Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кузьмицкая Наталья Ефимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кузьмицкая Наталья Ефимовна
Цикл осенних занятий в старшей группе (5-6лет)
Занятие №1 Мелодии осени
Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский, Осенняя песня (Из цикла Времена года; Сарафан надела осень, муз.Т.Попатенко, сл. И.Черницкой
Задачи: Способствовать развитию интереса к классической музыке. Накапливать слушательский опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие музыки, художественные образы, творческие проявления в танце.
Репродукции: И.Грабарь Рябинки, Осенний день;
И.Бродский Опавшие листья; И.Остроухов Золотая осень;
А.Грицай Летний сад.
Ход занятия:
Педагог: С давних времен человек научился сочинять стихи, петь песни, танцевать, рисовать. Художники, композиторы, поэты, танцоры –это люди творчества, искусства. А что же вдохновляет людей искусства на создание своих творений: холстов, стихов, музыки, танцев, как вы думаете? (ответы –размышления детей). – Разрешите, я подытожу все, что вы сказали: их вдохновляет красота! Красота, которая нас окружает. Красивый уголок природы, лазурное небо, щебетанье птицы, полет шмеля, шум волн, выразительная мимика человека, изящество его движений.
А сейчас за окнами- осень. Знаете, как в народе называли осень? Осень-царица, осень – красавица. Послушаем стихи о красоте осени, которые написал великий русский поэт А.С.Пушкин.
Чтение детьми стихов А.Пушкина, посвященных осени.
Педагог: Мы с вами услышали замечательные стихи о красоте осени. А теперь полюбуйтесь, какую осень – красавицу увидели и изобразили художники.
Рассматривание ряда репродукций с изображением осенней природы, краткая беседа по каждой.
Педагог: А теперь самое время поговорить о музыке, передающей образы осени. В прошлый раз мы слушали такую музыку. Помните, какую? (дети называют произведение) –Верно, эта пьеса называется Осенняя песня.
А кто написал ее? (композитор П.И.Чайковский).
Дети слушают пьесу Осенняя песня-П.И.Чайковского
Педагог: Вам понравилась музыка? Расскажите о ней (дети делятся впечатлениями) - А вы обратили внимание на то, что музыка звучит по-разному? Какая она вначале? (Примерные ответы детей: музыка грустит, тоскует, капельки дождя текут по стеклу, как слезинки по щеке). - Это – первая часть пьесы.
Дети слушают первую часть пьесы.
Педагог: Вторая часть звучит по-другому. Предлагаю вам послушать ее и рассказать, что вы представили себе, слушая музыку.
Исполняется вторая часть пьесы.
(Предполагаемые ответы: Может быть, из-за туч вышло солнышко, и ветер разогнал тучи. Листья вдруг закружились, словно в танце).
Педагог: А вот как звучит третья часть.
Исполняется 3 часть пьесы.
Педагог: Что вы можете рассказать об этой части пьесы? Верно, она похожа на первую часть. Какой характер этой части? (ответы детей: грустная, тоскливая: солнышко скрылось, воспоминания о лете ушли, а осень с дождями-слезинками осталась).
Педагог: А теперь мы с вами вернемся в нашу картинную галерею. Как вы думаете, настроение какой картины, по-вашему, созвучно настроению Осенней песни - П.И.Чайковского? (ответы детей) - Почему ты так считаешь? (дети рассуждают о характере музыки и сюжетах картин, палитре красок).
Педагог: А теперь- сюрприз. Я предлагаю вам послушать новую для вас песню об осени в исполнении ребят подготовительной группы.
Дети слушают песню Сарафан надела осень-муз.Т.Попатенко, сл.И.Ченицкой
Педагог: Кто хочет рассказать о характере этой песни? (примерные ответы: светлая, радостная, звонкая, легкая,танцующая).
Педагог: Верно! А найдется в нашей картинной галерее среди репродукций картина, соответствующая настроению песни? Согласна, это репродукция картины Осенний день, которую написал художник И.Грабарь.
- Я предлагаю вам проявить свое творчество и потанцевать под эту песню. (детям предлагаются атрибуты: листья, ленты (паутинки), шарфики – ветерки).
Дети подготовительной группы исполняют песню еще раз, а дети старшей группы с воспитателем исполняют импровизированный танец.
- Вам понравилась новая песенка? Тогда разучим ее в следующий раз.
