптированной их возрасту информации. Большой пласт истории России это ВОВ. Что же знают о ней дошкольники? Оказалось почти ничего! (Слайд №2)
Я обозначила проблему, задачи. Определила тему Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на примере героев ВОВ, событий военных лет, целью, которой является воспитание у дошкольников уважительного отношения к истории нашей страны и чувство гордости за её многонациональный народ. (Слайд №3) Выделила ряд задач.
Изучение выбранной темы я начала с подбора изучения методической литературы. (Слайд №4) Познакомилась с информацией в методическом пособии Белоусовой Л.Е. На встречу Дню Победы. Этот материал я полностью использовала в своей работе, а так же материал из журналов Дошкольное воспитание и Дошкольная педагогика.
(Слайд №5) Начала практическую деятельность с составления плана будущей работы с детьми на основе изученной мной литературы. (Слайд №6) Я провела мониторинг, который создала на основе мониторинга Афанасьевой С.Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду. Общий уровень у детей был ниже среднего, поэтому они не могли поддержать разговор на тему ВОВ, потому что у них не было уверенных знаний в этом.
(Слайд №7) Начинала я свою работу со средней группы, с проведения дидактических игр на военную тематику, которые сделала сама, например, Назови род войск, Что нужно солдату, моряку, летчику и другие. Использовала беседы в работе по иллюстрациямСовместные учения, Животные на войне, открыткам Города-герои; картинам: Салют Победы, Оборона Севастополя и другие. (Слайд №8) Я разработала проект "Детям о Великой Отечественной Войне". Цель проекта - воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважения к ветеранам. Этот проект рассчитан на три года.
В ходе проведенных мероприятий, посвященных ВОВ, у детей сформировались такие понятия, как кто такие ветераны, командиры, герои, захватчики, что такое оборона, фашистская Германия, блокада, пехота и другие.
В старшей группе для ознакомления детей с жизнью солдат времён ВОВ я организовала экскурсию в музей и видела на лицах детей заинтересованность, восхищение, чувство гордости за солдат, отдавших жизнь за мирное небо над головой. (Слайд №9) Всё это побудило нас сделать в группе уголок Музей боевой славы совместно с родителями. Родители с большим удовольствием поддержали идею. Во время этой работы родители, а главное дети, могли больше узнать о медалях, городах-героях, боевой техники. Папы с желанием сделали из бросового материала макеты боевых машин вместе с детьми. Всё это дети с удовольствие рассматривают. С детьми оформили альбомы Герои ВОВ. Фотографии пионеров-партизан. Старалась объяснить детям, что в то время возраст не имел значение, все хотели, чтобы быстрее закончилась война. Вместе создали альбом орденов и медалей, родители дома нашли информацию о наградах и принесли в детский сад, а дети вырезали и помогали мне вставлять в альбом. И во время этой работы я рассказала, за что их вручали.
(Слайд №10) Я разрабатывала и проводила. НОД. Например: художественно-эстетическое развитие: рисование Портрет солдата, лепка Медаль героя. Художественная литература имеет большое влияние на дошкольников. Я прочитала детям рассказы А. Митяева Почему Армия родная, Я. Длуголенского Что могут солдаты. Из произведений дети узнали, что такое парашют, шинель, кокарда, петлица. У малышей формировалось желание защищать свою Родину, быть похожими на героев произведения.
(Слайд №11) В подготовительной группе сюжетно - ролевые игры стали разнообразнее. Были проиграны СРИ На привале, Музей боевой славы. (Слайд №12) Для всех игр были сделаны атрибуты, своими руками, совместно с детьми и родителями. Например, для СРИ На привале сделали сумку для мед. сестры, автоматы из картона, пилотки зелёного и синего цвета, котелок из папье - маше, сшили костюмы военной формы. В СРИ Музей боевой славы дети в роли экскурсоводов рассказывали посетителям музея о ВОВ. Например, в рубрике Животные на войне. (Слайд №13) Ребята с большой ответственностью рассказывали о фактах войны, каждый в своём выставочном зале. Видио 1 музей. По плану работы с родителями я оформила уголок о героях Саргатского района Они сражались за Родину. Ведь современное поколение мало что знает об этом, и мне было важно донести до родителей информацию, для того что бы они могли рассказать её своим детям. Проводила родительские собрание Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне? и другие. Оформила папки-передвижки 70 лет Победы!, Герои Великой Отечественной Войны. Сделала памятки для родителей Как рассказывать детям о войне. Цель данных мероприятий заключалась в том, чтобы повысить уровень знанийродителейв области ВОВ педагогического просвещения. Родителями на участке детского сада была создана доска - памяти пионеров-партизан. Дети с большой гордостью и с большим желаниям рассказывают ребятам других групп, своим родителям, друзья об этих героях, стараются содержать его в чистоте, следят за цветами, зимой очищают снег.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.(Слайд №14) Я рассказывала малышам о героях Саргатского района: Василии Товстухо и о Николае Худенко. Познакомила детей с творчеством Саргатского поэта Дмитрия Нелединского. Прослушивая его стихотворения, дети узнали о военном и послевоенном времени, о солдатах, которые воевали и не вернулись домой. Нам посчастливилось пригласить в гости ветерана ВОВ, жителя посёлка Саргатское, Николая Федоровича Веденеева. Он рассказал детям о том, как проходила его военная служба. Дети с широко раскрытыми глазами слушали ветерана, и каждому хотелось потрогать настоящего героя, живого, невыдуманного.
(Слайд №15) С детьми ежегодно ходим к вечному огню, что бы почтить память погибших в боях за Родину. Возлагаем цветы к памятнику матери, потерявшей на войне семерых детей, Анастасии Ларионовой. И чтим минутой молчания героев. Я организовала и провела конкурсы на лучшее исполнение детьми песни Катюша и стихотворений о войне. (видио 2 стихотворение) Накануне (Слайд №16 праздника 23 февраля, 9 мая проходят ежегодные торжественные мероприятия, посвященные защитникам отечества. Дети из моей группы исполняют песни, показывают инсценировки, читают стихи о войне, трогательно зачитывают отрывки писем детей военных лет своим отцам на фронт, танцуют военный вальс. (видио 3 Танец)
(Слайд № 17) В конце года я повторно провела мониторинг и на основании его я сделала выводы, что общий уровень детей стал выше среднего. Дети знают фамилии и имена героев Великой Отечественной Войны, и героев Саргатского района, в честь которых названы улицы, знают названия некоторых боевых машин, песни военных лет, стихотворения, рассказы о войне, могут поддержать разговор.
Таким образом, проводимая мной работа по нравственно-патриотическому воспитанию имеет уже сейчас положительный результат. На основе полученных знаний у детей формируется уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной Войны. (Слайд № 18)Частично опытом работы я делилась на педагогических чтениях р.п. Саргатское, стала лауреатом, победитель в международном конкурсе Изумрудный город в номинации Уголок по нравственно патриотическому воспитанию Мы помним, мы гордимся и победитель в международном конкурсе Лучшая презентация по нравственно-патриотическому воспитанию,
мой материал опубликован в материалах научно-практической конференции Введение государственного стандарта: стратегии, риски, перспективы в городе Омске. Эту работу я планирую проводить дальше через реализацию краткосрочного проекта Этот День Победы в младших группах. Мой опыт работы и разработки совместной деятельности могут быть использованы другими педагогами в работе по нравственно-патриотическому воспитанию в практической деятельности и ознакомлению детей дошкольного возраста с событиями ВОВ.
Шапочка Татьяна Николаевна 1