Публикации
» Педагогический триумф»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Педагогический триумф»
Автор: Кадочникова Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: » Педагогический триумф»
Автор: Кадочникова Юлия Владимировна
МКОУ Средняя общеобразовательная школа №3 г. Облучье им. Героя Советского Союза Ю. В. Тварковского
Творческий отчёт по теме:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ.
Учитель начальных классов
МКОУ Средняя общеобразовательная школа №3 г. Облучье им. Героя Советского
Союза Ю. В. Тварковского
Дорошенко Ольга Николаевна
2011 г.
Содержание
1. Информация об опыте
. .Актуальность опыта.............................................................................3
Условия становления и возникновения опыта.............................. .5
.Ведущая педагогическая идея опыта..............................................5
.Длительность работы над опытом................................................6
.Теоретическая база опыта................................................................6
.Новизна опыта .......................................................................................8
2. Технология опыта
Описание содержания образования и средств достижения цели (методов, приемов, форм организации работы)............... .8
3. Результативность опыта………………………………………... 13
Библиографический список…………………………………………... .15
Приложение к опыту………………………………..……………….…….... 16
1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1 Актуальность опыта
К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь
В.А.Сухомлинский
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям ничейные знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, в соответствии с его целями. Даёт ли такую возможность своим ученикам и педагогам современная школа? Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения.
Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.
Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников - развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление с научной картиной мира - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
1.2.Условия возникновения и становления опыта.
Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.
Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы.
В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:
низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
недостаточная материальная база.
Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого - разный уровень интеллекта школьников.
Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать уроки полезными и интересными для учеников моего класса.
Работая 17 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески, может свободно реализовать собственное Я.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуаций в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность.
Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить такие умения как:
собирать информацию;
сравнивать по отдельным параметрам;
сопоставлять и анализировать;
обобщать;
проводить эксперименты;
классифицировать;
делать умозаключения и выводы;
создавать тексты.
1.4 Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с 2010 года по 2015 год. Работа ведётся поэтапно до момента выявления результативности. Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась диагностическая работа. Проводимая диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения педагогической проблемы.
Теоретическая база опыта.
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у Сократа. Творческие исследовательские работы учащихся - собирание фольклорных произведений, записи собственных наблюдений, создание различных выставок, проведение конференций и т.д. - упоминаются в программах, рассматриваются в пособиях 20-х годов.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
В основе исследовательской деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Этот метод ориентирован насамостоятельную деятельность учеников,которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.
Исследование– это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна бытьсвободной.
Задачи исследовательской деятельности
Образовательные:активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие:развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные:создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Исключительную важность при использовании исследовательского метода приобретает одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности.
Если мы хотим, чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребёнка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Основными подходами в становлении опыта стали:
учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности.
создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика.
формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности.
понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
2. Технология опыта
Описание содержания образования и средств достижения цели (методов, приемов, форм организации работы)..............
Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Начинаяспервогокласса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о животном. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме. А мы с учащимися заносим необходимую информацию на лист-схему. Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. Количество коллективных занятий тренировочного плана не превышает у меня одного раза в четверть. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Начиная совторогокласса,работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаюзадания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
определи, сколько значений у предмета;
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтомудалее учимся выдвигатьгипотезу,т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:
1.Давайте вместе подумаем
Делая предположения, используем слова:
Может быть…Предположим... Допустим…Возможно…Что если….
2. Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
3. Упражнение, предполагающее обратное действие. При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
4. Найди возможную причину события
5. Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека?
Ещёважным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.
1. Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете? В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и др. закономерности.
2. Вопросы и ответы Отвечать хором
3. Найди загаданное слово.
4. Угадай, о чём спросили.
5. Вопросы домашних животных. Какие вопросы могли бы задать тебе домашние животные, если бы умели говорить?
Такженеобходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:
1. Расскажите инопланетянам как можно короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и т.д.
2. Важнейшим средством развития умений давать определения понятиям являются загадки.
3. Сочинение загадок, разгадывание кроссвордов
4.Игра Трудные слова.
5. Выявление причин и следствий.
Также с детьми мы учимсяклассифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание четвёртый лишний. Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимсянаблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводитьэксперимент –важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимсяанализировать, выделять главное и второстепенное,делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Нужно всегда помнить: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
В подтверждение этого прилагаю исследовательскую работу ученика 4 класса Кригера Кирилла, Два имени на обелиске, которая заняла 1 место в Муниципальной научно-практической конференции 1941-1945: уроки войны, уроки правды, мужества, патриотизма. Герои и участники ВОВ Облученского района.
Возможные результаты проектной деятельности представление:альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
3.Результативность.
Цель моей работы как учителя – не оценка, и даже не набор знаний, умений и навыков по предмету. Цель – развитие личности ученика. Исследовательские уроки учат грамотно решать проблемы, не важно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Такую работу провожу объединяя детей в группы. У школьников младшей возрастной группы доминирующий вид деятельности – общение. Групповая работа удовлетворяет потребность детей в общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит обмен мнениями и желаниями, при такой работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки. Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Учащиеся начальной школы успешно развивают умения, которые будут востребованы в старших классах:
собирать информацию;
сравнивать по отдельным параметрам;
сопоставлять и анализировать;
обобщать;
проводить эксперименты.
