Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: МАЛИЕВА БЕЛЛА ИВАНОВНА

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Профессиональное училище №8
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по истории
След Великой Отечественной войны в истории моей семьи
преподаватель истории
Б.И.Малиева
г. Беслан, 2017г.
Цели:
- формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому страны;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, верность героическим традициям прошлого;
- воспитывать у молодежи неприятие агрессии, насилия и войны;
- обучать умению формулировать и высказывать свои мысли;
- формировать навыки выступления перед аудиторией;
- способствовать развитию коммуникативных качеств.
Оборудование: компьютер, телевизор, слайды по ВОВ, плакаты военные, письма-треугольники, презентация PowerPoint Победителям посвящается
Звучит песня из кинофильма Офицеры, кадры военной кинохроники
Вступительное слово учителя:
В 1933 году в Германии к власти пришла немецкая социал - националистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером – нацисты, так они себя называли. Их цель была чудовищно грандиозна: завоевать весь мир, превратив его в единую державу – Третий рейх.
В популярной в наше время школьной анкете друзей наряду с вопросами: Твой любимый фильм? Лучший друг? Любимая книга?, был и такой вопрос: Чего ты боишься больше всего? …
И мы, дети 70-х, отвечали однозначно – Войны.
Ваше поколение уже четвертое, не знающее войны. Но память о тех днях жива и сегодня. В каждой семье сохранена память о погибших родственниках, названия улиц, площадей, памятники и музейные экспонаты – всё это напоминает и помогает нам ПОМНИТЬ… НЕ ДОПУСТИТЬ ПОВТОРЕНИЯ…
Из нашей республики в 1941 году на фронт было отправлено 40186 человек, а в целом за 1941-1945гг. - 89934человека, из них более 45500 человек не вернулись с полей сражений, то есть каждый второй представитель Северной Осетии, участвовавший в войне, погиб на фронте.
Сегодня мы вспомним о людях, которые жили с нами рядом, по соседству. Вспомним обо всех тех, кого мы встречали каждый день, не отдавая себе отчета в том, что этот человек сделал я нашего будущего. Поговорим о войне в семье каждого из нас!
Итак, Заурбек Харитонович Гутиев!
Мы неслучайно открыли разговор именно с Заурбека Харитоновича! Он не просто был нашим земляком, он был еще и нашим коллегой. Родился в 1920 году в с. Тулатово Северной Осетии в крестьянской семье. В Красную Армию ушёл в январе 1942 года курсантом 1-го Орджоникидзевского пехотного училища. Фронтовые дороги лейтенанта Гутиева протянулись от Сталинграда до тогдашней Чехословакии. В составе курсантского полка наш земляк и коллега защищал Сталинград, затем в составе 437 гвардейской артиллерийской бригады участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, страны Европы.
О Заурбеке Харитоновиче расскажет вам, ребята, его сын - Гутиев Владислав Харитонович. Слово Гутиеву Владиславу.
Гутиев Владислав:
Боевое крещение Заурбек получил в битве под Сталинградом. По воспоминаниям отца, их, еще не нюхавших пороха, безусых курсантов пехотного училища, кинули в самое пекло войны – в Сталинградскую мясорубку.
Вспоминая рассказ об этой битве, которая во многих районах города переходила в рукопашную, не могу не вспомнить слова Юлии Друниной:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Отец вспоминал, что по улицам города кровь людская текла, как река. В битве под Сталинградом Заурбек был ранен, и его посчитали погибшим. Только благодаря сестричке, которая случайно обнаружила, что молодой офицер дышит, его вместо братской могилы, отправили в госпиталь. Но до сих пор на Мамаевом кургане среди фамилий погибших высечена и его фамилия – Гутиев Заурбек Харитонович, чем он надо сказать, даже гордился.
