Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Малинкина Алеся Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Малинкина Алеся Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯПредмет: АлгебраРаздел: Элементы статистикиТема урока: «Наглядное представление статистической информации»Класс: 8 классУчебник: Алгебра -8 / Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, И.С. Шлыкова.- М.; Просвещение, 2009Продолжительность урока: 40 минутУрок подготовил: учитель математики Малинкина А.Н.г. Ржев2017г.Технологическая карта.Цель урока: формирование знаний о наглядном представлении статистической информации в виде диаграмм. Задачи Предметные: дать определение диаграммы, показать виды диаграмм, познакомить с алгоритмом построения столбчатой, круговой диаграммы и полигона, научить представлять данные в виде диаграмм и выполнять обратную задачу - считывать информацию с диаграмм; научить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы. Метапредметные: познакомить воспитанников с использованием графического представления статистической информации в СМИ и учебных предметах, показать связь математики с другими сферами жизнедеятельности человека, развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию. Личностные: развитие аккуратности и прилежности при построении диаграмм, развитие творческого мышления, формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленного задания.Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковОборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация Структура урока:Ход урока.Организационный момент. Проверка домашней работы.Актуализация опорных знаний. Мы свами уже знакомились со статистическими характеристиками. Давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы.- Назовите статистические характеристики. (Среднее арифметическое, размах, мода, медиана). - Что такое частота? (Количество появлений числа в ряду).- Что называют относительной частотой? ( Отношение частоты к общему числу данных в ряду. Это отношение выражается в процентах).- В каких случаях для анализа данных строят интервальный ряд? (Когда в ряду имеется большое число данных и одинаковые значения встречаются редко).- Как наглядно можно представить данные, полученные в результате статистического исследования? (Диаграмма) 3. Сообщение темы и постановка цели урокаБлагодаря зрительной информации мы узнаем очень многое. Но эту информацию надо правильно переработать, сделать доступной и понятной, что и делает статистика с помощью диаграмм. Тема сегодняшнего урока «Наглядное представление статистической информации»цель урока: познакомиться с наглядными способами предоставления статистической информации Изучение нового материала Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин или между значениями одной и той же величины в разные моменты.Какие бывают диаграммы и как их построить? Давайте ответим на эти вопросы?Для этого рассмотрим пример, который представлен в виде таблицы.В таблице приведены данные о производстве приборов заводом в первом полугодииПо данным таблицы построим диаграмму в виде графика кусочно-линейной функции. Такого рода диаграммы часто используются, чтобы показать изменение какой-либо величины с течением времени. На горизонтальной прямой отмечают даты или моменты времени, а по вертикали откладывают значения изучаемой величины. В нашем примере по горизонтали отмечен номер месяца, по вертикали - число изготовленных приборов. Соединив последовательно эти точки, получаем ломаную.Построенная диаграмма называется линейной или полигоном.По данным той же таблицы построим другой вид диаграммы. По горизонтали записывают различные значения какого-либо признака (в нашем случае это месяц) и над каждым значением рисуют столбик, высота которого равна интересующей нас величине (количеству приборов). Равные основания прямоугольников выбирают произвольно.Построенная диаграмма называется столбчатая. На ней особенно наглядно видны количественные соотношения величин друг с другом. Прослеживается динамика данных во времени.Рассмотрим другой пример, представленный таблицей. В ней приведены данные о продолжительности работы электроламп.Интервальные ряды данных изображают с помощью диаграммы, которая представляет собой ступенчатую фигуру (столбчатую диаграмму), составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота частоте или относительной частоте. Таким образом, основания прямоугольников выбираются не произвольно, а строго равные длине интервала. Построенная диаграмма называется гистограммой.Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговую диаграмму.В таблице представлено распределение оценок за контрольную работу.По данным таблицы построим круговую диаграмму. Каждый сектор круговой диаграммы соответствует одному из значений изучаемого признака (в нашем случае оценка), а ее размер пропорционален интересующей нас величине (количеству обучающихся в %). Чтобы построить круговую диаграмму, нужно выполнить некоторые вычисления.Так как 360° : 100 = 3,6°, то 1% соответствует центральный угол, равный 3,6°. Теперь определим центральный угол для каждой группы оценок.«5»: 3,6° · 18 =64,8°«4»: 3,6° · 45 =162°«3»: 3,6° · 24 =86,4°«2»: 3,6° · 13 =46,8°Разбиваем круг на секторы, учитывая полученные данные.Физкультминутка. Разминка для глаз. Концентрация внимания (Какого цвета графики?)Закрепление изученного материала. Выполнить номера из учебника. №1042, №1044, №1046Подведение итогов урока. Фронтальный опрос. Какие виды диаграмм и изучили?.Как строить линейную диаграмму? Как строить столбчатую диаграмму. Как строить гистограмму?Чем отличается столбчатая диаграмма от гистограммы?Построение круговой диаграммы? 8. Домашнее задание: 1.Учебник. П.41 читать. Выучить виды диаграмм.2.Выполнить номера №1043, №10453.Творческое задание. Класс разбит на три группы. Каждой группе необходимо составить таблицу данных, связанную со следующими сферами:Группа 1: «Школа»Группа 2: «Спорт»Группа 3: «Медицина»По таблице, построить любой вид диаграммы.Используемая литература:Бурмистрова Т. А. «Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы», М.: Просвещение, 2014 Макарычев Ю. Н. и др. «Алгебра.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» /под ред. С.А.Теляковского 17-е издание, М.: Просвещение, 2009 Рурикин А.Н. «Поурочные разработки по алгебре» 8 класс. - М.:ВАКО, 2015