Публикации
«Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Чадова Надежда Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Чадова Надежда Ивановна
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Данная программа по театральному искусству представлена в 2-х направлениях : кукольный театр для детей от 6-х до 10-ти лет и ролевой театр от 11-ти до 13-ти лет. Кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру к искусству. Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово и наглядный образ – кукла, Петрушка и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Работая с куклой юные артисты проявляют максимум самостоятельности, инициативности и социальной активности. Кукла служит ребенку защитой, опорой от неблагоприятных воздействий внешнего мира на неокрепшую и хрупкую психику.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, так как для дошкольников и школьников игра и общение – основная психологическая деятельность.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность – 2 часа с детьми 1го и 2го года обучения, 3 часа с детьми 3го и 4го года обучения. Оптимальное количество учащихся в группе 10-15 человек.
Условия реализации программы.
Занятия актерским тренингом и сценической речью желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Одежда – спортивная, удобная. Для показов ролевых спектаклей необходима сцена, декорации, световое и музыкальное оформление сцены, костюмы. Для показов кукольных спектаклей необходима ширма по росту детей, куклы, соответствующие размеру ширмы декорации и освещения, музыкальные средства оформления. Кукольный театр включает в себя: пальчиковый, ложковый, бибабо, марионеток, больших напольных кукол, верховых кукол на гапите.
Основной целью программы является создание условий для развития творческого потенциала воспитанников.
Основные задачи:
развитие индивидуальных способностей ребенка;
развитие психо-эмоциональной сферы;
формирование эстетического вкуса;
развитие коммуникабельности;
развитие основных психических процессов: восприятие, памяти, внимания, воображения.
Принципы деятельности педагога:
1.Принцип сознательности, активности и ответственности. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил организации педагогического воздействия :
а) создание ситуаций, где ребенку необходимо высказать свою точку зрения;
б) совместное определение целей и задачей предстоящей работы, наличие перспектив, значимости, смысла в каждой деятельности;
в) построение педагогического взаимодействия в личностно равноправных позициях сотрудничающих людей. Личное общение строится на искренности партнеров;
г) создание взаимообучения и взаимовоспитания учащихся;
д) показывание детям возможной альтернативы, вместо жесткой регламентации Так надо… В этом случае ребята приучатся видеть мир, исключая максимумы : черное – белое, либо-либо и в будущем сумеют находить большое количество вариантов выбора даже в самых сложных ситуациях.
2.Принцип эмоционального благополучия детей. Некоторые правила практики обучения и воспитания детей, раскрывающие применение этого принципа :
а) реализация педагогической поддержки начинается с первых секунд встречи. Установленный контакт с ребенком является фундаментом отношений педагога и воспитанника. Установить контакт – это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать бы себя комфортно и достаточно свободно и новых коллективах;
б) создание для ребенка дополнительных возможностей проявить себя, опираясь на имеющиеся у ребенка, потребности, ресурсы. Каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и причастность к событиям жизни;
в) содействование сохранению чувства собственного достоинства, создание ситуаций успеха.
3.Принцип персонификации. Персонификация педагогического взаимодействования требует прежде всего от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействование и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий, поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиями нормативам.
а) педагог делится своими переживаниями, рассказывает, в качестве примера, эпизоды из своей жизни (и у меня так бывало…, я в это время чувствовал…, а я так справился… и т.п.);
б) педагог не боится принимать участие в детских развлечениях, если ему хочется он играет вместе с детьми, танцует, рисует, разыгрывает сценки, реализует собственный творческий потенциал, не стесняясь ошибок. Педагог не боится шутить и смеяться вместе с детьми, он выделяет время для историй, розыгрышей.
4.Принцип индивидуализации. Индивидуализация педагогического взаимодействования означает выявление и культивирование в каждом учащемся индивидуально специфичных элементов, общей и специальной одаренности, построения такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали бы синзетивным периодам их возрастного и индивидуального развития.
Структура занятия.