Заурбек Харитонович был ветераном войны и труда, Воронежского, Сталинградского и 1 Украинского фронтов. Он был кавалером орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, более 10 медалей, в том числе За оборону Сталинграда, За освобождение Праги, удостоен благодарностей ВГК И.В. Сталина. Почетный ветеран РСО – Алания, капитан в отставке З.Х. Гутиев еще долгое время отдавал подрастающему поколению весь свой жизненный опыт.
1 обучающийся:
И от Кургана до причала
Проклятья, стоны и ура.
Огнями взрывов смерть плясала,
Смеясь из каждого ствола.
Стояли здесь за каждый квартал,
За дом, за лестницу, подвал...
Седой солдат над сыном плакал.
Но Сталинград он НЕ ОТДАЛ!
О, сколько крови вы пролили
В боях за город Сталинград!
Чтоб подвиг ваш мы оценили,
Не хватит всех земных наград.
Учитель:
Федор Петрович Гуцунаев… Фронтовик, Учитель, Человек…
У нас в гостях сын Ф. П. Гуцунаева - Игорь Федорович Гуцунаев с супругой Э. Р. Гуцунаевой, которая расскажет вам, ребята, о своем свекре.
Э.Р.Гуцунаева:
Родился в 1903 году в станице Ново-Осетиновской Северной Осетии в крестьянской семье. С детства он привык к труду хлебороба, умел пахать, сеять, косить. Вместе с отцом и братьями выносил все тяжелые работы на поле. Время было трудное, сложное. Федор Петрович помнит огненные годы Гражданской войны, годы подъема сельского хозяйства в 20-е годы, коллективизацию, голод 1932-1933 годов. Всегда с гордостью вспоминал годы службы в Красной Армии в конце 20-х годов, годы работы на стройке Бесланского маисового комбината в начале 30-х годов. Вместе с братьями и сестрой он всегда стремился к знаниям. Все они окончили среднюю школу, получили высшее образование. Федор Петрович окончил Орджоникидзевский институт цветных металлов (ныне ГМИ), но всю жизнь проработал учителем физики, отдав все свои знания и опыт обучению и воспитанию подрастающего поколения. Много было в жизни Федора Петровича и его семьи, как и в жизни всей страны, лишений, пота, труда, крови. И вот пришло новое тяжелое испытание – война с фашистской Германией. Человек, умудренный трудовым и житейским опытом, Федор Петрович понимал, что такое война и знал, какую страшную опасность она несет нашей Родине. Когда началась Великая Отечественная война, Федору Петровичу уже исполнилось 38 лет, он работал учителем физики и математики в Ольгинской средней школе. Всем сердцем он был привязан к детям, и те платили ему искренней любовью. Он был не просто Учителем с большой буквы, а Учителем-наставником, собственным примером, обучающим детей честности, правдивости, доброте, уважению старших и дисциплинированности.
В первые же дни войны он пишет заявление в военкомат, но ему отказывают, ссылаясь на его возраст. Только в марте 1942 года его просьбу удовлетворяют, направляя рядовым в 13-ый запасной стрелковый полк. В действующей армии – с октября того же года в составе 288 стрелкового полка 173 стрелковой дивизии. Командир роты, молодой лейтенант назначил его ротным писарем, что конечно не обрадовало Федора Петровича. Но приступить к своей канцелярской работе он не успел, так как начались ожесточенные бои, в которых ротный писарь показал себя метким стрелком, уничтожив в бою трех гитлеровцев и вражеский пулемет. Осенью и зимой 1943 года Федор Петрович участвует в ожесточенных боях под Ржевом. В тяжелых условиях лесисто-болотистой местности, в жестокий мороз и стужу наши войска вели оборонительные бои, уничтожая живую силу и боевую технику противника, не давая врагам возможность перебросить часть соединений на помощь своим войскам, окруженным под Сталинградом.
