Публикации
«Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Зайцева Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Зайцева Елена Александровна
Работа над певческими навыками с детьми с ОВЗИнклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями. Помимо нарушения музыкального слуха, ритма, певческих навыков, у детей с ОВЗ выявлены эмоционально-поведенческие расстройства, неадекватные формы поведения, В этих случаях они сочетаются со стойким нарушением внимания, памяти, умственной работоспособности.Но ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также как и обычные дети нуждается в наиболее полном гармоничном развитии своей личности. Гармония эта невозможна без решения задач эстетического воспитания. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыкаМузыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.Система музыкальной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:Валеологические распевки Дыхательная гимнастика – Артикуляционная гимнастика Оздоровителные и фонопедические упражнения Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В логопедической группе пение используется как коррекционное средство, способствующее формированию звуковысотного слуха,развитию дыхания, ритмического чувства, голоса, и таких таких психических процессов как внимание, восприятие, память.При помощи пения стимулируется и активная речь ребёнка. При этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать вслед за всеми, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается даже у логопеда. На протяжении многих лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с ограниченными возможностями здоровья Методические приёмыВсе упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное –непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. сидеть (стоять) ровно; не сутулиться; корпус и шею не напрягать голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; дыхание брать свободно (не брать в середине слова); петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются. В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю – стройному, согласованному пению;. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.Развитие певческого голоса начинается с речевого этапа. Речевое и певческое дыхание. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).Тренировка силы вдоха и выдоха.Развитие продолжительности выдоха.Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи. Игры на дыхание без звукаПревращаемся в «ветер»и рисуем дыханием разные образы ветра(рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного)Можно предложить всем задуть свечи на торте например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс.Игры на дыхание со звукамиУдлиняем выдох на звуках закрытых( шипящих или свистящих)Используем различные образы: как играет ветер листвой, как жужжит пчела, сердится кошка и т. д.Затем удлиняем выдох, переходя на выдох самого закрытого гласного звука «У»( самолет,машина и т.д.)Игры на формирование певчески-правильного дыхания (активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом):1. «Ах, какой аромат!»Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.2. «Береги огонь!». Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.3. «Надуваем шарик!»Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха. 4. «Шарик лопнул»!Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).5. «Аквалангисты!»Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги). С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например,скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок. Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры. . Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок. работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами. Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);“Улыбка” (улыбнуться).Вот упражнение «Обезьянки»:«Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).» «Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).) Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. ( Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).) И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно быстро - медленно «щелкать» языком). Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» ( от нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?). «Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».) Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко). Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко). Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”). “Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка (“Щелкать” высоко). Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза). Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним — комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох). Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).Развивающие игры с голосомсистематически используются развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных, «голосам» неживой природы (тикать, капать и т. д. ) Они дают возможность:•почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;•снять усталость и утомление;•развивать интонационный и фонематический слух;•формировать правильное звукообразование. Например игра звукоподражание по тексту.Лес ночной был полон звуков: Кто – то выл - у – у, А кто – мяукал. – мяу, мяу Кто – то хрюкал, - хрю – хрю, Кто –то топал, - топ-топ, Кто – то крыльями захлопал – хлоп – хлоп, Кто – то ухал, ух – ух, И кричал – ай – ай, И глазищами вращал, ну, а кто – то тихо – тихо тонким голосом Молчал! (указ. пальчик к губам)Игра «Репка»Цель: формировать речевое дыхание, артикуляцию, звуковысотность, ритмический слух, эмоциональность.