Приветствие (сюрпризный момент), игровые упражнения на внимание (развивающие игры);
Игры и упражнения на технику речи (пальчиковые игры);
Задание на пластику движений (театральные игры);
Кукольный театр (знакомство, овладение техникой, постановочная работа);
Подвижные игры.
Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста детей, степени усвоения материала, психического состояния и настроения детей.
Помимо основных занятий проводятся индивидуальные и итоговые (интегративные) занятия в форме праздничных выступлений, театральных викторин совместно с родителями, вечеров отдыха (выходов в кафе). Частыми являются посещения (просмотр) выставок, театральных постановок.
На занятиях широко используются аудио и видео техника для ознакомления с шедеврами классической музыки, оперы, балета.
Задачи 1-ого года обучения.
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, музыкально-пластических импровизациях.
Пополнять и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи, развивать идеологическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Знакомить детей с приемами кукловождения. Обучать детей сопровождать движение куклы текстом, песенкой. Развивать инициативу, самостоятельность детей в играх с театральными куклами. Развивать желание выступать перед родителями.
Предполагаемые умения и навыки 1-ого года обучения.
Готовность действовать согласованно включаясь одновременно или последовательно.
Уметь произносить скороговорки, потешки и чистоговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь управлять куклами ложкового и пальчикового театра, бибабо, куклами марионетками
Уметь создавать образ с помощью кукол.
Учебно-тематический план
1-го года обучения.
№ п/п
Тема
Теория
Практика
Всего
1
Работа над речью
-
4
4
2
Пальчиковые игры
-
6
6
3
Развивающие игры
-
4
4
4
Театрализованные игры
-
8
8
5
Музыкально – пластические упражнения
-
4
4
6
Кукольный театр
-
16
16
7
Основы театральной культуры
2
-
2
8
Постановочная работа
-
28
28
Итого: 72 часа.
Тематический план обучения в ШШР.
№ занятия
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Дата
Театрализованные игры
Стимулирование эмоционального восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;
Формирование у детей желания и умения использовать всё окружающее пространство в процессе игры, развитие их имитационных способностей.
2
Знакомство детей с пиктограммами;
Развитие мимической выразительности;
Формирование у детей необходимого запаса эмоций и впечатлений.
2
Пальчиковые игры.
Игры на пальцах. Развитие мелкой моторики. Утречко, Апельсин, Алые цветки.
2
Музыкально – пластические упражнения.
Развитие чуткости восприимчивости к красоте через классическую музыку: Ф. Мендельсон Весенняя песня; М. Мусоргский Гном; П. Чайковский Марш оловянных солдатиков;
Развитие воображения и способности к пластической импровизации.
2
Развивающие игры.
Упражнения на развитие двигательных навыков: чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Игры Не ошибись, Поймай хлопок.
2
Основы театральной культуры.
Знакомство с устройством театра, зрительного зала и сцены;
Воспитание культуры поведения в театре. Сочинение этюдов на поведение в зрительном зале, игра Что можно взять с собой в театр?.
2
Кукольный театр.
Знакомство с разновидностями кукольного театра: пальчиковым, ложковым, перчаточным (бибабо).
2
Использование этюдов для освоения техники кукловождения - кукол бибабо;
Обучение детей сопровождению движения куклы текстом, песенкой.
2
Постановочная работа.
Выбор инсценировки, обсуждение;
Деление на эпизоды и пересказ;
2
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
2
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
Переход к тексту, распределение ролей.
2
Работа над речью.
Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на правильное произношение звуков, слов (Веселый жук, Живой шнур; Самолеты и др.).
2
Кукольный театр.
Отождествление персонажа инсценировки с куклой. Действия с куклой согласно образу выбранного персонажа инсценировки: походка, разговор, действия по сюжету.
2
Постановочная работа.
Работа над выразительностью речи;
Обучение соответствующему подбору интонации для характеристики сказочного персонажа.
2
Кукольный театр.
Закрепление отдельных мизансцен, движений кукол.
2
Постановочная работа.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
2
Репетиция спектакля целиком: уточнение темпоритма спектакля, назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
2
Премьера спектакля.
2
Театрализованные игры.