Занятие№ 2 Песни осени
Музыкальный репертуар: “Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер
“Листопад”-Т.Попатенко,сл. Е.Авдиенко
“Сарафан надела осень”-Т.Попатенко, сл.И.Черницкой
Задачи: Продолжать формировать певческие навыки в соответствии с тремя типами детских голосов.
Воспринимать и передавать радостный, нежный, лирический характер песни “Сарафан надела осень”-муз.Т.Попатенко, сл. И.Черницкой.
Чувствовать минорную тональность в песне “Листопад”- муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко (упражнение “Веселый и грустный бубенчик”)
Вспомнить и исполнять легко, игриво, шутливо, в виде диалога между высокими и низкими голосами, песню “Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер
Ход занятия:
Педагог: Сегодня нас в детский сад сопровождал ветерок, вы его ощутили? Он дул протяжно, спускался сверху вниз, и поднимался снова вверх
(упражнение на развитие длительности дыхания)
Педагог: Ветерок поиграл с тучкой, и она закапала дождиком:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! ( минорное трезвучие вниз)
Педагог: -Как же так, удивился ветерок, совсем недавно капли пели по-другому, вот так: кап-кап-кап, кап-кап-кап! (мажорное трезвучие вниз)
Ребята, чем отличаются два дождика, с которыми встречался ветерок?
(разное настроение) -Верно, еще недавно было лето, и дождик звучал как? (радостно) Дети пропевают мажорное трезвучие вниз.
Педагог: А почему же теперь капли звучат грустно? (наступила осень)
Дети пропевают интонацию грустного дождика с повышением и понижением тональности для каждого типа голоса.
Педагог: А еще ветерок принес нам вот такую песенку про осень.
Слушание и подпевание песни “Листопад”-Т.Попатенко
Педагог: Ветерку надоело грустить, он разогнал тучки, появилось солнышко, и зазвучала совсем другая осенняя песенка.
Дети узнают по вступлению, мелодии песню “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко, определяют ее характер (нежный, радостный).Песня разучивается в соответствии 3 типам голоса: 1 и 2 фразы поют дети с низким типом голоса,3 и 4 фразы- средний голос, 5 и 6 – высокий тип голоса.
Педагог: Ребята! Ветерок вспомнил песенку, которую вы пели раньше, и попросил меня загадать вам загадку, чтобы вы узнали ее по ритму.
Дети узнают песню“Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер по ритмическому рисунку, прохлопанному ладонями. Песня исполняется в виде диалога высоких и низких голосов.
Педагог: Ветерку так понравились ваши песенки, что он полетел в парк, насобирал красивых листьев, принес их к нам, а сам улетел. Потанцуем с ними?
Дети исполняют творческий танец под пение взрослыми песни “Сарафан надела осень”- муз.Т.Попатенко
Педагог: Наш ветерок любит не только песни, но и танцы, он приглашает вас в следующий раз потанцевать с ним, согласны? Я вас буду ждать.
Занятие 3: “Танцы осени”
Музыкальный репертуар: муз.А.Холминова “Дождик”,
А.Петров, “Дождь”-муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
аудиокассета “Рондо-венециано”,№1.
Задачи:Услышать прозрачное звучание пьесы, и воспроизвести через пластику движений в совместном творчестве педагога и детей (легкий бег, кружение, плавное движение рук, игра с листочком) (“Рондо-венециано”, №1)
Развивать способности к импровизации под музыку, используя жесты и выразительные движения (этюд “Под дождем”-муз. А Холминова).
Совместно с детьми выстроить композицию танца из детских импровизаций ( Т.Попатенко “Сарафан надела осень”), обозначив задачу ориентировки в пространстве: использования всей площади зала.
Вызвать интерес и желание разучить танец с зонтиками (муз.А.Петрова из к-ф “Берегись автомобиля”), используя показ педага.
Ход занятия:
Педагог: Вы помните, кто нам принес в прошлый раз столько красивых желтых листьев? Верно, это ветер, ведь листья – его игрушки. Поиграем с листиками?
Звучит “Рондо –венециано”, №1 , дети и педагог исполняют импровизацию Танец-игра с листочками
Педагог: Вам понравилась музыка осени? Какая она? (дети рассказывают о характере музыки, под которую они играли с листочками). - Сегодня вы танцевали под музыку, которую исполнили в оркестре много инструментов (показ изображения орекстра, называние детьми знакомых им инструментов). Но можно танцевать и под пение песни. Под какую песню мы танцевали в прошлый раз? (“Сарафан надела осень”-Т.Попатенко). Очень красиво танцевали (имя ребенка, повторить его движения) А если мы станцуем эти красивые движения все вместе, то получится красивый танец. А чтобы каждый листочек был виден – нужно встать на расстоянии друг от друга(и т.д.)
