Публикации «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф» номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Касперович Наталья Ивановна

Педагогический проект Россия – Родина моя
в старшей группе
Воспитатель: Касперович Наталья Ивановна
Содержание
Описание проекта
Программное содержание работы по взаимодействию в рамках реализации ФГОС ДО
Актуальность и содержание проекта
План реализации проекта
Этапы работы над проектом
Предполагаемые результаты проекта
Список литературы
1. Описание проекта
Педагогический проект представлен как система организации сотрудничества семьи (родители) и детей старшей группы детского сада в образовательной области социально-коммуникативное развитие с интеграцией образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие в условиях реализации ФГОС ДО, а также при организации досуговой деятельности с привлечением родителей (законных представителей) к активному сотворчеству в воспитательно-образовательном процессе старшей группы.
Проект является результатом ознакомления психолого-педагогических источников по проблеме в области патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО, так и анализа современных инновационных технологий в сфере сотрудничества ДОУ с семьей.
Апробация, оригинальность идеи, обобщение положительного опыта старшей группы детского сада с родителями воспитанников в вопросах досугопроведения или совместного времяпрепровождения раскрывается в рамках данного проекта в соответствии с этапами реализации.
В рамках проекта выделяются два направления сотрудничества с семьей. Первое из них – направлено на установление долговременных и прочных связей с семьями воспитанников группы с целью более глубокого изучения взаимоотношений в семье и сглаживание конфликтных ситуаций во взаимодействии ДОУ и семьи. Второе направление – поддержание активной позиции родителей группы, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами ДОУ.
В проекте представлены традиционные и интерактивные работы с детьми старшей группы и их родителями.
Проект адресован работникам дошкольного образовательного учреждения и дополнительного образования, может быть использован родителями в домашнем воспитании с позитивной организацией досуга детей в рамках семейного воспитания.
2. Программное содержание работы по взаимодействию в рамках реализации ФГОС ДО:
1) Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов расширения знаний о досуге детского времяпровождения совместно со взрослыми.
2) Разработать и внедрить в практику работы старшей общеобразовательной группы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
3) Активизировать и обогатить воспитательные знания и умения родителей и увеличить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
4) Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс старшей группы ДОУ.
3. Актуальность и содержание проекта:
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Семья и дошкольное учреждение – фундаментальные институты, в которых осуществляется социализация детей. Их функции по воспитанию сильно различаются, но для того, чтобы ребенок был всесторонне развит, чтобы сформировалась социально-значимая личность, они должны тесно взаимодействовать. Дошкольное учреждение играет очень важную роль в развитии ребенка.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война — это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект Россия – Родина моя направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах детской деятельности.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: Россия – Родина моя.
Вышеотмеченные аспекты определили присутствие проблемы: недостаточные представления детей о жизни народа в годы ВОВ и повышение эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
Объект проекта: воспитанники подготовительной к школе группы детского сада.
Предмет проекта: патриотическое воспитание в рамках образовательной области социально-коммуникативное развитие.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Цель проекта: Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
•Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
•Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
•Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.
•Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.
•Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
•Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
•Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
•Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и их родителей, регулярность и систематичность работы в рамках проекта согласно плану реализации.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс теоретических и практических методов деятельности: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анкетирование); внедрение досуговых форм в организацию воспитательного процесса при совместной деятельности; анализ документации по работе системы сотрудничества ДОУ и семьи в подготовительной к школе группе детского сада; обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Сроки выполнения: Педагогический проект по организации досуговой деятельности и приобщению родителей к сотрудничеству в рамках проекта рассчитан на 8 недель (2 месяца).
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ.
4. План реализации проекта:
Интеграция образовательных областей
№№
пп
Название образовательной области
Содержание
Задачи
1
“Социально-коммуникативное развитие”:
Коммуникативные игры: Поводырь, Служили два товарища, Медицинские сестры, Перенести раненого.
Сюжетно – ролевые игры: Разведчики, Госпиталь.
Экскурсии в музей боевой славы, в городской музей, к мемориалу Вечный огонь
Итоговое мероприятие Праздник День Победы
развивать игровую деятельность детей;
побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
2
“Познавательное развитие”:
Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ.
Рассматривание альбома Дети - герои войны.
Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений.
Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ.
Д/И Кто шагает на параде?.
Экскурсия к мемориалу Солдатские письма
формировать представления детей о событиях ВОВ;
познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”;
формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
3
“Речевое развитие”:
Дидактические игры: Назови рода войск, Кому, что нужно? Что для чего (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), Скажи наоборот, Кто больше назовет качеств героя, Чья форма?.
Настольно-печатная игра Вещи военного времени.
Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
Знакомство с художественной литературой:
Ю. Яковлев Как Сережа на войну ходил, К.Паустовский Стальное колечко, И. Туричин Крайний случай, Н. Ходза Дорога жизни, С.Я. Маршак Мальчик из села Поповки.
Конкурс чтецов Этот праздник со слезами на глазах
Итоговое мероприятие Праздник День Победы
развивать связную речь;
активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: боец, солдат, фронт, тыл, снаряды, поле боя керосиновая лампа, примус, этажерка, радиоприемник, граммофон, гимнастерка, шинель, фляжка, котелок. и т.д.;
учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.
4
“Художественно-эстетическое развитие”:
Прослушивание песен военных лет, о войне.
Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений, альбома Ордена и медали ВОВ.
Рисунок на темы: Медали и ордена, Парад Победы.
Конструирование из бумаги Цветы к памятнику
Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему Спасибо, что живем для организации выставки.
Изготовление открыток для ветеранов.
Итоговое мероприятие Праздник День Победы
подвести к восприятию художественных произведений о войне;
учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
развивать продуктивную деятельность детей.
5
“Физическое развитие”:
Спортивное соревнование На защите Родины
Эстафета Полоса препятствий
Подвижная игра Шагаем на параде.
Спортивное упражнение Салют
Итоговое мероприятие Праздник День Победы
Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
5. Этапы работы над проектом:
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Деятельность родителей
1. Погружение в проект
Цель – формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
– определить проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей
1. Выявляет уровень знаний детей и родителей, о Великой Отечественной войне.
2. Оценивает собственные возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои потребности.
Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
Изучает психолого-педагогической и методической литературы и нормативных
документов по данной проблеме.
Определяет формы и методы работы с детьми и их родителями.
Составляет перспективный плана по реализации проекта.
Индивидуальное консультирует родителей и привлекает их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
Осуществляют:
разбивку на группы;
распределение ролей в группе;
продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазеты Галерея Славы
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– промежуточные обсуждения полученных данных
Руководит созданием предметно-развивающей среды:
Работает по обогащению жизненного опыта ребёнка:
Работает по обогащению игрового опыта ребёнка:
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует детей, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Наблюдают, советуют.
Помогают в обеспечении проекта.
Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Обобщает и резюмирует полученные результаты;
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
Показывают свои знания на итоговом мероприятии.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
Анализирует результаты детской деятельности.
Анализирует активность детей в представлении материалов проекта.
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Консультируют в оформлении отчета.
6. Предполагаемые результаты проекта:
На уровне ребенка:
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Выявлены инновационные формы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности педагогов подготовительной к школе группы и родителей с учетом современных тенденций домашнего воспитания в семье дошкольника.
На уровне родителей воспитанников:
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Сконструирована система взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников в отдельно взятой группе в рамках досуговой детской деятельности.
На уровне педагогических технологий:
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ.
На уровне предметно-пространственной среды:
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
7. Список литературы:
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.
Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.
Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29
Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.