Развитие актёрских способностей - умения действовать в предлагаемых обстоятельствах;
Формирование активной позиции – желания брать на себя роль;
Разыгрывание мини-сценок.
2
Пальчиковые игры.
Произношение текста с различной силой голоса и интонацией, сочетание движений и речи: На блины, Мама, мама..., Две мартышки.
2
Развитие мелкой моторики, памяти. Повторение изученных игр;
Тренируем пальчики, внимание, фантазию – действия пальчиками под импровизационный текст.
2
Театрализованные игры
Развитие быстроты реакции и координации движений;
Подготовка детей к действиям с воображаемыми предметами.
Игры: Цапля, Передай позу, Летает не летает, Что мы делали, не скажем.
2
Музыкально – пластические упражнения.
Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений;
Развитие пластической выразительности и музыкальности. Упражнения: Подарок, В царстве золотой рыбки. Музыкальные произведения: П.Чайковский Новая кукла, К.Сен-Санс Аквариум (Карнавал животных).
2
Работа над речью.
Пополнение и активизация словаря детей;
Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков;
Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний. Забавные стихи, Сочини предложение.
2
Развивающие игры.
Упражнение на попеременное напряжение и расслабление основных групп мышц. Игры: Муравьи, Огонь-лёд, Кактус и ива;
Развитие умения равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, произвольно реагировать на сигнал. Изменение темпа.
2
Кукольный театр.
Знакомство с разновидностями кукольного театра: театр марионеток.
2
Использование этюдов для освоения техники кукловождения - кукол марионеток;
Обучение детей сопровождению движения куклы текстом, песенкой.
2
Постановочная работа.
Выбор инсценировки, обсуждение;
Деление на эпизоды и пересказ;
2
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
2
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
Переход к тексту, распределение ролей.
2
Кукольный театр.
Отождествление персонажа инсценировки с куклой. Действия с куклой согласно образу выбранного персонажа инсценировки: походка, разговор, действия по сюжету.
2
Постановочная работа.
Работа над выразительностью речи;
Обучение соответствующему подбору интонации для характеристики сказочного персонажа.
2
Кукольный театр.
Закрепление отдельных мизансцен, движений кукол.
2
Постановочная работа.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
2
Репетиция спектакля целиком: уточнение темпоритма спектакля, назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
2
Премьера спектакля.
2
Содержание.
1. Работа над речью.
Артикуляционная гимнастика;
упражнения на правильное произношение звуков, слов (Веселый жук, Живой шнур; Самолеты и др.);
обогащение словарного запаса.
Пальчиковые игры.(Утречко, Апельсин, Алые цветки, На блины и др.)
мелкая моторика;
произношение;
интонационная выразительность;
память.
Развивающие игры.
Упражнения на развитие двигательных навыков;
развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, фантазии.
Театрализованные игры.
Формирование простейших образно – выразительных умений.
Музыкально – пластические упражнения.
Развитие чуткости, восприимчивости к красоте через классическую музыку.
пластическое выражение музыкальных тем. Ф. Мендельсон Весенняя песня; М. Мусоргский Гном; П. Чайковский Марш оловянных солдатиков; Болезнь куклы, Полька, Э. Григ Утро и др.
Кукольный театр.Знакомство с разновидностями кукольного театра, использование этюдов для освоения техники кукловождения.
Режиссерские: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Драматизация: пальчиковый и ложковый театр.
Основы театральной культуры.
Знакомство с устройством театра, зрительного зала и сцены.
Воспитание культуры поведения в театре.
Постановочная работа.
Знакомство (по показу) с инсценировкой;
От этюдов к спектаклю.