Выстраивание композиции танца на песню “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко. Поют взрослые, дети подпевают песню по желанию.
Педагог: Но осень не всегда радует такой прекрасной погодой, иногда нас огорчает холодный…( дождик ) - Вот такой дождик, послушайте.
Дети слушают пьесу А.Холминова “Дождик”
Педагог: Какой дождик изобразил композитор в своей пьесе?(холодный, надоедливый) Он нас застал врасплох, у нас нет с собой зонтика, что делать? (спрятаться под навес, укрыться одеждой, прикрыть плечи руками)
Этюд “Под дождем”-муз.А.Холминова
Дети и педагог в совместном творчестве жестами и движениями изображают мокнущего под дождем человека, который ищет укрытие от дождя( использовать всю плдощадь зала), переминается с ноги на ногу, прикрывает плечи руками.
Воспитатель: То сильнее дождь, то тише. Но у меня есть чудо-крыша,
От дождя всегда укроет, я ношу ее с собою.
Догадались, что такое? (зонтик)
Вот какой красивый, яркий зонтик! А знаете, с зонтиком можно танцевать!
Но зонтик большой, взрослый… А можно, я станцую с этим зонтиком? (дети отвечают)
Воспитатель исполняет танец-импровизацию с зонтиком на музыку А.Петрова из к-ф “Берегись автомобиля”(легко бежит по кругу с зонтиком в руке, кружится, вращает ручку зонтика стоя, присев перед детьми, “прячется” за зонтиком)
Педагог: Вам понравился танец с зонтиком? В следующий раз принесите свои маленькие детские зонтики – и мы с ними потанцуем.
Занятие №4 “Ритмы осени”
Музыкальный репертуар: “Дождик”-русск.нар.мелодия
А.Холминов “Дождик”
А.Петров “Дождь”, муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
“Осень спросим”- муз.Т.Ломовой “Дождик”
Задачи: Способствовать развитию творческих проявлений у детей в процессе
придумывания сюжета танцевальной картинки “Дождь”- на музыку А.Петрова
(из к-ф “Берегись автомобиля”); исполнять танцевальные движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.
Ритмично воспроизводить воображаемые действия в игре “Здравствуй, осень”- в соответствии с текстом песни, исполняемой взрослыми.
Развивать чувство музыкального ритма в игре на музыкальных инструментах пьесы А.Холминова “Дождик”.
Ход занятия:
Педагог: Если листья опадают,
Если птицы улетают,
Если дождь стучит по крыше
То погромче, то потише,
Если зонт с собою носим-
Значит, наступила…
Дети: Осень!
Педагог: Послушайте пьесу “Дождик”-русск.нар.мел., вспомните ее.
Дети слушают исполнение на ф-но.
Педагог: Хотите ее исполнить сами? Какие инструменты возьмем?(звонкие: колокольчики, треугольники, металлофоны)
Дети исполняют на шумовых инструментах пьесу “Дождик”- русск.нар.
Педагог: Каким был исполненный нами дождь? (звонким, радостным, быстрым,теплым, летним) - Верно! Ритм музыки четкий, слышен стук каждой капли.
Педагог: А вот этот дождь какой?.
Исполняется пьеса А.Холминова “Дождик”
Педагог: Расскажите о музыке этого дождя. (ответы детей: моросящий, холодный, надоедливый, осенний, частый,осенний). Всё определили верно, и я предлагаю исполнить эту пьесу всем вместе. Выбирайте себе инструмент.
(детям предлагаются на выбор шумовые коробочки, палочки, шуршалки, колокольчики)
Дети исполняют пьесу А.Холминова“Дождик” на шумовых инструментах
Педагог: Птицы спрятались под крыши,
Пес забился в конуру,
Даже кот гулять не вышел
На прогулку поутру.
Очень дождику обидно-
Никого вокруг не видно!
Девочка: Не будем мы, дождик, тебя обижать!
Возьмем мы зонты – и пойдем танцевать!
Педагог: Какие нарядные зонтики у девочек ! У мальчиков зонтиков нет, как быть?(они могут исполнять роль дождиков, для этого есть шуршашие нити из целлофана) - Тогда вместе придумаем музыкально- танцевальную картинку!
