Публикации
«Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Чадова Надежда Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Чадова Надежда Ивановна
Формирование творческих способностей у младших школьников
Методическое обеспечение.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Занятия проводятся в сюжетно — игровой форме с использованием сюрпризных моментов.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместного активных поисков.
Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в зоне его ближайшего развития (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
В основу реализации театрально — игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Раскрывать потенциальные возможности детей на играх — занятиях помогают игровые этюды и этюдные тренажи. Для детей они специальная актерская тренировка, которая помогает им овладевать средствами образной выразительности, умением передавать сущность своего персонажа, вести себя на сцене непринужденности, осознавать необходимость работы над ролью. Игровые этюды — это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства, основы кукловождения, этюды проводились постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спектакля.
Этюдный тренаж — это работа актера над собой.
Игровые этюды и упражнения помогают детям развивать психические процессы (память, внимание, воображение), умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Предварительная работа над импровизацией включает в себя и обогащение личного опыта детей знаниями, впечатлениями об окружающей жизни, чтобы сказка нашла эмоциональный отклик в душе ребят. Для этого используются методы: наглядные, словесные, практические.
Важен подбор художественного произведения. Выбор падает на произведение с занимательно-развивающим сюжетом (чтобы заинтересовать детей, вызвать у них сильные чувства и переживания), в котором наряду с главными, были и эпизодические роли. Важно наличие диалогов. Текст произведения произносится детям выразительно, художественно. Для того, чтобы дети могли понять состояние, чувства героя, мотивы его поступков, то есть проникнуть в его внутренний мир, необходимо учить детей элементарно анализировать, оценивать действия персонажа, понимать мораль произведения. Для этого используются методы: словесные методы формирования нравственного сознания, метод стимулирования чувств и отношений: примеры нравственного поведения — с кем бы дети могли сравнить поведение своих героев. Во время работы над спектаклем используется метод внушения, в нем нуждаются дети со слабой волей. Целью которых состоит — вселить уверенность в том, что у них все получится, что они способные и артистичные. Важным является поощрение. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывает желание проявить себя с лучшей стороны. Поощрения сочетаются со справедливой требовательностью, с самокритикой, обучением детей не останавливаться на достигнутом.
Игры с куклами развивают их художественный вкус, нравственно-эстетические качества личности. На играх-занятиях дети знакомятся с двумя основными видами кукол — верховыми и напольными. Сложностью управления куклами зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Игры-импровизации. Эти игры характеризуются наличием внутреннего единства, средств вербального и невербального взаимодействия. По предложению педагога дети импровизируют на заданную тему, сюжет без предварительной подготовки. Игры и задания такого рода вызывают у детей творческий поиск выразительных средств с последующим использованием своих достижений в самостоятельных, театрализованных играх. Самостоятельная игровая деятельность детей является показателем уровня сформулированности детского театрализованного творчества.
Условия реализации программы.
Занятия актерским тренингом и сценической речью желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Одежда — спортивная, удобная. Для показов ролевых спектаклей необходима сцена, декорации, световое и музыкальное оформление сцены, костюмы. Для показов кукольных спектаклей необходима ширма по росту детей, куклы, соответствующие размеру ширмы декорации и освещения, музыкальные средства оформления. Кукольный театр включает в себя: пальчиковый, ложковый, бибабо, марионеток, больших напольных кукол, верховых кукол на гапите.
Принципы деятельности педагога театрального объединения Парапулька.
1.Принцип сознательности, активности и ответственности. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил организации педагогического воздействия:
а) создание ситуаций, где ребенку необходимо высказать свою точку зрения;
б) совместное определение целей и задачей предстоящей работы, наличие перспектив, значимости, смысла в каждой деятельности;
в) построение педагогического взаимодействия в личностно равноправных позициях сотрудничающих людей. Личное общение строится на искренности партнеров.;
г) создание взаимообучения и взаимовоспитания учащихся;
д) показывание детям возможной альтернативы, вместо жесткой регламентации Так надо... В этом случае ребята приучатся видеть мир, исключая максимумы: черное— белое, либо-либо и в будущем сумеют находить большое количество вариантов выбора даже в самых сложных ситуациях.
