Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Луканина Надежда Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Луканина Надежда Юрьевна
Проект, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»Тип проекта: творческий.Цель: освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова, постижение детьми произведений великого поэта, основанное на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей; формирование духовно развитой личности , развитие и поддержка интереса к чтению, создание условий для формирования у детей бережного отношения к наследию великого поэта М.Ю.Лермонтова.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи:Образовательные: знакомство с годами жизни и творчеством выдающегося русского поэта М. Ю. Лермонтова. Воспитывающие: воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа; формирование эстетического восприятия окружающей среды через стихотворения М. Ю. Лермонтова; приобщение к искусству; прививать интерес к чтению, формировать у детей способность внимательно и вдумчиво слушать.Развивающие: развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности.Продолжительность: сентябрь – ноябрь 2016 г.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Нормативно – правовые ресурсы:1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О3 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);2. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года культуры» от 22.04.2013 N 375; 3. Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 200- летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова» от 24.05.2011 № 674; - Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 12.06.2014 N 426;Оборудование и материал: портрет М.Ю. Лермонтова (в детские годы и взрослого) иллюстрации и фотографии, отражающие жизнь и творчество поэта, иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Тифлис», «Автопортрет» компьютер с устройством чтения компакт дисков, видеопроектор с экраном, записи музыки Моцарта (Турецкий марш), Бетховена (К Элизе), А. Хачатуряна (вальс к драме Лермонтова "Маскарад"), музыкальные композиции на стихотворения М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», «Парус», «Молитва», «Тучки небесные», «Выхожу один я на дорогу».Прогнозируемый результат:Расширение знаний детей и родителей о творчестве М.Ю.Лермонтова, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к Северному Кавказу.Расширение связей ДОУ с социумом.Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.Ожидаемый результат: мероприятия должны вызвать у детей восхищение и гордость творчеством М. Лермонтова, героизмом поколения дедов и прадедов, чувство сострадания к чужой боли. Направления работы:• обсуждение, обмен впечатлениями о произведениях великого поэта;• привлечение детей к участию в творческо-исследовательской работе.Основные формы работы:• экскурсии • беседыЧтение произведений.Актуальность темы проектаВ соответствии с Указами Президента РФ 2014 год в России объявлен Годом культуры и годом 200-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Это актуализировало работу по пропаганде жизни и творческого наследия М.Ю.Лермонтова, привлечению внимания к проблеме патриотического воспитания детей. В произведениях Михаила Лермонтова постоянно присутствует тема Кавказа, его природы, обычаев и характеров местных жителей. Впервые Кавказ поразил мальчика еще в детстве. К тому же, на Кавказе Лермонтов впервые ощутил чувство влюбленности. Первая любовь, слившаяся с глубокими впечатлениями от Кавказа, оставила в душе Лермонтова неизгладимые впечатления, отразившиеся на его литературном творчестве.Мы с ребятами решили провести серию бесед, экскурсий для того, чтобы дать знания детям, о жизни и творчестве поэта, воссоздать обстановку той эпохи, во времена которой творил Лермонтов, что поможет ребятам лучше понять произведения писателя, окунуться в атмосферу Лермонтовского времени, ощутить прелесть его поэзии, побывать в тех местах, которые вдохновляли поэта на создание великих произведений. Мероприятия, проведённые за отчётный период Литературно-художественная композиция, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова. « Хотя я судьбой на заре моих дней, О, южные горы отторгнут от вас Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ»Вед. Автором этих поэтических строк, как вы уже догадались, был Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых любимых русских поэтов. О нем, как и о Александре Сергеевиче Пушкине, мы слышим с детства.15 октября 2016 года исполняется 202-года со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова.