Публикации выступление на семинаре

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: выступление на семинаре
Автор: Коровякова Вера Владимировна

Выступление на семинаре 16.12.2016г.Система трудового обучения и воспитания в условияхшколы-интерната, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программыКоровякова В.В.Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам. Ш.А.АМОНАШВИЛИ Основное место в системе коррекционно-воспитательной работы с обучающимися школы- интерната отводится трудовой подготовке. Трудовое обучение в школе- интернате ставит своей целью подготовку работников физического труда , способных выполнять на профессиональном уровне несложные виды работ. В ходе обучения в особо созданных условиях обучающиеся овладевают трудовыми навыками, необходимыми для самостоятельного выполнения несложных видов работ. Знания, получаемые на уроках труда, повышают уровень интеллекта, создают основу для умения правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач в условиях будущего трудового коллектива (ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу, налаживать взаимоотношения с товарищами). Труд является основным средством коррекции, значительно влияющим на весь процесс развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Наша Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни. (слайд)Система трудового воспитания, осуществляемая в школе-интернате, решает следующие задачи: (слайд)
  • Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.
  • Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.
  • Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности.
  • Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
  • Поиск эффективных путей социальной адаптации обучающихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.
  • Воспитание у обучающихся прочных умений и профессионально-трудовых навыков;
  • Воспитание культуры труда, уважение требований трудовой дисциплины;
  • Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к заданию.
  • Система трудового обучения в школе-интернат складывается из нескольких этапов:-систематическое занятие ручным трудом в для 1-4 классов;-внеклассные мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда и самообслуживания; совместная деятельность учителя и воспитателя;-систематические занятия трудовым обучением с 5-9 класс; В 1-4 классах осуществляется психолого-педагогическое изучение школьников для выявления взаимосвязей восприятия и усвоения ими знаний и практических приемов работы на разных этапах трудовой деятельности. Ведущая деятельность- ручной труд и самообслуживание. Значительную часть навыков по самообслуживанию и личной гигиене обучающиеся 1-4 классов приобретают в процессе занятия ручным трудом и на предметных уроках. С 5 класса трудовая подготовка осуществляется по программам:-швейное дело- девочки;-столярное дело- мальчики;-слесарное дело- мальчики;-штукатурно-малярное дело –мальчики и девочки;Социально-бытовая ориентировка девочки и мальчики.Распределение по трудовым группам проводится на основании результатов диагностики в конце 4 класса.  Трудовое обучение может быть успешным в том случае, если выполняются следующие требования: слайд-школьник осознает, что его труд имеет общественную значимость, приносит пользу;-результатом труда является полезный продукт;-труд является коллективным;-труд инициативен;-труд обязательно посилен, иначе можно потерять веру в себя;-работа выполняется тщательно, аккуратно, добросовестно;-нельзя принуждать ученика к выполнению работ, т.е. наказывать трудом. Роль учителя трудового обучения- вооружить обучающихся всеми необходимыми доступными знаниями и практическими навыками, которые они могут использовать в будущей самостоятельной жизни; развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое и накапливать опыт его освоения, задавать вопросы; развивать способность взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и перенимать чужой опыт, делиться своим опытом. Наряду с изучением теоретического материала проводится практическая работа: ремонт мелкого инвентаря, ремонт парт, стульев где попутно приобретают навыки работы столярно-плотницким инструментом, выполняют несложные работы с тонколистовым металлом. На швейном деле девочки шьют костюмы для выступления наших артистов, комплекты постельного белья для интерната, одежду для младших братьев и сестер. На занятиях по штукатурно-малярному делу обучающиеся выполняют работы по ремонту на базе школы, техникума, проводя несложную штукатурку, наклеивая обои, окрашивая стены водоэмульсионной краской, ремонтируя линолеумное покрытие. .. В связи с изменяющимся возрастом воспитанников изменяются трудовые обязанности: чем старше становится воспитанник, тем больше и чаще ему приходится совмещать элементарные виды трудовой деятельности с более сложными обязанностями по самообслуживанию и общественно-полезному труду. Освоение элементарных сведений и первоначальных навыков дает выпускникам больше шансов на дальнейшее трудоустройство..  Важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия , встречи с представителями различных  профессий, трудовым делам и участием в выставках. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда. Ежегодно вот уже 7 лет в нашем образовательном учреждении проводится техноолимпиада. Данное мероприятие проводится 7лет и уже успело приобрести популярность и признание у обучающихся и педагогов нашей школы. Поэтому в этом году мы решили выйти на окружной уровень и пригласить наших коллег и обучающихся принять участие в техно Олимпиаде по трудовому обучению. Конкурс профессионального мастерства «Техно Олимпиада» ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ как на предприятиях, в условиях трудового коллектива, так и в индивидуальной работе. Результаты этого процесса зависят и от выбираемых педагогами форм и методов работы в урочной и внеурочной деятельности. - «ТехноОлимпиада» - проводится для обучающихся 5-9 классов, задания предлагаются из учебного материала, предусмотренного программами Щербаковой А.М., Воронковой В.В. Цель – выявление уровня усвоения программного обучающимися по трудовому обучению. Задачи:
  • Подготовка обучающихся к итоговой аттестации.
  • Формирование представления о содержании и проведении конкурсов профессионального мастерства в учреждениях СПО.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы обучающихся.
  • Повышение общей социальной компетентности.
  • Также разработанное нами мероприятие имеет особое значение в плане взаимодействия между нашей школы-интерна и учреждениями СПО, где будут обучаться выпускники (обучающиеся знакомятся с мастерами производственного обучения, педагоги СПО узнают возможности, способности обучающихся). Таким образом, осуществляется, преемственность в сопровождении профессионально-трудовой подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями, происходит профессиональная ориентация и поддержка профессионального становления подростков. «ТехноОлимпиаду» разрабатывают и проводят в течение 7 лет педагоги школьного методического объединения учителей трудового обучения. На основании разработанного «Положения о проведении «ТехноОлимпиады»» . «ТехноОлимпиада» по предмету СБО проводится вне стен школы. Команды из 4 человек от разных классов получают задания в закрытых конвертах и в сопровождении независимых экспертов выполняют задания в различных частях города. После выполнения всех пунктов маршрутных листов возвращаются в ОУ и делают полный отчет о поездке. После этого жюри выставляет баллы в соответствии с таблицей экспертов. Все задания разработаны по программному материалу курса «Социально-бытовая ориентировка».Материалы «ТехноОлимпиады» были представлены в качестве работы творческой группы на региональном конкурсе методических материалов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, проводимом ГАОУ «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Материалы получили хорошую оценку экспертной комиссии и место для публикации в сборнике. Уже несколько лет в учебный план нашего ОУ введен факультативный курс Черчение для обучающихся 8-9 классов, который успешно реализует Вахрамеева Светлана Владимировна Одно из приоритетных направленийСвоим опытом работы по производственному обучению лиц с умственной отсталостью поделится Котелевцев А.А.Пермикина Елена Владимировна, мастер производственного обучения познакомит вас с новым движением АБИЛИМПИКС для лиц с ОВЗ