2.Принцип эмоционального благополучия детей. Некоторые правила практики обучения и воспитания детей, раскрывающие применение этого принципа:
а) реализация педагогической поддержки начинается с первых секунд встречи. Установленный контакт с ребенком является фундаментом отношений педагога и воспитанника. Установить контакт — это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать бы себя комфортно и достаточно свободно и новых коллективах;
б) создание для ребенка дополнительных возможностей проявить себя, опираясь на имеющиеся у ребенка, потребности, ресурсы. Каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и причастность к событиям жизни;
в) содействование сохранению чувства собственного достоинства, создание ситуаций успеха.
З.Принцип персонификации. Персонификация педагогического взаимодействования требует прежде всего от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействование и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий, поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиями нормативам.
а) педагог делится своими переживаниями, рассказывает в качестве примера эпизоды из своей жизни и у меня так бывало... , я в это время чувствовал... , а я так справился... ) и т.п.;
б) педагог не боится принимать участие в детских развлечениях, если ему хочется он играет вместе с детьми, танцует, рисует, разыгрывает сценки, реализует собственный творческий потенциал, не стесняясь ошибок. Педагог не боится шутить и смеяться вместе с детьми, он выделяет время для историй, розыгрышей.
4. Принцип индивидуализации. Индивидуализация педагогического взаимодействования означает выявление и культивирование в каждом учащемся индивидуально специфичных элементов, общей и специальной одаренности, построения такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали бы синзетивным периодам их возрастного и индивидуального развития.
Структура занятия.
1. Приветствие (сюрпризный момент), игровые упражнения на внимание (развивающие игры);
2. Игры и упражнения на технику речи (пальчиковые игры);
3. Задание на пластику движений (театральные игры);
4. Кукольный театр (знакомство, овладение техникой, постановочная работа);
5. Подвижные игры.
Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста детей, степени усвоения материала, психического состояния и настроения детей.
Формы занятий
Помимо основных игровых занятий проводятся индивидуальные и итоговые (интегративные) занятия в форме праздничных выступлений, театральных викторин совместно с родителями, вечеров отдыха (выходов в кафе). Частыми являются посещения (просмотр) выставок, театральных постановок.
На занятиях широко используются аудио и видео техника для ознакомления с шедеврами классической музыки, оперы, балета.
Основные критерии личностно - орентированного игрового театрализованного занятия.
1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу. Пример первого контакта с детьми на занятии: игровая импровизация в исполнении педагога Волшебные очки. С помощью волшебных очков педагог пытается рассмотреть гостей. Очки шалят и педагог глядя в них ошибается, видя то котят, то слонят, то поросят вместо ребят. Идёт первый диалог с детьми через который дети в непринуждённой форме перенимают игровую настройку, раскрепощаются, вступают в игровое общение и помогают педагогу раскрыть шалости волшебных очков, подсказывая, что они девочки и мальчики.
2. Сообщение старшим дошкольникам в игровой форме темы, целей, форм работы. Пример: мы в волшебной комнате, в ней всё живое. На глазах детей педагогом разыгрывается диалог туфель между собой, общается с ожившими пальчиками, которые начинают бегать по телу, шептать на ушко, легко превращается сам в буратино, бабу-ягу и предлагает попробовать превратиться детям. Наряду с обучением детей идёт комплексное и систематическое их изучение. Наблюдение психического состояния каждого ребёнка (бодрое, усталое, погружённое в себя, позитивное, депрессивное, включенное, отстраненное, агрессивное). Педагог даёт возможность выразить это состояние. Задание подобного плана: монолог о жизни двери, кроссовок на ногах. Чаще дети проецируют своё состояние на предмет действия и тогда получаются: побитые двери, мечтающие о прогулке кроссовки, говорящие о внутреннем состоянии и причинах этого состояния самих ребят. Идёт переключение ребят с участника состояния на наблюдателя события. Что позволяет выйти из прежнего состояния и перейти в другое, желаемое (новая история кроссовок и двери). Начинается управление собственным состоянием и окружающей реальностью (порой неосознанно, что не мешает достижению результата). Дальше идут игровые театрализованные задания: создание совместных сюжетов, которые ярко проявляют особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние воспитанника, а также влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в группе, особенности самой ситуации выбора и т.п.
