Публикации
Систематизация и закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве Дагестана.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Систематизация и закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве Дагестана.
Автор: Хыдырбекова Кепияханум Акаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Систематизация и закрепление знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве Дагестана.
Автор: Хыдырбекова Кепияханум Акаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-Детский сад № 11 «Светлячок»Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам балхарскихигрушек «Ослик»Подготовила: воспитатель Хыдырбекова К.А.ЦЕЛИ: Обогащать и расширять художественный опыт детей. Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческие способности. Программное содержание: Расширять представление о народной игрушке; Закрепить знание характерных особенностей балхарской росписи. Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки балхарской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с тестом. Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность. Материалы и атрибуты: балхарские игрушки; таблицы с изображениемэлементов балхарской росписи; технологические карты по лепке.Для каждого ребенка: тесто, стека, дощечки, салфетки (бумажные, влажные).Предварительная работа: беседа о элементов балхарских игрушках, рассматривание элементов росписи; рисование элементов балхарских узоров, роспись бумажных силуэтов.Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Ход занятияПедагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский садувидела я сороку.Сорока - белобока по лесу летала, По веткам скакала, Детский сад искала.Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо. Педагог: Интересно, от кого оно?(Открывает конверт читает.) «Здравствуйте, ребятки,Мадины, Нуриятки,Анвары и Гаджишки И все вокруг детишки!Если любите играть, Лепить и рисовать,Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из селения Балхар».Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую балхарских игрушек? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться.(приглашает детей сесть на ковёр).Педагог: Все готовы? Ковёр взлетает:Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами.Мы быстрее ветра мчимся, Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .Рассказ педагога: Рассказ о балхарской игрушке (стихотворение)Я в Балхаре, в доме мастерицы Гулизар.Здесь «жюлла», «урша», «кунари»,Здесь игрушки раздавали.Лишь одна была милейНи свистулька, ни козленок.Очень добренький осленок.Расписной, весь в завитках,В серо – беленьких тонах.Педагог: Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, гдеизготавливают балхарские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать нанекоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Педагог: Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. Из чего делают балхарские игрушки? Дети: Из глины.Педагог: Какие еще нужны материалы? Дети: Инструменты.Педагог: Какие нужны инструменты для работы? Дети: Стеки, гончарный круг.Педагог: Правильно, ребята.Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.Педагог: Проверьте, все ли готово к работе? Дети: Готово.Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате – образцы и приемы лепки).Показ воспитателя: 1. Мы с вами заранее слепили две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова. 2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части). 3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму. 4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошоразглаживаем места соединения. 6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову ослика.7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого кускатеста. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.8. Делаем хвостик и прикрепляем к туловищу.Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работыбыли красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегдачистота и порядок. Давайте перед работой разомнем пальчики. Физкультминутка Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе,повороты с пружинкой)Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны) Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперед)Педагог: Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:«Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Дети повторяют слова.Педагог: Вот теперь можно приступить к работе. А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.4 часть:Итог занятия. Анализ работ.Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят осликов на подставку.Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Все ли игрушки ладные? Ответы детей.Педагог: Чья работа больше всех нравится? Почему? Ответы детей.Педагог: Какая игрушка самая аккуратная? Ответы детей.Педагог: Что же, ребята! Много интересного мы узнали о селении Балхар, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.Дети садятся на ковер - самолет Педагог: Раз, два, три! Лети! Дети садятся на ковер.Педагог: Повторяйте за мной прощальные слова:О балхарской мы игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья –подружки, Мы закончим наш рассказ.