Вывод: на исследовательских уроках формируются те самые предметные и общие компетенции, развитием которых так озабочена современная система образования.
У учащихся формируются такие новые качества, как :
инициативность;
инновационность;
конструктивность;
мобильность;
динамизм;
гибкость.
Библиографический список
1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство Просвещение,-1988
2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников.– Ярославль: Академия развития 2004.
3. Савенков А.И. Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-еизд., исправл. – Самара: Издательство Учебная литература,2005.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправл. И дополн. – Самара: Издательство Учебная литература, 2006.
5. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения //Завуч. 2003. №6. С.96-112
6. Н.Б. Шумакова Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство МПСИ 2004..
7. Рабочая тетрадь для учащихся. Собрание 6 (ч.6-10) / Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.:УЦ Перспектива 1999
“Разработка учебного проекта ПРИЛОЖЕНИЕ 1
“Мое домашнее животное”
Введение.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
К сожалению, уроки природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.
Опыт показывает, что учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно на доступном для них уровне.
В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось при разработке методики работы с детьми.
Проектно-исследовательскую работу по темам Домашние животные или Мой любимый питомец, который я начала проводить в 1 классе, во 2 классе продолжила, представляю в качестве примера .
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: общественную, школьную, семейную. Дети с домашними животными сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить учащихся бережному отношению к ним.
Проект будет способствовать совершенствованию и развитию природоведческих знаний и умений, предусматриваемых школьной программой, поможет оценить свои возможности по отношению к живому, ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя. Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции.
Цель проекта состоит в формировании у школьников представлений о домашних животных как общекультурной ценности, демонстрации использования природоведческих знаний в заботе о своём питомце.
Задачи проекта: формирование у школьников устойчивого интереса к предмету; расширить представления учащихся о домашних животных; приобщить к ответственному отношению заботы о тех кого приручили.
Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли хороших хозяев, мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом — воспитанием учащихся нашей школы. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Всё это мы объединили одним словом —проект,уточнили, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами.
Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.
А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.
Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся завели записные книжки. В них дети собирали материал, а для нас это был дневник.
Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План назвали маршрутным путеводителем. Из предложенных вариантов работы наметили поэтапное решение проблемы, действия. На это потратили не один день. Проект для учителя уложился в такую схему: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио. А для учащихся это выглядело так: маршрутный лист — хочу всё знать — мой лучший питомец — нам нужна забота —мы в ответе за тех, кого приручили.
Этапы работы над проектом.
Определение темы проекта
Первичное формирование проектных групп
Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности
Пополнение материала к проекту, наглядный материал
Группировка материала, составление описания.
Коллективное обсуждение работы и ее оценка
После составления маршрутного листа был определён принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы. Проект получил название “Домашние животные”. Каждый ученик сделал свою обложку для будущей книжки малышки.
Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:
Разработка проектного задания.
Разработка самого проекта.
Презентация.
Рефлексия.
Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.
Разработка проектного задания.
Учитель предлагает тему проекта “Мое животное”, формулируетпроблему проекта“Не наносим ли мы вреда домашнему животному, когда берем его в свой дом?”
Цель проекта:
изучение проблемы жизни домашних животных с человеком и определение возможностей по ее улучшению и оздоровлению.
Задачи:
научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
проводить исследовательскую работу по изучению жизни и поведения домашних животных;
дать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению жизни домашних животных.
В качествеобъекта исследованийвыбрано домашнее животное. На примере животного могут быть рассмотрены взаимосвязи животных с окружающей средой.
Каждый ученик выбирает объект наблюдений. В результате среди объектов наблюдений оказались кошка, собака, попугай.
Подготовка материала.
Учитель готовит задания для групп, вопросы, на которые надо получить ответы.
Учитель формирует творческие группы, заранее распределяет роли.
Обсуждение конкретных выходов по проекту.
газета;
альбом;
инсценировка;
плакат “Кодекс правил поведения с домашними животными”
Каждый ребёнок получил памятку Юному исследователю
Памятка юному исследователю.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1.Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4.Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
5.Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
6.Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
7.Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
Как участник проекта и как учитель, я старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.
И вот результат: Дехтяренко Светлана стала победителем среди учащихся начальной школы в работе над проектом исследования Мои домашние питомцы.
Исследовательская деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод исследования. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу. Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода исследования позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в исследовательскую деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. Я хочу привести пример использования исследовательской деятельности на уроках Окружающего мира и представляю несколько заданий для групповой работы при изучении Солнечной системы:
Расположение от Солнца
Название планеты
Группа
планет
Спутники
Особенность
1
-
2
-
3
4
5
6
7
8
9
Исследование Как отличить планету от звезды? - работа в группах
аспекты
планеты
звёзды
определение
Состав (из чего состоят?)
размеры
свечение
Как движутся в космосе?
Ученики работают в группах, используют материал учебника, энциклопедии, справочный материал.
При изучении темы: Водоёмы родного края
План характеристики реки города Облучье
Название.
Где берёт своё начало?
По какой местности протекает? (равнины, горы)
Какое у неё течение? (плавное, бурное)
Какие притоки принимает слева, справа?
Куда впадает?
Когда бывают разливы? С чем они связаны?
Как человек использует реку?
31
31