Публикации Лучший конспект урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучший конспект урока
Автор: Касперович Наталья Ивановна

План руководства и организации сюжетно-ролевой игры
Мы военные. Моряки
Воспитатель: Касперович Наталья Ивановна
Актуальность.
На сегодняшний день можно констатировать, что детская игра стала другой. Изменилась социальная действительность. Меньше становится многодетных семей, где сюжетные игры передаются от старшего поколения к младшему. Исчезли дворовые сообщества, где ребенок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые все чаще становятся основой игровых сюжетов.
По мнению современных ученых особенностью игр современных дошкольников, стало отсутствие профессиональных сюжетов (повар, моряк, почтальон), то есть из игр уходит воспроизведение трудовой действительности. Дети стали предпочитать роли телевизионных героев.
Мы живем в очень сложное время, когда нравственные ценности претерпели изменения. Солдат – воин перестает существовать в играх детей. Дети больше подражают мультяшным персонажам, таким, как роботы, человек паук и другие. Именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы патриотизма и гордость за солдат своей страны.
Цель игры: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знанийна занятиях и в повседневной жизни. Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
Образовательные – учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры, взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру; создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;
помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации; формировать умение творчески развивать сюжет.
Развивающие – развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь; развивать воображение, коммуникативные навыки.
Воспитательные – воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Методические приёмы:
• словесные: беседы, консультации для родителей, рассказы, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, презентации;
• игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты, ситуации;
• практические: путешествие, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Словарная работа: радиограмма, кок, маршрут, флот, якорь, капитан, корабль, трап, штурвал, маяк.
Предварительная работа: презентация Моряки, чтение художественной литературы: А. Митяев Почему армия всем родная; Л.Кассиль Твои защитники; Рассматривание иллюстраций Армия родная, беседа Защитники Родины, рисование По морям – по волнам, аппликация Теплоход, оригами Пароход.
Атрибуты и предметы для игры: растяжка с флагами, флаг, руль-штурвал, якорь, трап, бинокли, подзорная труба, спасательный круг (надувной), радио-наушники (для радиста–акустика), акваланг (из пластиковых бутылок или большие кегли), капитанская фуражка, погоны, бескозырки, воротники матросские, тельняшки матросам, рупор (пластиковая бутылка), альбом с разными видами кораблей, карта, большие кубики, стульчики.
Примерные игровые действия:
постройка корабля;
подготовка к плаванию, выбор маршрута;
Ситуации в море:
- встреча с акулой;
- фото –дельфины;
- пробоина;
- спуск водолазов;
- шторм –пожар;
- киты – льды….
ремонт судна;
работа водолазов;
подъем флага на корабле;
возвращение в порт.
1 этап – подготовительный.
Цель - выявление форм и эффективности взаимодействия между участниками игры и развитием сюжета.
Задачи данного этапа:
1.Постановка цели и задач, определение направлений, выбор методов, приемов, форм, разработка конспектов.
2.Подбор и изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
3. Подбор иллюстративного материала, игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольных), музыкального сопровождения, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
4. Создание условий для изобразительной, продуктивной и игровой деятельности детей.
5. Составление плана мероприятий с детьми при участии родителей.
6. Опрос детей с целью выявления знаний и представлений о солдатах-моряках (кто такие моряки, чем занимаются, каким должен быть моряк) значимость солдата-моряка в Великой Победе.
Взаимодействие с родителями:
- проведение опроса для родителей с целью выявления помощи воспитателю при реализации проекта;
- совместная деятельность детей и родителей по изготовлению костюмов и бескозырок моряков;
Работа с узкими специалистами детского сада:
- консультации, изучение методической литературы;
- подготовка необходимого материала (дидактических пособий, игр, атрибутов, презентации).
2 этап. Основной.
Цель - реализация игрового сюжета Мы военные. Моряки
№ п/п
Образовательная область
Формы организации детской деятельности
Формы работы с родителями
Развивающая среда
1
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
беседы: Кто такие моряки,
Красивая форма моряка,
Свободное общение:
Моряки в победе помогают
совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и фотоматериала на данную тему,
Подготовить презентацию о моряках
Подбор фотографий
Рассматривание иллюстраций.
Оформление информационного стенда для родителей.
Фотографии, иллюстративный материал
Д/и Собери из частей
Попросить фотографии родителей.
Скачать с интернета картинки для игры
Чтение
Вывесить в информационном уголке для родителей
подбор художественной литературы в книжном уголке;
2
Познавательное развитие
НОД Моряки спешат на помощь
папка-передвижка Как изготовить бескозырку
Оформление корабля, подбор атрибутов к НОД
видео отрывок из мультфильма Катерок
Попросить снять видеозапись
3
Социально-коммуникативное развитие
Совместный труд с помощниками воспитателя Драим пол, как палубу
Консультация для родителей: Трудовое воспитание в семье
Приготовить швабру, тряпку, ведро с водой.
экскурсия по детскому саду в старшую группу за биноклем для с/р игры
Совместные игры со старшей группой
Бинокль, штурвал, крупный строительный материал.
