Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Рокало Татьяна Сергеевна

Концертмейстерская практика учащихсяна отделении общего фортепиано в «ЦДМШ»"Одна из главных задач педагога сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самосознания и умения добиваться цели". (Г.Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры", М.1967г.)Сегодня социально-педагогические преобразования и гуманизация школы потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области образования. Так, основным моментом совершенствования качества образования стала творческая самореализация личности учащихся.Под творческой самореализацией мы понимаем выявление и осуществление индивидуальных и профессиональных возможностей учащихся посредством личностных усилий, сотворчества с другими людьми и социумом в целом.Важной основой успешной самореализации личности ученика является его способность к творчеству как процессу, имеющему определённую специфику и приводящему к созданию чего-то нового.В современной музыкальной педагогике формирование музыканта понимается как целенаправленный процесс, представляющий собой совокупность педагогических воздействий преподавателя и активной, сознательной деятельности учащегося.Если педагогическая деятельность предполагает творческое сотрудничество педагога и ученика, то, в контексте самореализации личности ученика, такое взаимодействие максимально возможно именно тьв концертмейстерской практике, где в сотворчестве участвуют три человека - педагог, ученик и солист (инструменталист или вокалист).Таким образом, концертмейстерская практика учащихся на отделении общего фортепиано в ЦДМШ занимает ведущее место и предполагает работу c фортепианным, инструментальным и вокальным ансамблями.С фортепианным ансамблем ученики в классе общего фортепиано знакомятся уже на первых уроках обучения игры на инструменте. Ансамбль - слово французское, и в переводе означает - сразу, вместе, слитно. Педагоги знают, какую радость доставляет ученику, который ещё не очень хорошо освоил первые навыки игры на инструменте, исполнение пьес в ансамбле со своим педагогом. И это понятно. После скучных начальных уроков освоения фортепианной клавиатуры одним пальцем, он, вдруг, слышит музыку, которая ему нравится, или он слышал её раньше, а теперь сам играет её со своим педагогом. Если ученик разучивает и исполняет произведения, которые ему известны, то он быстрее справляется c поставленными задачами, лучше понимает фразировку, динамику, охотно учится слушать партию партнёра.Для ансамблистов каждое исполнительское мгновение связано c корректировкой своих произвольных музыкально-слуховых представлений со звучащей партией другого партнёра. Партнёры заранее продумывают каждый штрих, каждую звуковую деталь, многократно отшлифовывая их в совместных репетициях. В связи с этим в ансамблевой игре возрастает роль таких факторов, как слуховой контроль, внимание, способность к саморегулированию и взаимокоординации исполнительских действий. Эти свойства в процессе тренировки развиваются. Сначала они носят характер подстраивания, а затем согласованности исполнительских действий партнёров. Изучение ансамблевых произведений углубляет представление учащихся об основных закономерностях коллективного исполнительства, вооружает ансамблевыми знаниями, навыками и умениями.Крупнейшие педагоги прошлого придавали этому жанру большое значение, считая, что фортепианный ансамбль открывает самые широкие возможности художественного развития исполнителя, воспитания его образного мышления. Чтение нот с листа в фортепианном ансамбле, как показывает практика, мобилизует внимание ученика, заставляет активно работать его сознание, благодаря этому, создаёт благоприятные условия для формирования и развития практических навыков владения инструментом, что в свою очередь не может не отразиться на возрастании возможностей учащихся в деле расширения их музыкального кругозора.После освоения учащимися фортепианного ансамбля, можно предложить им не менее интересную работу с вокальным или инструментальным ансамблями, в которых в качестве солистов выступают преподаватели или учащиеся: певцы, скрипачи, виолончелисты, флейтисты, аккордеонисты, домристы, а концертмейстерами становятся учащиеся. При работе над аккомпанементом следует особо подчеркнуть, что партия фортепиано в аккомпанементе является не главной, а подчинённой законам ансамблевого исполнения, и, вместе с тем, служит не только гармонической и ритмической опорой солисту, но так же и углублению содержания исполняемого произведения. Звучание фортепианной партии, тембр, сила, педализация, динамика должны быть средствами воплощения исполнительского плана, найденного в итоге совместной работы с солистом. В целях достижения полного ансамбля при работе с инструменталистом у учащихся следует вырабатывать:
  • осознание общего исполнительского плана;
  • умение слышать партию солиста в её мельчайших деталях;
  • умение разнообразить партию фортепиано в соответствии со штрихами и другими приёмами игры солиста, учитывая при этом возможности исполнителя в цезурах и фразировке (например, дыхание у духовиков и вокалистов, перенос смычка у струнников и т.д.);
  • умение соразмерить звучность аккомпанемента в соответствии c особенностями солирующего инструмента и исполнительскими данными солиста.
  • Аккомпаниатор должен идти за солистом, но нельзя буквально понимать это выражение, задача концертмейстера всё время предугадывать намерения солиста, так как именно такое сопровождение и составляет душу аккомпанемента. В ансамбле с вокалистом нельзя играть свою партию как соло, предавая ей первостепенное значение, в этом случае пианист будет заглушать партию певца. Проникновение в содержание произведения поможет установить характер звучания, исходя из замыслов композитора. Сопровождение должно идти в характере звучания солиста, чтобы оно не выбило слушателя из нужного настроения, не нарушая поэтического звучания музыки. Большое внимание следует уделять качеству фортепианного звука, который должен подчиняться характеру музыкального материала.Применение концертмейстерской практики учащихся на отделении общего фортепиано способствует самореализации личности учащихся, формированию творческого отношения к занятиям по фортепиано, пробуждает неподдельный интерес к совместному музицированию, тем самым повышает эффективность занятий по фортепиано, обогащает музыкальными впечатлениями и расширяет музыкальный кругозор исполнителей.