Публикации Требования ФГОС к системе дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Требования ФГОС к системе дошкольного образования
Автор: Донник Валентина Николаевна

Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения, которые потом останутся с человеком на всю жизнь.В последнее время дошкольному образованию уделяется особое внимание. И на это есть ряд причин.Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования.Во-вторых, новый закон об образовании закрепляет преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определяет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. При этом дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».В-третьих, сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, должен выступать в качестве основополагающего документа нормативной правовой базы, обязательного для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений.Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования. ФГОС ДО включает в себя требования к:-          структуре основных образовательных программ, в том числе соотношениюобязательной части основной образовательной программы и части, формируемойучастниками образовательных отношений  и их объему;-          условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого-педагогическим, развивающей предметно-пространственной среде, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;-          результатам освоения основных образовательных программ,  представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных  видов деятельности.Раздел о структуре основной образовательной программы дошкольного образования представляет собой единые требования к вариативным программам, формируемым  в организациях дошкольного образования. Такой подход позволит, по мнению экспертов, достигать при большом индивидуальном разбросе, гибкости, пластичности, многообразии вариантов развития в дошкольном возрасте, единые целевые ориентиры. В документе особо отмечается, что основная образовательная программа дошкольного образования должна проектироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей и быть направлена на коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.Системообразующим компонентом конструкции современного ФГОС ДО выступают требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Только после определения требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования можно окончательно определиться со структурой и условиями реализации указанной программы. Необходимо определять требования к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии со спецификой дошкольного возраста, рассматривать использование «ЗУНовского» и компетентностного подходов к образованию детей дошкольного возраста с позиций культурно-исторического подхода к проблеме развития ребенка. Любая образовательная программа нацелена на изменение «исходного состояния» ребенка и переход его в качественно иное, новое состояние. Если процесс изменения отождествляется с процессом обучения, то есть с приобретением конкретных знаний, умений и навыков, то, соответственно, и результатом освоения программы являются ЗУНы.В соответствии с современными требованиями ЗУНы не могут рассматриваться в качестве главных, ключевых результатов освоения образовательной программы для детей дошкольного возраста, однако они не должны  быть отвергнуты полностью, так как могут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка.Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров по освоению материала. Так, ребенок в идеале должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре или общении. Он умеет выбирать, чем и с кем он хочет заниматься. «Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты». От ребенка ожидают развитого воображения и его реализации в творчестве. Также от ребенка ожидают умения подчиняться разным правилам и социальным нормам, а также различать условные и реальные ситуации. Получивший дошкольное образование ребенок может проявлять свои творческие способности в рисовании, придумывании сказок, танцах и пении, помимо этого он должен хорошо понимать устную речь и уметь выражать свои мысли и желания. У ребенка должна быть развита крупная и мелкая моторика. От него также ожидается способность к волевым усилиям и умение доводить до конца начатое дело, умение следовать социальным нормам поведения, способность проявлять любознательность, наблюдать, экспериментировать и задавать вопросы.Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.«Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».В содержании понятия качества как философской категории можно выделить несколько моментов, важных при определении результатов освоения образовательной программы:-          качество выражает существенную определенность объекта (предмета, явления);-          качество не есть неделимая единица, какое-то отдельное свойство, это нечтоцелостное и системное, представляющее собой совокупность свойств объекта (предмета, явления);-          чем выше уровень организации объекта (предмета, явления), тем большим числом качеств он обладает;-          накопление количественных изменений, достигшее определенного предела, вызывает изменение качества;-          качество как философская категория имеет непосредственное отношение к процессу развития объектов (предметов, явлений).Если перевести это на язык дошкольного образования, можно сформулировать следующие положения:-          качества как результаты освоения образовательной программы определяютсяв той же логике, что и  цель,  содержание дошкольного образования;-          обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (например, как к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций);-          если в процессе дошкольного образования делать акцент на развитие, а не обучение детей, то результатом любого развития является достижение нового качественного состояния:  ребенок в возрасте 7-и лет, если правильно организовано его развитие, действительно переходит в новое качественное состояние, существенно отличающее его от самого себя в возрасте от 3 до 7 лет;-          сформированные качества ребенка – это, в большинстве случаев, результат всего периода дошкольного образования, но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет педагогам на протяжении всего периода от 3 до 7 лет формировать его отдельные составляющие – то есть некие промежуточные (не интегративные) результаты.Наряду с этим по-новому заявила о себе давняя проблема: все ступени системы образования обладают качественным своеобразием, но специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна. Как бы бережно не «встраивать» ее в готовую образовательную «лестницу», остается риск потери этой специфики, что для ребенка чревато утратой дошкольного детства - единственного периода, когда освоение основ человеческой культуры (создать условия для него - задача любого образования) протекает вне «привязки» к системе учебных предметов, требует совсем иной «дидактики» и «методики». А главное, иных форм, иного образа жизни ребенка в образовательном учреждении.Таким образом, качество - как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом развитии и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.Образование – одна из социальных систем российского общества и государства. Оно должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей запросов общества,  государства, личности отдельного человека (в дошкольном возрасте – семьи). Соответственно, результат образования должен отражать согласованные интересы и потребности семьи, общества, государства.Стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Эта стратегическая установка находит свое воплощение в новом стандарте как уникальном соглашении, нацеленным на поддержку детства, между семьей и государством.Современная политика в области дошкольного образования предполагает создание такой доктрины развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования. Это те, кто создает продукцию для поддержки детства - книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства.Принятие стандарта приведет к более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.Согласно новому закону, каждый уровень системы образования предполагает введение образовательных стандартов. Разумеется, образовательные стандарты в сфере дошкольного образования (как и ранее введенные ФГТ) не решают и в принципе не могут решить проблемы сохранения своеобразия его образовательного статуса, решение которой должно носить комплексный характер. А «стандартизация» дошкольного образования является лишь частью этой работы, которая пока не проделана. К тому же те или иные подходы к построению и реализации образовательных стандартов на дошкольном уровне еще нуждаются в проверке своей эффективности.