Репертуар:сказка Репка - пальчиковый театр;
Сказка Теремок - театр ложек;
Сказка Колобок - театр ложек;
Инсценировка Путешествие в страну сказок - театр бибабо;
Сказка Лиса, заяц и петух - театр марионеток;
Мини – сценки: Брусничка, Медвежонок, Киска, Заячья любовь, Два веселых гуся, Еж и лиса - театр масок.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Данная программа по театральному искусству представлена в 2-х направлениях : кукольный театр для детей от 6-х до 10-ти лет и ролевой театр от 11-ти до 13-ти лет. Кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру к искусству. Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово и наглядный образ – кукла, Петрушка и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Работая с куклой юные артисты проявляют максимум самостоятельности, инициативности и социальной активности. Кукла служит ребенку защитой, опорой от неблагоприятных воздействий внешнего мира на неокрепшую и хрупкую психику.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Основной язык театрального искусства – действия, основные видовые признаки – диалог и игра. Поэтому оно очень близко детям, так как для дошкольников и школьников игра и общение – основная психологическая деятельность.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность – 2 часа с детьми 1го и 2го года обучения, 3 часа с детьми 3го и 4го года обучения. Оптимальное количество учащихся в группе 10-15 человек.
Условия реализации программы.
Занятия актерским тренингом и сценической речью желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Одежда – спортивная, удобная. Для показов ролевых спектаклей необходима сцена, декорации, световое и музыкальное оформление сцены, костюмы. Для показов кукольных спектаклей необходима ширма по росту детей, куклы, соответствующие размеру ширмы декорации и освещения, музыкальные средства оформления. Кукольный театр включает в себя: пальчиковый, ложковый, бибабо, марионеток, больших напольных кукол, верховых кукол на гапите.
Основной целью программы является создание условий для развития творческого потенциала воспитанников.
Основные задачи:
развитие индивидуальных способностей ребенка;
развитие психо-эмоциональной сферы;
формирование эстетического вкуса;
развитие коммуникабельности;
развитие основных психических процессов: восприятие, памяти, внимания, воображения.
Принципы деятельности педагога:
1.Принцип сознательности, активности и ответственности. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил организации педагогического воздействия :
а) создание ситуаций, где ребенку необходимо высказать свою точку зрения;
б) совместное определение целей и задачей предстоящей работы, наличие перспектив, значимости, смысла в каждой деятельности;
в) построение педагогического взаимодействия в личностно равноправных позициях сотрудничающих людей. Личное общение строится на искренности партнеров;
г) создание взаимообучения и взаимовоспитания учащихся;
д) показывание детям возможной альтернативы, вместо жесткой регламентации Так надо… В этом случае ребята приучатся видеть мир, исключая максимумы : черное – белое, либо-либо и в будущем сумеют находить большое количество вариантов выбора даже в самых сложных ситуациях.
2.Принцип эмоционального благополучия детей. Некоторые правила практики обучения и воспитания детей, раскрывающие применение этого принципа :
а) реализация педагогической поддержки начинается с первых секунд встречи. Установленный контакт с ребенком является фундаментом отношений педагога и воспитанника. Установить контакт – это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать бы себя комфортно и достаточно свободно и новых коллективах;
б) создание для ребенка дополнительных возможностей проявить себя, опираясь на имеющиеся у ребенка, потребности, ресурсы. Каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и причастность к событиям жизни;
в) содействование сохранению чувства собственного достоинства, создание ситуаций успеха.
3.Принцип персонификации. Персонификация педагогического взаимодействования требует прежде всего от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействование и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий, поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиями нормативам.
а) педагог делится своими переживаниями, рассказывает, в качестве примера, эпизоды из своей жизни (и у меня так бывало…, я в это время чувствовал…, а я так справился… и т.п.);
б) педагог не боится принимать участие в детских развлечениях, если ему хочется он играет вместе с детьми, танцует, рисует, разыгрывает сценки, реализует собственный творческий потенциал, не стесняясь ошибок. Педагог не боится шутить и смеяться вместе с детьми, он выделяет время для историй, розыгрышей.
4.Принцип индивидуализации. Индивидуализация педагогического взаимодействования означает выявление и культивирование в каждом учащемся индивидуально специфичных элементов, общей и специальной одаренности, построения такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали бы синзетивным периодам их возрастного и индивидуального развития.
Структура занятия.