4
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Музыка
Рисование
Выставка рисунков Все мы моряки.
подбор иллюстраций в уголке изобразительной деятельности;
раскрашивание
Привлечь родителей к помощи Интернет-ресурсов найти раскраски.
подбор раскрасок на морскую тему
Слушание песен
Привлечь родителей к помощи Интернет-ресурсов
5
Физическое развитие
игры по плану воспитателя
Вечернее участие совместно с детьми
Изготовление атрибутов к играм
6
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
тяжело в учении, легко в бою,
мы моряки,
Попросить родителей изготовить бескозырки, бинокль.
пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
Дидактические игры
Кому без них не обойтись
подбор и изготовление дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр;
Настольные игры
Пазлы
Скачать с интернета пазлы о моряках для малышей.
1 день: Нет на свете Родины красивей.
2 день: Эй, моряк, ты слишком долго плавал…
3 день: Штурман – морская профессия
4 день: Если б был бы я капитаном…
5 день: сюжетно-ролевая игра Мы военные. Моряки
3 этап. Заключительный.
Цель – подведение итогов сюжетно-ролевой игры Моряки.
Задачи данного этапа:
Проведение итогового мероприятия;
Открытое обсуждение предоставленного материала на педагогическом совете.
Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Заключительным этапом работы по реализации сюжетно-ролевой игры стала сама итоговая игра Мы военные. Моряки, где дети продемонстрировали свои умения при выразительном чтении стихов, пении песен, умения в игровой деятельности, входить в образ моряка, которые повысили детский интерес.
План-сценарии мероприятий по реализации сюжетно-ролевой игры Мы военные. Моряки
Первый день
Тема: Нет на свете Родины красивей.
Цель:Познакомить детей с историей возникновения Российского флота и его основателем — царем Петром I, великими флотоводцами и героями флота, с историей Андреевского флага. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
Лексика:ботик, кораблестроение.
Материал к занятию:книга Российский флот, энциклопедия История России, репродукция картины И.К. Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями, иллюстрация первого русского военного корабля Орел. Портреты: Петра I, Нахимова, Ушакова; Андреевский флаг; стихотворение Военная служба кораблей.
Структура занятия:
1. Чтение стихотворения Военная служба кораблей.2. Воображаемая экскурсия в исторический музей Российского Военно-морского флота; рассказ воспитателя об основателе флота Петре I, его личностных качествах, целеустремленности, воле; его первом увлечении (корабле-ботике), причинах построения военных кораблей и торговых судов.3. Рассматривание Андреевского флага; рассказ о том, почему Петр сделал его символом российского флота.4. Создание из бросового материала макета военного корабля.
Совместная деятельность:
1. Предварительная работа:
а) рассматривание иллюстраций на тему Военные корабли;б) рассматривание экипировки моряков, военной формы офицеров и солдат.
2. Последующая работа:б) закончить поделки из бросового материала военных кораблей.
Взаимодействие с семьей:
а) оформить выставку поделок парусников и военных кораблей, моделей из дерева;
б) совместная работа детей и родителей: сшить из ткани образец Андреевского флага (пополнить экспонатом групповой музей).
Второй день
Тема: Эй, моряк, ты слишком долго плавал…
Рассказ воспитателя о различных профессиях моряков (капитан, штурман, матрос, водолаз).
Беседа на тему Российские моряки. Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского Кем быть.
Заучивание наизусть стихотворения А.Барто Кораблик.
Слушание музыки Кабалевского Походный марш.
Скомпоновать материал для возникновения сюжетной игры Моряки.
Перед тем, как отправиться в плавание, знакомимся с основными понятиями. Ведь на море все не так, как на суше. Даже привычные нам вещи называются другими словами (лестница – трап, комната – каюта, руль – штурвал и т.д.).
Беседа о маяке (помогает кораблям ориентироваться в темноте; игра Маяк);
Отгадывание загадок о различных профессиях моряков (капитан, штурман, матрос, водолаз). Приложение 2.
Раскраска (морская тематика) Приложение 4.
Третий день
Тема Штурман – морская профессия
Рассказ воспитателя Штурвал и компас.
Рассматривание иллюстраций профессии моряков.
Беседа о назначении корабля, о том, кто работает на нем (капитан, помощник, матросы, повар-кок). Чтение произведении С.Сахарнова Самый лучший пароход.
Дид/игры: Кому что нужно, Кто это знает и умеет. Приложение 3.
Рассказ воспитателя Штурвал и компас.
Вместе с детьми изготовить штурвалы, рупор.
Дид/игра Штурвал - закрепление понятий лево-право. Дети выполняют команды Лево руля!, Право руля!
Четвертый день
Тема: Если был – бы я капитаном…
Составление рассказа на тему: Если был – бы я капитаном…( см. Т.В.Потапова Беседы с дошкольниками о профессиях).
Беседа на тему Путешествие моряков. Дидактическая игра Исправь ошибку, Для человека какой профессии это нужно. Приложение 3.