Много, много тайн в его жизни и судьбе; много волшебства, озарений и пророчеств в его произведениях...Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве, в семье армейского капитана. Мамы у него не стало рано, когда мальчику не было и трех лет. Но в его воспоминаниях осталось то, как нежно она пела ему колыбельные песни. Михаил Юрьевич сам очень любил детей, и посвятил им немало строк. Слова «дети», «дитя», «ребенок», «дом», «отец», «мать» — одни из самых любимых поэтом, они часто встречаются в его стихах.Он написал такие произведения, как «Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье», «Ребенку», поэму «Сказка для детей». Песня «Казачья колыбельная песня» ( индивидуальная песня девочки)Вед. Воспитателем поэта стала бабушка, которая его очень любила. В детстве Лермонтов очень сильно болел. Поэтому мир грусти и печали был знаком будущему поэту. Для того, чтобы поправить и укрепить здоровье внука, бабушка возила его на Кавказ. Незабываемы были для поэта и поездки на лошадях через всю Россию и сама жизнь на Северном Кавказе. Всё, что видел Лермонтов: кавказскую природу, местный быт, навсегда остались в его сердце. А горские напевы, легенды нашли отражение в его литературных работах. Юный Лермонтов очень любил читать. Когда Михаил брал в руку книгу, ни разговоры, ни шум не могли отвлечь его.Природа наделила поэта великими способностями. Он был удивительно музыкален - играл на скрипке, флейте, фортепиано, пел и сочинял музыку на свои собственные стихи, пел романсы. Лермонтов любил рисовать и начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. И, если бы он продолжил рисовать, то мог бы стать настоящим художником. Стихи Лермонтова о природе, где описываются горы, реки, моря и растения, удивительно гармоничны и одухотворены. Песня «Белеет парус одинокий» ( индивидуальная песня мальчика)У Лермонтова было поистине волшебное перо. От его прикосновения прекрасное делалось прекраснейшим. У поэта все в природе живое. Видно, он умел понимать язык деревьев, облаков, цветов и звезд. А вот небольшие стихотворения-картинки М.Ю.Лермонтова. Давайте послушаем их.Стихотворения: 1.«На севере диком стоит одиноко…» 2.«Утес» 3.«Тучи»Его стихотворения так красивы и легки, что их хочется петь. Песня «Осень»( общая песня)Вед. Маленький Миша очень интересовался историей: он лепил из цветного воска героев-воинов, придумывал их речи. Когда он узнал, что брат бабушки, был участником Бородинского сражения, мальчик не отходил от него, просил дядю всё подробно рассказывать. Его отец тоже воевал на той войне. Мальчик очень гордился этим. Позднее он уже много знал о героях Отечественной войны. Стихотворение «Бородино» - это рассказ старого солдата, участника знаменитой битвы… Инсценировка отрывка из стихотворенья "Бородино".1 ребенок.«Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром,Французу отдана?2 ребенок.Ведь были ж схватки боевые? Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!»3 ребенок.Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Не будь на то господня воля (крестится)Не отдали б Москвы! Песня «Солдатушки - браво, ребятушки» (мальчики и девочки) Вед. Михаил Юрьевич Лермонтов сочинил более 400 стихотворений, 30 поэм, несколько романов. Он выучил 5 языков, был прекрасным шахматистом, великолепно решал математические задачи, любил мастерить что-то своими руками.В то время, когда жил Лермонтов, молодежь часто устраивала балы. На один из таких вечеров, Лермонтов придумал громадную люстру из обручей, обвитых цветами.1.Сиянье люстр и зыбь зеркал, Слились в один мираж хрустальный. И веет, веет ветер бальный Теплом душистых опахал! И в залу высыпали все. И бал блестит во всей красе…2. Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли. Пригласить свою даму на танец спеши, Пусть сердца закружат в зачарованном ритме! Танец «Вальс» ( общий танец) Вед. Прошло много лет, а мы до сих пор любим и помним произведения этого гениального и всегда молодого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Он оставил Вам, ребята, в наследство прекрасные стихи, поэмы, драмы и романы. Когда Вы станете постарше, то обязательно прочитайте их.В память о поэте в городах Кавказа создано много памятников М.Ю.Лермонтову. И единственный памятник в нашем городе Ессентуки все вы, ребята, видели, находится у нас в детском саду. Я приглашаю вас возложить цветы к подножию памятника в благодарность за творчество М.Ю.Лермонтова.