3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия. Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение же внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Педагог всячески пробуждает детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Доверяет детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах бывают неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством даёт каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Обсуждает с детьми не только то, что "мы узнали"(чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по другому.
4. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности. На основании анализа игровой деятельности детей работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет актёрскими умениями и навыками.
В импровизациях дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. (задания: обыграть предмет.
Варианты: самостоятельный выбор исполнения (вербальный, невербальный), жанр(комедия, боевик, мелодрама, приключения, фентези), скорость исполнения(ускоренная съёмка, замедленная, обычная)
5. Использование игрового материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность. Кто-то больше любит работать с куклами, кто-то открыто выступает сам и редко прячется за ширму. Импровизации, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни создают сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его разыгрывают, третьи любят изображать одни и те же темы и образы, например, зайки в лесу, принцесса во дворце, бандиты и милиция, и с трудом отходят от шаблонов.
И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывать индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимать его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты.
6. Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве в театрализованных играх.
7.Преобладающая форма общения: основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, так как для дошкольников и школьников игра и общение – основная психологическая деятельность. Полилог— разговор многих участников, роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Речь же педагога (грамотная, доступная, эмоциональная) во время объяснения, показа способов действия активизирует детей, побуждает осмысливать, запоминать то, о чем он говорит.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, проявляет заинтересованность в их успехах, доброжелательного к ним отношения, такта, формирует у детей навыки игровой деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).
уметь согласовывать свои действия с партерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Обучать приемам вождения кукол бибабо и кукол марионеток. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь с друг другом в разных темпах.
Предполагаемые умения и навыки 2-oro года обучения.
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики, уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах, с разными интонациями. Уметь управлять куклами бибабо и марионетками.
Уметь строить диалог с партнерами на заданную тему.
Уметь передавать характер героя через интонационную выразительность и различные способы вождения кукол.
Знать основы театрального искусства: виды театрального искусства, о культуре поведения в театре, театральные термины.
Реализовать полученные навыки в. спектаклях, которые играются для зрителя в конце каждого учебного полугодия.
Планируемый результат
Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей выражать себя через театрализованную игру. Педагог должен развивать у ребенка:
внимание,
память,
мышление,
речь,
восприятие,
воображение.
Контроль
Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Необходимо продумать поощрение ребят.
Навыки, полученные в процессе обучения, ребята реализуют в конкретной творческой работе — играют в спектаклях, музыкально-литературных композициях, которые показывают приглашенным зрителям в конце каждого учебного полугодия.
Спектакли играются по несколько раз, так как в них участвуют разные составы юных актеров. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучания. Каждый ребенок вкладывает в нее свой жизненный опыт, свои эмоции и ощущения. Задача педагога здесь — раскрыть индивидуальность учащегося, научить его искать свои выразительные средства, а не слепо подражать другим исполнителям.
Ведется непрерывная работа с родителями, главными помощниками в изготовлении и ремонте кукол, атрибутов, декораций, а также участниками совместной с детьми театрализованной деятельности.
Педагогический контроль происходит на обобщающих занятиях, носящих игровой характер, где кроме закрепления и обобщения знаний, выявляются имеющие трудности. Ярким показателем творческих достижений детей являются выступления в спектаклях, участие в фестивалях, праздниках. В течение учебного года проводится диагностика, на которой выявляются умения и навыки, приобретаемые в течение учебного года. Результаты диагностики размещаются в таблицу.