В начале марта 1943 года Федор Петрович участвует в боях за освобождение городов Ржев, Ярцево, Смоленск. За смелость и мужество в этих боях рядовой Гуцунаев был награжден медалью За отвагу
В январе 1944 года в боях под Оршей был тяжело ранен, пять месяцев находился на лечении в госпитале. Несмотря на ранение, он оказывал помощь врачам и медсестрам, помогая им в уходе за ранеными, а заодно учился у них премудростям медицины. Вскоре ему присвоили звание сержанта, назначили санинструктором, желая оставить его в госпитале, однако Федор Петрович знал, что больше пользы принесет на фронте, и добился отправки в действующую армию. Дальнейший боевой путь Гуцунаев прошел санинструктором в 598 артиллерийском полку 174 стрелковой дивизии 31 Армии 3 Белорусского фронта. Войну закончил в тогдашней Чехословакии. Несчетное количество раз сержант под огнем противника оказывал помощь раненным бойцам и командирам, выносил их с поля боя.
За ратные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны Федор Петрович Гуцунаев награжден орденом Отечественной войны II степени, Славы III степени, более 10 медалями, в том числе За отвагу, За освобождение Праги, Ветеран труда. Имеет также и другие поощрения, а также несколько благодарностей от ВГК И.В. Сталина.
Отгремели победные залпы Великой Отечественной войны и, уволившись в запас, сержант Гуцунаев вернулся к довоенной профессии – уже с 1-го сентября 1945 года он вновь вошел в школьный класс в качестве учителя физики в средней школе №1 г. Беслан.
Много лет своей жизни отдал Ф.П. Гуцунаев работе в этой школе. Физика, которую он преподавал, стала одним из любимых предметов для учащихся. Но кроме этого, он передавал ребятам свою любовь к Родине, учил их патриотизму и всегда пользовался авторитетом среди учителей, родителей, учеников. Неоднократно награждался Почетными грамотами районного отдела образования и нам остаётся лишь гордиться таким земляком!
2 обучающийся:
Отец и сын
Я отца попросил:— Расскажи, как сражался,Как поганых фашистов в боях убивал.Но отец о войне говорить отказался,Только брови нахмурил и тихо сказал:— Ты что думаешь, сын, убивать очень просто?Так в кино лишь бывает и то не всегда.— Но ведь это ж враги?! Я б их всех шашкой остройПокрошил, если б только был взрослым тогда.— Да, то были враги, но они тоже люди,И у каждого дома детишки и мать.Их погнали, как скот, к нам фашисты-паскуды,И заставили силой всех нас убивать.Но уж тут кто кого. Жить нам тоже хотелось,Да к тому же свой дом нам пришлось защищать.На войне было все – кровь, жестокость и смелость.И поверь, нелегко мне войну вспоминать.
Учитель:
Цховребов Самсон Костаевич, родился в 1910 году, в Грузии, с. Гуджарети.
Рассказывает внучка Малиева И. И.:
Я бы хотела вам рассказать о своем деде, который пешком прошел войну от Заманкула до самой Праги, отсчитывая каждый метр фронтового пути сапогами 42-го размера. Трудно сказать, почему родители дали ему библейское имя Самсон.… Как бы то ни было, но имя такой личности, представлявшей собою характерный тип народного героя, – хороший выбор. К тому же мой дед Самсон был для меня не меньшим героем, прежде всего потому, что в годы Великой Отечественной сполна отдал свой гражданский и человеческий долг, бесстрашно борясь с фашизмом. У деда была бронь, так как он был трактористом, и эта профессия была очень важна в тылу. Как и многие его ровесники, он отказался от брони и ушел на фронт добровольцем. Дед стал связистом.
Связисты внесли существенный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны, их подвиги до сих пор служат примером для молодого поколения.
Дед участвовал в Сталинградской битве, освобождал Ворошиловград, Донбасс с городами Артемовск, Лисичанск, Славянск, Краматорск, Запорожье и многие другие. Освобождал Прагу, дошел до Германии, брал Дрезден, Берлин… Его грудь украшали медали За отвагу, За боевые заслуги, За победу над Германией.
