Публикации «Лучшая методическая разработка» «Работа над художественным образом музыкального произведения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка» «Работа над художественным образом музыкального произведения»
Автор: Иванова Оксана Ивановна

«Культурная практика - фантазирование как предпосылка развития творчества детей старшего дошкольного возраста» Выполнил:Педагог МБУ д/с № 84 «Пингвин» Иванова О.И.Крайнова Т.А.Тольятти, 2017Содержание
  • Актуальность зачетной работы.
  • Календарно – тематический план.
  • Конспект совместной деятельности педагога и детей.
  • Характеристика развивающей предметно – пространственной среды по организации самостоятельной деятельности детей.
  • Литература. 6. Приложение.
  • Актуальность
  • Значимость культурной практики для развития ребенка.В последнее десятилетие актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры.Многими исследователями в области как культурологии, так и современной педагогики образование рассматривается как целостность, которой присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации»Кроме того, весьма актуальным на сегодняшний день является деятельный характер образования. Поэтому важен поиск подходов к реализации образовательного процесса, в котором ребенок занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.В соответствие ФГОС ДО (п. 2.11.2.) культурные практики - универсальные культурные умения, которые интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.Они включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» позволяет сделать важный вывод: организация и реализация культурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию учащегося (воспитанника). В дошкольном возрасте культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребёнка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования как своеобразного детского ТРИЗ).В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. На основе культурных практик у ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения.
  • Календарно-тематический план
  • Группа: подготовительная к школе группа. Тема недели ««Город, в котором я живу» Организуемая культурная практика: практика расширения возможностей ребенка. Тематическое поле: формирование у детей предпосылок творчества через развитие способности фантазировать. 3. КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детейпо теме «Строим экологический город»Возрастная группа: подготовительнаяКультурная практика расширения возможностей ребенка.Тематическое поле: формирование у детей предпосылок творчества через развитие способности фантазировать. Виды деятельности детей: - конструирование;- коммуникативно-познавательная;- изобразительная. Содержание деятельности детей:- беседа с воспитателем, Интегрированная форма: коллективнаяОбразовательная технология: игровая.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие Образовательные задачи: 1. Прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку. «Художественно-эстетическое развитие»)2. Расширить, углубить и систематизировать знания детей о факторах окружающей среды опасных для здоровья человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни («Физическое развитие»)3).Совершенствовать умение совместно создавать макет экологического города, определяя место положения разных зон: зона отдыха; зона жилых и социально – значимых учреждений и производственной зоны («Познавательное развитие»)4. Расширять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем («Речевое развитие»)5.Развивать творческие способности, фантазию, учить мыслить неординарно. («Художественно-эстетическое развитие»)6. Расширять представления о профессиях, формировать умение работать в коллективе («Социально-коммуникативное развитие»)Методы и приемы: − Словесные: (рассказ воспитателя, рассуждение, художественное слово, вопросы, беседа).− Практические: (действия с макетами и модулями, рисование, физминутка, выбор рыб и животных).− Наглядные: (рассматривание фотографий, плакат где будет построен город).Материалы и оборудованиефотографии с изображением разных уголков Земли; макеты домов; модули деревьев, животных, транспорта; бумажные цветы; цветные карандаши. . Логика образовательной деятельностиИтоговое мероприятие: Презентация макета «Город нашей мечты» для родителей Литература:1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г2 .Источник: 
  • 3.Характеристика развивающей предметно-пространственной среды(самостоятельная деятельность детей)5. Литература1. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ "Под ред . Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность с детьми 2-7лет М.: Мозайка- Синтез 2015г.3. Дыбина О.В. Ознаакаомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе М. : Мозайка- Синтез 2013г. (Электронный ресур)4. О. А Шиян, Н.Е. Вераксы «Развитие творческого мышления» М. : Мозайка- Синтез 2013г. (Электронный ресур) 6. Приложение Дом, в котором я живу Макеты домов Картинка океан Картинка вулкана Картинка пустыня Картинка вечная мерзлота Картинка поле Макеты деревьев