Оценка результатов театрально-игровой Деятельности детей Младшего возраста. pt юнас;~)
I. Этюдный тренаж (мастерство актёра):
1. Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки)
2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе Расскажи стихи руками)
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера)
4. Движение (этюды с музыкальным сопровождением)
I I. Игры-драматизации:
1. Желание участвовать в играх-драматизациях
2. Умение общаться с партнёром
3. Способность импровизировать при создании образа
I I I Этюды с куклами:
1. Желание играть с куклой 2. Умение управлять ею
3. Способность импровизировать с куклой
IV. Кукольные спектакли:
1. Желание участвовать
2. Умение общаться с партнёром, используя куклы настольного театра
3. Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра
Рекомендации педагогам
Рекомендации педагогам
По мнению Гребенщиковой (Цитат. по [2) с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
1. Проведение психодиагностики.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие грубой и мелкой моторики.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Основная часть
1глава основной части
Осуществление индивидуального подхода в ходе работы с детьми.
систематические наблюдения за личностным ростом и развитием учащихся.
Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучания. Каждый ребенок вкладывает в нее свой жизненный опыт, свои эмоции и ощущения. Задача педагога здесь — раскрыть индивидуальность учащегося, научить его искать свои выразительные средства, а не слепо подражать другим исполнителям.
Методика выявления уровня самооценки обучающихся (автор Р.В. Овчарова).
Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки: 2 - да, 1 - трудно сказать. 0 - нет.
Вопросы анкеты.
1. Мне нравится представлять новые образы.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново. 4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всём иметь собственное мнение. 6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
9. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное. 10. Убедительно могу доказать свою правоту.
11.Умею сложную задачу разделить на несколько простых. 12.У меня часто рождаются интересные идеи.
13.Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
14.Стремлось всегда найти дело, в котором моту проявить творчество. 15Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела. 16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат: 24 - 32 балла - высокий уровень самооценки; 12 - 24 балла - средний; 0-12 баллов - низкий.
Обработка…….(см. в документах)
Индивидуальная карта
№
ФИ
Возраст
Год обуч.
Мотивация
Самооценка
Коммуникабельность
ЗУН
Творческая активность
Достижения
Примечание
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Методическое обеспечение.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Занятия проводятся в сюжетно — игровой форме с использованием сюрпризных моментов.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместного активных поисков.
Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в зоне его ближайшего развития (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
В основу реализации театрально — игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Раскрывать потенциальные возможности детей на играх — занятиях помогают игровые этюды и этюдные тренажи. Для детей они специальная актерская тренировка, которая помогает им овладевать средствами образной выразительности, умением передавать сущность своего персонажа, вести себя на сцене непринужденности, осознавать необходимость работы над ролью. Игровые этюды — это своеобразная школа, где дети постигают основы актерского мастерства, основы кукловождения, этюды проводились постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период постановки спектакля.
Этюдный тренаж — это работа актера над собой.
Игровые этюды и упражнения помогают детям развивать психические процессы (память, внимание, воображение), умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Предварительная работа над импровизацией включает в себя и обогащение личного опыта детей знаниями, впечатлениями об окружающей жизни, чтобы сказка нашла эмоциональный отклик в душе ребят. Для этого используются методы: наглядные, словесные, практические.
Важен подбор художественного произведения. Выбор падает на произведение с занимательно-развивающим сюжетом (чтобы заинтересовать детей, вызвать у них сильные чувства и переживания), в котором наряду с главными, были и эпизодические роли. Важно наличие диалогов. Текст произведения произносится детям выразительно, художественно. Для того, чтобы дети могли понять состояние, чувства героя, мотивы его поступков, то есть проникнуть в его внутренний мир, необходимо учить детей элементарно анализировать, оценивать действия персонажа, понимать мораль произведения. Для этого используются методы: словесные методы формирования нравственного сознания, метод стимулирования чувств и отношений: примеры нравственного поведения — с кем бы дети могли сравнить поведение своих героев. Во время работы над спектаклем используется метод внушения, в нем нуждаются дети со слабой волей. Целью которых состоит — вселить уверенность в том, что у них все получится, что они способные и артистичные. Важным является поощрение. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывает желание проявить себя с лучшей стороны. Поощрения сочетаются со справедливой требовательностью, с самокритикой, обучением детей не останавливаться на достигнутом.