Ход игры: Музыкальный руководитель читает сказку:Посадил Дед репку. (дети поют – «У-у – у-у!») – удивление.Выросла репка большая – пребольшая (дети поют «О – о – о-о!»)Стал Дед тянуть репку (дети поют «Э – э – э – э!»)Тянет – потянет, вытянуть не может (дети поют «Ух –ух–ух-ух!»)Позвал Дед Бабку (дети поют «Ау-ау-ау-ау!»)– громко.Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух-ух-ух!»)Позвала Бабка Внучку (дети поют «Ау-ау – ау-ау!»)– громко.Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух–ух-ух!»)Позвала Внучка Жучку (дети поют «Ав – ав – ав-ав!»)– громко.Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)Позвала Жучка Мурку (дети поют «Мяу-мяу – мяу-мяу!»)– ласково.Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)Позвала Мурка Мышку (дети поют «Пи –пи –пи -пи!»)Тянут – потянут, вытянули репку (дети поют «Ура–ура –ура!Ух!»)–радость. Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Упражнение « Лесенка», « Горка» Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. На занятиях я часто использую «пальчиковые игры» Железновой с музыкальным сопровождением.Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.У бабушки Нюры.Задачи:Учить подражать звучанию голосов животных, различая низкие и высокие, долгие и короткие звуки.Материал: для этой игры понадобиться кубик (его можно сделать из картона или использовать мягкий модуль), на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка).Ход игры:Музыкальный руководитель и дети стоят в кругу.Педагог поет песенку:У бабушки НюрыПетух есть и куры,И собачка Жучка, и кошка Мяучка.Корова Буренка,И внучка Настенка.Дети передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, педагог и дети произносят текст:Кубик детям передай.Кто пришел к нам, угадай!Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Дети отвечают. Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки:Муз. р. Петух кукарекаетЗвонко, протяжноРебенок. Ку-ка-ре-ку-у! (подражает голосу петушка).Муз. р. Кудахчут две курочкиГромко и важно:Ребенок. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы).Муз. р. Собачка залаялаГолосом низким:Ребенок. Гав-гав-гав! (подражает голосу собачки).Муз. р. Замяукала жалобно киска:Ребенок. Мяу-мяу-мяу! (подражает голосу кошки)Муз. р. Корова запелаДолго и громко:Ребенок. Му-му-му! Му-му-му! (подражает голосу коровки).Муз.р. А что же НастенкаРебятам сказала?Ребенок сам придумывает и дает ответ.Затем игра повторяется.Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса: Ребенок должен получить о звуке совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Игра''Волшебная коробочка''. Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.1. «Нарисуй мелодию!»Рисовать кисточкой мелодию песни (нарисовать голосом как кисточкой сюжет) одним широким мазком, не «отрывая кисточки от холста».2. Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Песенка – это дорога, по которой мы едем на хорошей машине; дорога гладкая, без кочек, а машина хорошая – не глохнет на каждом шагу, а едет ровно. Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерстваДля распевок следует использовать знакомые считалки, припевки,дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезныдля выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции. Логопедические распевки используем как упражнения, подготавливающие певческий аппарат детей к ПЕНИЮ.. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.Использую и валеологические песенки распевкиЭто доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «.В нашем городе живёт. Здравствуй небо голубое.) Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Эти распевки построены на коротких, повторяющихся мелодиях. Они развивают чувство темпа и ритма. Разучивание распевок можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пении постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость. В своей работе музыкально – дидактические игры: с целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую упражнения «Лесенка», «Угадай цветочек», «Качели», «Повтори звук».Для развития тембрового, диатонического слуха «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т.д.Для развития чувства ритма «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок». В качестве голосовой разминки на занятиях использую «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э. Цель которых, формирования у детей слухо – двигательно – зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий). Фонопедический метод В.В. Емельянова – это своеобразный ускоренный тренаж развития голоса каждого ребенка, в процессе которого выполняются забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голосаТаблица 1 Одним из любимых приёмов является игра «Музыкальное эхо».Детям с ОНР сложно запомнить сразу текст песни.А повторить короткую фразу они в состоянии. Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр, позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.СЕКРЕТЫ ВЗАИМНОГО УСПЕХА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- Люби своё дело и всегда будь в душе ребёнком.-Создай на занятии атмосферу доверия, сосредоточенности, заинтересованности и желания достичь успеха.-Сделай процесс обучения интересным, игровым, наглядным.-Дай ребёнку возможность поверить в то, что у него всё получится, развивай в нём самоуважение и самодостаточность.-Замечай и поощряй даже самый небольшой успех у робких детей.-Нарабатывай и накапливай богатый, разнообразный репертуар, постоянно пополняй и обновляй его, тогда будет интересно и тебе, и детям.Давайте будем придерживаться этих правил, и успехсам отыщет нас и наших детей, а увлечённость своей работой подарит новые педагогические находки, которыми мы с удовольствием поделимся друг с другом!