Приветствие (сюрпризный момент), игровые упражнения на внимание (развивающие игры);
Игры и упражнения на технику речи (пальчиковые игры);
Задание на пластику движений (театральные игры);
Кукольный театр (знакомство, овладение техникой, постановочная работа);
Подвижные игры.
Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста детей, степени усвоения материала, психического состояния и настроения детей.
Помимо основных занятий проводятся индивидуальные и итоговые (интегративные) занятия в форме праздничных выступлений, театральных викторин совместно с родителями, вечеров отдыха (выходов в кафе). Частыми являются посещения (просмотр) выставок, театральных постановок.
На занятиях широко используются аудио и видео техника для ознакомления с шедеврами классической музыки, оперы, балета.
Задачи 1-ого года обучения.
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, музыкально-пластических импровизациях.
Пополнять и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи, развивать идеологическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Знакомить детей с приемами кукловождения. Обучать детей сопровождать движение куклы текстом, песенкой. Развивать инициативу, самостоятельность детей в играх с театральными куклами. Развивать желание выступать перед родителями.
Предполагаемые умения и навыки 1-ого года обучения.
Готовность действовать согласованно включаясь одновременно или последовательно.
Уметь произносить скороговорки, потешки и чистоговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь управлять куклами ложкового и пальчикового театра, бибабо, куклами марионетками
Уметь создавать образ с помощью кукол.
Учебно-тематический план
1-го года обучения.
№ п/п
Тема
Теория
Практика
Всего
1
Работа над речью
-
4
4
2
Пальчиковые игры
-
6
6
3
Развивающие игры
-
4
4
4
Театрализованные игры
-
8
8
5
Музыкально – пластические упражнения
-
4
4
6
Кукольный театр
-
16
16
7
Основы театральной культуры
2
-
2
8
Постановочная работа
-
28
28
Итого: 72 часа.
Тематический план обучения в ШШР.
№ занятия
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Дата
Театрализованные игры
Стимулирование эмоционального восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;
Формирование у детей желания и умения использовать всё окружающее пространство в процессе игры, развитие их имитационных способностей.
2
Знакомство детей с пиктограммами;
Развитие мимической выразительности;
Формирование у детей необходимого запаса эмоций и впечатлений.
2
Пальчиковые игры.
Игры на пальцах. Развитие мелкой моторики. Утречко, Апельсин, Алые цветки.
2
Музыкально – пластические упражнения.
Развитие чуткости восприимчивости к красоте через классическую музыку: Ф. Мендельсон Весенняя песня; М. Мусоргский Гном; П. Чайковский Марш оловянных солдатиков;
Развитие воображения и способности к пластической импровизации.
2
Развивающие игры.
Упражнения на развитие двигательных навыков: чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Игры Не ошибись, Поймай хлопок.
2
Основы театральной культуры.
Знакомство с устройством театра, зрительного зала и сцены;
Воспитание культуры поведения в театре. Сочинение этюдов на поведение в зрительном зале, игра Что можно взять с собой в театр?.
2
Кукольный театр.
Знакомство с разновидностями кукольного театра: пальчиковым, ложковым, перчаточным (бибабо).
2
Использование этюдов для освоения техники кукловождения - кукол бибабо;
Обучение детей сопровождению движения куклы текстом, песенкой.
2
Постановочная работа.
Выбор инсценировки, обсуждение;
Деление на эпизоды и пересказ;
2
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
2
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
Переход к тексту, распределение ролей.
2
Работа над речью.
Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на правильное произношение звуков, слов (Веселый жук, Живой шнур; Самолеты и др.).
2
Кукольный театр.
Отождествление персонажа инсценировки с куклой. Действия с куклой согласно образу выбранного персонажа инсценировки: походка, разговор, действия по сюжету.
2
Постановочная работа.
Работа над выразительностью речи;
Обучение соответствующему подбору интонации для характеристики сказочного персонажа.
2
Кукольный театр.
Закрепление отдельных мизансцен, движений кукол.
2
Постановочная работа.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
2
Репетиция спектакля целиком: уточнение темпоритма спектакля, назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
2
Премьера спектакля.
2
Театрализованные игры.