Игры с куклами развивают их художественный вкус, нравственно-эстетические качества личности. На играх-занятиях дети знакомятся с двумя основными видами кукол — верховыми и напольными. Сложностью управления куклами зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Игры-импровизации. Эти игры характеризуются наличием внутреннего единства, средств вербального и невербального взаимодействия. По предложению педагога дети импровизируют на заданную тему, сюжет без предварительной подготовки. Игры и задания такого рода вызывают у детей творческий поиск выразительных средств с последующим использованием своих достижений в самостоятельных, театрализованных играх. Самостоятельная игровая деятельность детей является показателем уровня сформулированности детского театрализованного творчества.
Условия реализации программы.
Занятия актерским тренингом и сценической речью желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Одежда — спортивная, удобная. Для показов ролевых спектаклей необходима сцена, декорации, световое и музыкальное оформление сцены, костюмы. Для показов кукольных спектаклей необходима ширма по росту детей, куклы, соответствующие размеру ширмы декорации и освещения, музыкальные средства оформления. Кукольный театр включает в себя: пальчиковый, ложковый, бибабо, марионеток, больших напольных кукол, верховых кукол на гапите.
Принципы деятельности педагога театрального объединения Парапулька.
1.Принцип сознательности, активности и ответственности. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил организации педагогического воздействия:
а) создание ситуаций, где ребенку необходимо высказать свою точку зрения;
б) совместное определение целей и задачей предстоящей работы, наличие перспектив, значимости, смысла в каждой деятельности;
в) построение педагогического взаимодействия в личностно равноправных позициях сотрудничающих людей. Личное общение строится на искренности партнеров.;
г) создание взаимообучения и взаимовоспитания учащихся;
д) показывание детям возможной альтернативы, вместо жесткой регламентации Так надо... В этом случае ребята приучатся видеть мир, исключая максимумы: черное— белое, либо-либо и в будущем сумеют находить большое количество вариантов выбора даже в самых сложных ситуациях.
2.Принцип эмоционального благополучия детей. Некоторые правила практики обучения и воспитания детей, раскрывающие применение этого принципа:
а) реализация педагогической поддержки начинается с первых секунд встречи. Установленный контакт с ребенком является фундаментом отношений педагога и воспитанника. Установить контакт — это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать бы себя комфортно и достаточно свободно и новых коллективах;
б) создание для ребенка дополнительных возможностей проявить себя, опираясь на имеющиеся у ребенка, потребности, ресурсы. Каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и причастность к событиям жизни;
в) содействование сохранению чувства собственного достоинства, создание ситуаций успеха.
З.Принцип персонификации. Персонификация педагогического взаимодействования требует прежде всего от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействование и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий, поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиями нормативам.
а) педагог делится своими переживаниями, рассказывает в качестве примера эпизоды из своей жизни и у меня так бывало... , я в это время чувствовал... , а я так справился... ) и т.п.;
б) педагог не боится принимать участие в детских развлечениях, если ему хочется он играет вместе с детьми, танцует, рисует, разыгрывает сценки, реализует собственный творческий потенциал, не стесняясь ошибок. Педагог не боится шутить и смеяться вместе с детьми, он выделяет время для историй, розыгрышей.
4. Принцип индивидуализации. Индивидуализация педагогического взаимодействования означает выявление и культивирование в каждом учащемся индивидуально специфичных элементов, общей и специальной одаренности, построения такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали бы синзетивным периодам их возрастного и индивидуального развития.
Структура занятия.
1. Приветствие (сюрпризный момент), игровые упражнения на внимание (развивающие игры);
2. Игры и упражнения на технику речи (пальчиковые игры);
3. Задание на пластику движений (театральные игры);
4. Кукольный театр (знакомство, овладение техникой, постановочная работа);
5. Подвижные игры.
Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста детей, степени усвоения материала, психического состояния и настроения детей.