Дед был немногословен, совсем не любил вспоминать о войне, рассказывать о себе. Лишь одну фразу повторял так часто, что мне она запомнилась на всю жизнь: Если бы ноги имели свойство стираться, то мои стерлись бы до самых плеч, столько я прошел пешком. По его словам, за все время, пока шла война, ему и его коллегам связистам не представилось ни единой возможности, когда бы они могли проехать хоть часть пути на телеге, машине или верхом. Ни разу! Из Заманкула до самой Праги он на самом деле шел пешком, меряя каждый метр пути изношенными солдатскими сапогами… Я часто вспоминаю его рассказ о том, как после очередного боя , он вдруг увидел на обочине дороги лежащую женщину и ползающего около нее ребенка. Женщина была мертва, младенец отчаянно плакал, не понимая, что происходит. Недолго думая, дед подхватил ребенка и отправился в ближайшее село. Постучавшись в крайний дом, попросил хозяев приютить ребенка на ночь, обещая назавтра за ним вернуться. Святая ложь во спасение. Конечно, он знал, что не сумеет за ним вернуться, но и оставить малыша умирать он не мог, дед отдал им все, что у него было при себе из съестных припасов. Так он решил судьбу ребенка, о дальнейшей жизни которого так никогда и не узнал.
После войны дед вернулся к своей довоенной профессии, и до 1985 года работал трактористом. Надо сказать, что он был неимоверно трудолюбивым человеком. Я как сегодня вижу его, едущего по улице на тракторе, бегущую за ним с веселым визгом соседскую ребятню в надежде, что он их прокатит. Смею надеяться на то, что дед Самсон был бы сегодня счастлив уже только потому, что войны нет и слышится детский смех. А еще то, что один из его правнуков носит его имя с гордостью. Ему бы этого было вполне достаточно…
3 обучающийся:
- Дедуля, расскажи нам, как ты воевал,
Громил фашистских гадов и гвардейцем стал,
Припомни яркий случай из военных лет,
Как в небе добивались лётчики побед.
Мы почитаем вас – героев в орденах,
За то, что шли в атаку, забывая страх,
Чтоб каждый раз отважно подвиг совершать,
За Родину в боях бесстрашно умирать!
- Послушай, внук, была война войной,
Для нас она была - работой боевой,
Никто не дрался только, чтобы героем стать,
Нам важно было честь Отчизны отстоять,
Прогнать захватчиков с моей родной земли,
Чтоб жёны и детишки в мире жить могли.
Не умирать мы шли, а грудью защищать
Народ и землю русскую за пядью пядь…
Рассказывает дочь Сергея Михайловича Ханаева - Людмила Сергеевна Хаблиева:
Короткий рассказ о своем отце хотелось бы начать с памяти и долга, который мы, потомки, несем в себе и в своем сердце, с того, что не дает нам забывать, откуда наши корни.
Наверное, что-то приходит с воспитанием, образованием, но основное в нас заложено генетически. И потому очень важно помнить и знать свою биографию.
Мой отец, Ханаев Сергей Михайлович, родился в городе Орджоникидзе СОАССР в 1911 году. Отслужил срочную службу в рядах Советской армии. Когда началась Великая Отечественная война, был призван на фронт. С первого дня войны и до последнего он защищал Родину. Он воевал на втором украинском фронте 53 армии, 254 дивизии в звании старшины. Сражался на Малой земле под Новороссийском. Участвовал в героической обороне Кавказа и указом президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года награжден медалью За оборону Кавказа.
В одном из боев он был ранен и прямо на поле боя прооперирован. Он был ранен еще четырежды, но остался жив и в 1945 году вернулся в Осетию с осколком в груди. На гимнастерке светились 2 медали: За боевые заслуги, За победу над Германией, и Орден Красной Звезды.