Рассказ воспитателя Семафорная азбука;
Игра Передаем сообщение (можно ограничиться, например, буквами А, У, Т). Приложение 5.
Конструирование (оригами) Параход. Приложение 6.
Пятый день
Вариант конспекта сюжетно-ролевой игры Мы военные. Моряки
Цель: Развивать творческие способности детей.
Задачи: Закрепить умение брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры; совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; подбирать предметы и игрушки в соответствии с ролью; развивать умение сооружать различные конструкции, подбирать детали, игрушки необходимые для игры.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций и чтение книг на морскую тематику. Беседы о профессии людей, которые несут службу на Морском флоте.
Оборудование: Фуражка для капитана, бинокль, медицинский халат, спасательные круги (обручи), якорь, бескозырки, маски для подводного плаванья, баллоны с воздухом (бутылки из-под минеральной воды), руль для рулевого, фартук и колпак для кока.
Ситуация
Атрибуты
Действия воспитателя
Деятельность детей
Постройка корабля, подводной лодки
Подготовка к плаванию, выбор маршрута, плавание, выполнение ролевых действий, ремонт судна, работа водолазов
Подъём флага на корабле, возвращение в порт
Обнаружение сельди.
ловля сельди, прорван невод, рыба уходит, пробоина в корабле.
Новый якорь срывается и падает в воду, пожар в море.
Помощь идет.
Строительный и бросовый материал сети, штурвал, матросские бескозырки, мачты на корабле с флажками, бинокли, рупор, свисток для боцмана, шлюпки, наушники, рация.
Водолазные шлемы, пожарные машины, шланги, пожарные каски, инструменты для врача, касса, билеты, деньги, посуда, колпак, халат для кока, открытки с изображением города, куда совершается путешествие.
В роли капитана ведёт корабль, даёт указания другим членам команды, выдаёт маршрутный лист,
Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой.
Обнаруживает в бинокль косяки рыб.
Бросает якорь, отдаёт команды рыбакам.
Корабелы строят корабль, матросы повисли на мачте, всматриваются в темноту; впередсмотрящий матрос стоит на мостике; рулевой управляет сейнером; шлюпочник следит за тем, правильно ли забрасывается невод;
Боцман командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.
Водолазы осматривают дно, ищут якорь, крановщики загружают корабль грузом.
Механик сообщает о том, что загорелся уголь.
Врач лечит пассажиров, заболевших во время плавания
Рыбаки: раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики по сортам и видам
Механик проверяет работу машин.
Пассажиры покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте;
Кок готовит пищу для пассажиров.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Собирайся детвора
Нас ждет интересная игра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня утром нашла вот такой конверт. Давайте посмотрим, что же там, (распечатывает конверт)
Воспитатель: Смотрите открытка, написано с 23 февраля. Интересно кого это у нас в группе поздравить хотели?
(ответы детей)
Воспитатель: Да. Действительно мальчиков. 23 февраля – это праздник всех мужчин, воинов. Наши мальчики, когда вырастут тоже пойдут служить в армию.
(на открытке изображен корабль)
Воспитатель: Какой красивый корабль. Я так хочу стать моряком и отправиться в плаванье на корабле. А вы ребята хотите?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята в конверте еще что-то есть.
(картинки с изображением профессий людей, которые служат на корабле)
Рассматриваем с детьми картинки, сидя на полу. Дети выбирают себе роли и одевают бейджики с той картинкой, какую роль они себе выбрали.
Воспитатель: На чем интересно мы поплывем?
(ответы детей)
Воспитатель: Так у нас нет корабля. Что делать?
(ответы детей)
Воспитатель: Из чего можно построить корабль?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте построим корабль из стульчиков.
(Дети вместе с воспитателем строят корабль)
Воспитатель: Корабль готов. Пойду, возьму, что мне нужно для плаванья.
(собираю вещи согласно своей роли).
Дети собирают в рюкзаки предметы согласно выбранных ролей.
Раздается гудок. Дети усаживаются на корабль, выполняют действия соответственно выбранной роли.
Воспитатель: Слышите, какой -то шум? Что-то случилось? Кажется, корабль столкнулся айсбергом, образовалась пробоина. Что делать?
Капитан отдает приказ: Водолазы устранить пробоину.
(водолазы с помощью инструментов устраняют пробоину под водой)
Воспитатель: Кажется человек за бортом.
Капитан: Бросить спасательный круг. (обруч)
Воспитатель постоянно ненавязчиво помогает детям развивать сюжет игры, при этом выполняет действия согласно своей роли.
Дети кушают на корабле, спасают людей за бортом, обращаются к врачу за помощью, поют песню, делают зарядку, высаживаются на сушу, чтобы пополнить запасы пресной воды.
Возвращаются домой.
Список литературы:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;
2.Гурбанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4.Сборник подвижные игр / автор-составитель Э.Я. Степоненкова Младшая группа. (3-4 года) – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
5.Детям о профессиях: pazly_professii.rar
6.презентация morflot.pptx
7. Мы в профессии играем // www.solnet
8.Раскраски для детей профессии //