Формы занятий
Помимо основных игровых занятий проводятся индивидуальные и итоговые (интегративные) занятия в форме праздничных выступлений, театральных викторин совместно с родителями, вечеров отдыха (выходов в кафе). Частыми являются посещения (просмотр) выставок, театральных постановок.
На занятиях широко используются аудио и видео техника для ознакомления с шедеврами классической музыки, оперы, балета.
Основные критерии личностно - орентированного игрового театрализованного занятия.
1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу. Пример первого контакта с детьми на занятии: игровая импровизация в исполнении педагога Волшебные очки. С помощью волшебных очков педагог пытается рассмотреть гостей. Очки шалят и педагог глядя в них ошибается, видя то котят, то слонят, то поросят вместо ребят. Идёт первый диалог с детьми через который дети в непринуждённой форме перенимают игровую настройку, раскрепощаются, вступают в игровое общение и помогают педагогу раскрыть шалости волшебных очков, подсказывая, что они девочки и мальчики.
2. Сообщение старшим дошкольникам в игровой форме темы, целей, форм работы. Пример: мы в волшебной комнате, в ней всё живое. На глазах детей педагогом разыгрывается диалог туфель между собой, общается с ожившими пальчиками, которые начинают бегать по телу, шептать на ушко, легко превращается сам в буратино, бабу-ягу и предлагает попробовать превратиться детям. Наряду с обучением детей идёт комплексное и систематическое их изучение. Наблюдение психического состояния каждого ребёнка (бодрое, усталое, погружённое в себя, позитивное, депрессивное, включенное, отстраненное, агрессивное). Педагог даёт возможность выразить это состояние. Задание подобного плана: монолог о жизни двери, кроссовок на ногах. Чаще дети проецируют своё состояние на предмет действия и тогда получаются: побитые двери, мечтающие о прогулке кроссовки, говорящие о внутреннем состоянии и причинах этого состояния самих ребят. Идёт переключение ребят с участника состояния на наблюдателя события. Что позволяет выйти из прежнего состояния и перейти в другое, желаемое (новая история кроссовок и двери). Начинается управление собственным состоянием и окружающей реальностью (порой неосознанно, что не мешает достижению результата). Дальше идут игровые театрализованные задания: создание совместных сюжетов, которые ярко проявляют особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние воспитанника, а также влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в группе, особенности самой ситуации выбора и т.п.
3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия. Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие. Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение же внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Педагог всячески пробуждает детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Доверяет детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах бывают неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством даёт каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Обсуждает с детьми не только то, что "мы узнали"(чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по другому.
4. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности. На основании анализа игровой деятельности детей работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет актёрскими умениями и навыками.
В импровизациях дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. (задания: обыграть предмет.
Варианты: самостоятельный выбор исполнения (вербальный, невербальный), жанр(комедия, боевик, мелодрама, приключения, фентези), скорость исполнения(ускоренная съёмка, замедленная, обычная)
5. Использование игрового материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность. Кто-то больше любит работать с куклами, кто-то открыто выступает сам и редко прячется за ширму. Импровизации, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни создают сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его разыгрывают, третьи любят изображать одни и те же темы и образы, например, зайки в лесу, принцесса во дворце, бандиты и милиция, и с трудом отходят от шаблонов.
И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывать индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимать его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты.
6. Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве в театрализованных играх.
7.Преобладающая форма общения: основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, так как для дошкольников и школьников игра и общение – основная психологическая деятельность. Полилог— разговор многих участников, роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Речь же педагога (грамотная, доступная, эмоциональная) во время объяснения, показа способов действия активизирует детей, побуждает осмысливать, запоминать то, о чем он говорит.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, проявляет заинтересованность в их успехах, доброжелательного к ним отношения, такта, формирует у детей навыки игровой деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).
уметь согласовывать свои действия с партерами, менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.
Обучать приемам вождения кукол бибабо и кукол марионеток. Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь с друг другом в разных темпах.
Предполагаемые умения и навыки 2-oro года обучения.
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики, уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах, с разными интонациями. Уметь управлять куклами бибабо и марионетками.