Развитие актёрских способностей - умения действовать в предлагаемых обстоятельствах;
Формирование активной позиции – желания брать на себя роль;
Разыгрывание мини-сценок.
2
Пальчиковые игры.
Произношение текста с различной силой голоса и интонацией, сочетание движений и речи: На блины, Мама, мама..., Две мартышки.
2
Развитие мелкой моторики, памяти. Повторение изученных игр;
Тренируем пальчики, внимание, фантазию – действия пальчиками под импровизационный текст.
2
Театрализованные игры
Развитие быстроты реакции и координации движений;
Подготовка детей к действиям с воображаемыми предметами.
Игры: Цапля, Передай позу, Летает не летает, Что мы делали, не скажем.
2
Музыкально – пластические упражнения.
Создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений;
Развитие пластической выразительности и музыкальности. Упражнения: Подарок, В царстве золотой рыбки. Музыкальные произведения: П.Чайковский Новая кукла, К.Сен-Санс Аквариум (Карнавал животных).
2
Работа над речью.
Пополнение и активизация словаря детей;
Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков;
Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний. Забавные стихи, Сочини предложение.
2
Развивающие игры.
Упражнение на попеременное напряжение и расслабление основных групп мышц. Игры: Муравьи, Огонь-лёд, Кактус и ива;
Развитие умения равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, произвольно реагировать на сигнал. Изменение темпа.
2
Кукольный театр.
Знакомство с разновидностями кукольного театра: театр марионеток.
2
Использование этюдов для освоения техники кукловождения - кукол марионеток;
Обучение детей сопровождению движения куклы текстом, песенкой.
2
Постановочная работа.
Выбор инсценировки, обсуждение;
Деление на эпизоды и пересказ;
2
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
2
Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
Переход к тексту, распределение ролей.
2
Кукольный театр.
Отождествление персонажа инсценировки с куклой. Действия с куклой согласно образу выбранного персонажа инсценировки: походка, разговор, действия по сюжету.
2
Постановочная работа.
Работа над выразительностью речи;
Обучение соответствующему подбору интонации для характеристики сказочного персонажа.
2
Кукольный театр.
Закрепление отдельных мизансцен, движений кукол.
2
Постановочная работа.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
2
Репетиция спектакля целиком: уточнение темпоритма спектакля, назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
2
Премьера спектакля.
2
Содержание.
1. Работа над речью.
Артикуляционная гимнастика;
упражнения на правильное произношение звуков, слов (Веселый жук, Живой шнур; Самолеты и др.);
обогащение словарного запаса.
Пальчиковые игры.(Утречко, Апельсин, Алые цветки, На блины и др.)
мелкая моторика;
произношение;
интонационная выразительность;
память.
Развивающие игры.
Упражнения на развитие двигательных навыков;
развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, фантазии.
Театрализованные игры.
Формирование простейших образно – выразительных умений.
Музыкально – пластические упражнения.
Развитие чуткости, восприимчивости к красоте через классическую музыку.
пластическое выражение музыкальных тем. Ф. Мендельсон Весенняя песня; М. Мусоргский Гном; П. Чайковский Марш оловянных солдатиков; Болезнь куклы, Полька, Э. Григ Утро и др.
Кукольный театр.Знакомство с разновидностями кукольного театра, использование этюдов для освоения техники кукловождения.
Режиссерские: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Драматизация: пальчиковый и ложковый театр.
Основы театральной культуры.
Знакомство с устройством театра, зрительного зала и сцены.
Воспитание культуры поведения в театре.
Постановочная работа.
Знакомство (по показу) с инсценировкой;
От этюдов к спектаклю.
Репертуар:сказка Репка - пальчиковый театр;
Сказка Теремок - театр ложек;
Сказка Колобок - театр ложек;
Инсценировка Путешествие в страну сказок - театр бибабо;
Сказка Лиса, заяц и петух - театр марионеток;
Мини – сценки: Брусничка, Медвежонок, Киска, Заячья любовь, Два веселых гуся, Еж и лиса - театр масок.