Мой отец прошел войну, был ранен, видел смерть, потерял друзей в боях, но сохранил добрый характер и честные отношения с людьми, активность в работе. Вернувшись с фронта, он работал на Украине, во Львове в службе безопасности. Много лет проработал в органах по борьбе с бандеровцами, отмечен правительственными наградами, благодарственными письмами, грамотами.
Вернувшись из Украины, работал начальником железнодорожной милиции города Орджоникидзе, затем директором ардонского консервного завода, начальником эксплуатации БАП.
Искренний добрый, требовательный к себе и другим, строгий во всем, он создал дружную семью. Он был не только отцом заботливым , но и другом, интересным собеседником.
Сегодня мы рассказываем вам о своих отцах, дедах, бабушках потому, что то, что сделали они не оценить словами. Мы хотим, чтобы вы помнили это всегда и были достойны их. Не было семьи, откуда на Великую Отечественную не ушли солдаты. Низкий поклон и Вечная память всем воинам, павшим на полях сражений и тем, кто вернулся домой с Победой и продолжил трудиться на благо Родины.
4 обучающийся:
День Победы… Девятое Мая…
снова свечу зажгу!Не забыла и в сердце всегда берегу,Я отца, в этот день поминая!Жил да был на земле рядовой человек,Неприметен, с веселым взглядом,Ему счастья хватило б на целый век-Если дети, жена – с ним рядом!Только счастья всегда не бывает впрок,Прогремели с небес набаты,И ребята, и папы - в короткий срокВзяв шинели, ушли в солдаты! И пошел сапогами мерить солдатИ свои, и заморские дали!Были раны, победы, и свой комбатИ за всё - ордена да медали!И солдат, мой отец, возвратился домой,Рядовым - ну, не всем в генералы!И спасибо судьбе, что вернулся живой!Ведь он знал, как любимые ждали!За честь Родины , счастье свое - воевал,Хоть с душою вернулся ранимой !
Учитель:
Не осталось ни одной семьи, ни одного человека, которых бы обошла война, кто не познал бы горечь потерь, травмы и жертвы. Каждый как мог отдавал все свои силы для приближения Дня Победы. Вся жизнь этих людей – и на фронте, и в тылу – является для нас примером истинного патриотизма, высокой честности и самопожертвования во имя Отчизны. Несмотря на численное превосходство врага, на подлую внезапность нападения фашистских войск, мы одержали СОКРУШИТЕЛЬНУЮ победу в Великой Отечественной войне. А это означало конец всем страданиям и мучениям не только нашего народа, но и народов Европы.
День Победы – не случайно праздник, который со временем не только не меркнет, но наоборот приобретает все более важное значение. Еще более актуально это в наши дни, в дни напряженной и нестабильной обстановки в мире, в дни хрупкого равновесия сил добра и зла. Сейчас как никогда важно знать, любить и помнить историю своей страны, не поддаваясь попыткам псевдо-историков переписать опаленные огнем, священные вехи Великой Отечественной войны. Предав свою историю, мы тем самым предадим и память солдат, отдавших свои жизни за наше будущее.
2017 год – в своем роде особенный для нас для всех, и не только по причине 70-летнего юбилея Победы. Важнее то, что среди нас с вами осталось совсем немного живых свидетелей военных лет. Людей, которые своими глазами видели огненное жерло войны и именно ради них, ради их ратного подвига мы обязаны НЕ ЗАБЫТЬ…
5 обучающийся:
Помните! Через века, через года, -помните!О тех, кто уже не придет никогда, -помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,горькие стоны.Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,жизнью просторной.Каждой секундой, каждым дыханьембудьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -помните!Какою ценой завоевано счастье, -пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -помните!Детям своим расскажите о них,чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них,чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной землипомните!К мерцающим звездам ведя корабли, -о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,люди земли.Убейте войну, прокляните войну,люди земли!
Мечту пронесите через годаи жизнью наполните!..Но о тех, кто уже не придет никогда, -заклинаем, - помните!
Учитель:
Жизнь продолжается, но память жива...
Звучит песня Мы не хотим войны.