Публикации «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Субботина Ирина Валентиновна

Из опыта работы воспитателя средней группы.
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы.
Так нашу группу посещает, Макар по заключению ПМПК ему рекомендуется:
1.Корекция фонетико-фонематической стороны речи.
2.Равитие лексико-грамматической стороны речи.
3.Формирование развитие связной речи.
1.Корекция фонетико-фонематической стороны речи.
Фонетико-фонематическая сторона речи является важным звеном в речевой деятельности. Усвоение звуковой системой речи представляет собой ту основу, на которой происходит овладение языком, как основного средства общения.
При работе с Макаром я использую в индивидуальной работе альбом Звукопроизношение, Говорят малыши, Чистоговорки, настольные и дидактические игры. Макара я стараюсь не выделять среди других детей, но постоянна он в поле моего зрения. Где то я ему задам вопрос, где то поправлю в чётком произношение звука, иногда присоединяюсь к игре и не навязчиво предлагаю погудеть как пароход (паровоз…). В свободное время мы с ребятами любим играть в спокойные игры, которые нам помогают научиться чётко произносить звуки.
Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
1.Игра Цепочка слов:необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
2.Игра Назови слово- называем слова на определённый звук:
Вот сколько на Кя сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковёр,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
А вот, что наТвы сумеете назвать?
(Стихотворение Л. Куклина)
А наС? Теперь наЛь.И наЗ и т.д.
3.Игра Найди картинку.Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука; вторую – звук в середине слова; третью – звук в конце слова.
4.Игра Хлопни в ладоши на звук- будем хлопать на звук Ш: шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.
5.Цветы и пчёлка.Ребёнку дать два цветка: у одного серединка Игра Кузовок.У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на – ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…
6.Игра Соберём слова.
- Назови птицу на звук В;
- Назови фрукт на звук Г;
- Назови игрушку на звук. С ;
- Назови цветок на звук. К ;
- Назови животное на звук. Б.
Шутки - минутки.
7.Игра Исправь ошибку.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:Кот плывет по океану Кит из блюдца ест сметану
Хвост с узорами, сапоги со шторами.Тили - бом! Тили - бом!Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.
Использую игры и упражнения на развитие слухового восприятия
Колпачок и палочка. Продолжаем учить различать звуки и по звуку узнавать одну из трех игрушек: погремушку, неваляшку, барабан.
Слушаем погоду. Учим слышать и узнавать стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели, скрип снега под ногами.
Что ты слышишь. Учим выделять звуки, характерные для определенного места на кухне: стук посуды, шипение готовящегося блюда на плите, плеск воды. В группе: ходьба, кашель, разговоры. В умывальной: полоскание горла, течение воды из крана, фырканье.
2.Равитие лексико-грамматической стороны речи.
Лексико-грамматической стороны речи- это неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими.
Для работы по этому разделу я использую настольные игры, наглядный материал (картинки, игрушки, книжки…), дидактические игры на лексические темы.
Дидактические игры на лексические темы являются:
Д/игра Один – много.Цель игры: развитие умения детей образовывать существительные множественного числа от единственного. Дом-домов…..
Д/игра Назови ласково. Цель: развитие умения детей образовывать существительные (прилагательные) в уменьшительно- ласкательном значении. Кошка-котёнок…
Д/игра Из чего -какое? Цель: развитие умениядетейобразовыватьотносительные прилагательные. (Какой сок?, Какое варенья?, Какой салат?, Какая веточка?, Какой пирог?, Какой дом? и т.п.) Из яблок - яблочное варенье.
Д/игра Чей? Чья? Чьё?Цель: развитие умениядетейобразовывать притяжательные прилагательные.
Д/игра Мой, моя, мои или Жадина Цель: развитие умениядетейправильно подбирать притяжательные местоимения к именам существительным. Мой мяч, моя машина.
Д /игра Скажи наоборотЦель: развитие умениядетейподбирать антонимы к разным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы).Большой- маленький
“Подбери другое слово”
Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно – молочная бутылка.
- компот из яблок (яблочный компот);
- варенье из груш (грушевое варенье);
- полка для книг (книжная полка);
- ваза из стекла (стеклянная ваза);
- крыша из соломы (соломенная крыша);
- горка из снега (снежная горка);
- кораблик из бумаги (бумажный кораблик).
3.Формирование развитие связной речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основные черты диалогической речи. Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
В нашей группе Макар участвует в постановках сказок, сценок, где он играет роль со словами. Разучивает стихи, пальчиковые игры, речевые игры, а также играем в дидактические игры.
Собери картинку
Цель игры:учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Ход игры:ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.
Индивидуальная работа с ребёнком ведется по мнемотаблице.. Методика основана на использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на слуховуб.. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и схем-моделей
Расскажи
Цель игры:развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память.
Ход игры:пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.
В образовательной и свободной деятельности с детьми я провожу
совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками используем различные виды массажа.
Логопедический самомассаж - стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализует мышечный тонус данных мышц. Сначала показываю каждый приём на себе и комментирует его, а также совместно с ребенком (рука в руке, чтобы у него появились ощущения от действий рук на определенную фразу или интонацию). Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали ,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо…
Самомассажу рук –это несложно. С помощью гранёных кристалов ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с кристаллами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Покатаю я кристалл меж своих ладошек,
А потом возьму кристаллик, пальцами кручу.
Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.
Прищепковая терапия, очень благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок, да ещё и в речевом сопровождении. Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире.
Мы с прищепками играем
лучик солнцу добавляем.
Так же используем знакомые детям металлические сеточки для чистки посуды (металлические или полиэстеровые).
Ежик прячется в ладошке.( прячем в одной руке)
Хочет ёжик убежать.(перекладываем в другую ладонь)
А теперь другой ладошкой
Будем мы его держать.(сжать двумя руками)
Массажные ёжики. Су-джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Может овладеть каждый, не обращаясь к врачу и помочь себе. Это эффективно, безопасно и просто.Ежик в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
Сложно сказать, как сложится жизнь каждого ребенка, будут ли находиться рядом люди, которые смогут помочь им. Важно на каждом этапе обучения и воспитания создавать условия для того, чтобы ребенок обрел уверенность в себе, стал самостоятельным и независимым.