Уметь строить диалог с партнерами на заданную тему.
Уметь передавать характер героя через интонационную выразительность и различные способы вождения кукол.
Знать основы театрального искусства: виды театрального искусства, о культуре поведения в театре, театральные термины.
Реализовать полученные навыки в. спектаклях, которые играются для зрителя в конце каждого учебного полугодия.
Планируемый результат
Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей выражать себя через театрализованную игру. Педагог должен развивать у ребенка:
внимание,
память,
мышление,
речь,
восприятие,
воображение.
Контроль
Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Необходимо продумать поощрение ребят.
Навыки, полученные в процессе обучения, ребята реализуют в конкретной творческой работе — играют в спектаклях, музыкально-литературных композициях, которые показывают приглашенным зрителям в конце каждого учебного полугодия.
Спектакли играются по несколько раз, так как в них участвуют разные составы юных актеров. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучания. Каждый ребенок вкладывает в нее свой жизненный опыт, свои эмоции и ощущения. Задача педагога здесь — раскрыть индивидуальность учащегося, научить его искать свои выразительные средства, а не слепо подражать другим исполнителям.
Ведется непрерывная работа с родителями, главными помощниками в изготовлении и ремонте кукол, атрибутов, декораций, а также участниками совместной с детьми театрализованной деятельности.
Педагогический контроль происходит на обобщающих занятиях, носящих игровой характер, где кроме закрепления и обобщения знаний, выявляются имеющие трудности. Ярким показателем творческих достижений детей являются выступления в спектаклях, участие в фестивалях, праздниках. В течение учебного года проводится диагностика, на которой выявляются умения и навыки, приобретаемые в течение учебного года. Результаты диагностики размещаются в таблицу.
Оценка результатов театрально-игровой Деятельности детей Младшего возраста. pt юнас;~)
I. Этюдный тренаж (мастерство актёра):
1. Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки)
2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе Расскажи стихи руками)
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера)
4. Движение (этюды с музыкальным сопровождением)
I I. Игры-драматизации:
1. Желание участвовать в играх-драматизациях
2. Умение общаться с партнёром
3. Способность импровизировать при создании образа
I I I Этюды с куклами:
1. Желание играть с куклой 2. Умение управлять ею
3. Способность импровизировать с куклой
IV. Кукольные спектакли:
1. Желание участвовать
2. Умение общаться с партнёром, используя куклы настольного театра
3. Способность создавать образ с помощью кукол настольного театра
Рекомендации педагогам
Рекомендации педагогам
По мнению Гребенщиковой (Цитат. по [2) с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:
1. Проведение психодиагностики.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие грубой и мелкой моторики.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
Основная часть
1глава основной части
Осуществление индивидуального подхода в ходе работы с детьми.
систематические наблюдения за личностным ростом и развитием учащихся.
Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.
Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучания. Каждый ребенок вкладывает в нее свой жизненный опыт, свои эмоции и ощущения. Задача педагога здесь — раскрыть индивидуальность учащегося, научить его искать свои выразительные средства, а не слепо подражать другим исполнителям.
Методика выявления уровня самооценки обучающихся (автор Р.В. Овчарова).
Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки: 2 - да, 1 - трудно сказать. 0 - нет.
Вопросы анкеты.
1. Мне нравится представлять новые образы.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново. 4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всём иметь собственное мнение. 6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
9. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное. 10. Убедительно могу доказать свою правоту.
11.Умею сложную задачу разделить на несколько простых. 12.У меня часто рождаются интересные идеи.
13.Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
14.Стремлось всегда найти дело, в котором моту проявить творчество. 15Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела. 16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат: 24 - 32 балла - высокий уровень самооценки; 12 - 24 балла - средний; 0-12 баллов - низкий.
Обработка…….(см. в документах)
Индивидуальная карта
№
ФИ
Возраст
Год обуч.
Мотивация
Самооценка
Коммуникабельность
ЗУН
Творческая активность
Достижения
Примечание
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
н.г
с.г
к.г.
HYPER13PAGE HYPER15
2