Девочки вышли на прогулку с зонтиками(встали в кружок), показывают друг другу зонтики – легким бегом движутся по кругу, кружатся на месте (2 раза), сужают круг – “о чем-то разговаривают”, кружением возвращаются на свои места в круг.
Девочки расходятся “по своим делам”- занимают всю площадь зала.
Порыв ветра - хочет вырвать из рук зонтик- покачивание вправо- влево, зонтик вверху, держат его двумя руками “с усилием”, кружатся.(2 раза)
Начинается дождь – выбегают мальчики с шуршалками, бегут по большому кругу вокруг всех девочек, девочки “прячутся” под зонтиками, вращают их купола, кружатся. Мальчики движутся каждый вокруг своей девочки, шурша “дождиками”, девочки закрываются от них зонтиками,кружась на месте.
Мальчики собираются в центре лицом в круг– в один большой дождь, шуршат, кружатся на месте. Девочки потихоньку убегают от них на задний план, делают из зонтиков “грибок” и все прячутся под него. Мальчики-дождики удивленно оглядываются, разводят руками- нет девочек. Подбегают к грибку, пытаются заглянуть под него – но не получается, (жест разочарования), и убегают. Девочки высовывают из-под зонтов руки – пробуют, идет ли дождь, затем закрывают зонтики, жест прощания, уходят.
Педагог: Осень – славная пора, фруктов, овощей –гора.
Пригласим мы Осень в зал на осенний карнавал.
Рассказать ее попросим, что приносит детям осень?
А сегодня Осень – я (надеваею корону Осени)
Становитесь в круг, друзья.
Разучивание игры “Осень спросим”-Взрослые исполняют песню, увлекая детей ходом игры. Дети исполняют движения за педагогом- ритмично и выразительно.
Педагог: Вам понравилась игра? Тогда я вам подарю эту корону, и вы сами поиграете в группе в эту игру.
Занятие 5 “Музыкальная палитра осени”
Музыкальный репертуар: Р.Шуман Веселый крестьянин”
А.Петров “Дождь”-музыка из к/ф “Берегись автомобиля”
“Сарафан надела осень”-муз.Т.Попатенко,сл. И.Черницкой
“Листопад”-муз.Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко
Задачи: Способствовать эмоциональному восприятию детьми музыкального произведения (“Веселый крестьянин”-Р.Шуман). Развивать умение слышать и анализировать мелодию, интонацию( восходящее, устремленное вверх движение радости)
Раскрывать в жестах, выразительных движениях, мимике сюжет танцевальной картинки “Дождь” на музыку А.Петрова. Соотносить движения с музыкальными фразами, изменять последовательность движений с изменением музыки.
Закреплять умение воспринимать и передавать грустный, лирический характер песни “Листопад”-Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко. Выдерживать долгий звук в конце куплета, мягко заканчивать музыкальные фразы. Показом подводить к чистому исполнению мелодии.
Ход занятия:
Педагог: Осень – царица, осень –красавица!
Даже дождливая осень мне нравится.
Все на полях и в садах прибрала.
Пусть отдыхают пашни уставшие,
Всю свою силу колосьям отдавшие.
Пусть распрямляет веточки сад-
Солнышку, дождику, ветру он рад.
Травка поникла, но непременно
Вырастет новая старой на смену.
И паутинки летают с утра,
И наступила грибная пора.
Не уступаешь, осень, ты лету,
Ведь у него столько золота нету!
Педагог: Так я выразила свое отношение к осени. А вам, ребята, нравится осень? Чем вам она нравится? (ответы) -Я исполню пьесу, а вы определите ее настроение. Название я вам не называю.
Дети слушают пьесу Р.Шумана “Веселый крестьянин”, определяют характер музыки.
Педагог: Верно, вы услышали радостное настроение пьесы. Вспомните, что вдохновляет художника, поэта, композитора на творчество? Верно, это то, с чем они встретились в жизни, что их удивило, порадовало, взволновало – красота, радость, печаль. Эта пьеса называется “Веселый крестьянин”, которую сочинил композитор Р.Шуман. Может быть, композитор встретил крестьянина, идущего домой с работы, довольного тем, что собрал большой урожай фруктов, овощей, или хлеба? А может быть, он закончил пахать поле? Радость крестьянина вдохновила композитора, он сочинил музыку, в которой рассказал о веселом человеке. Послушайте мелодию пьесы, она похожа на песню?
(звучит фрагмент мелодии, его можно пропеть на “ля-ля”). Педагог: А что вам расскажет такая музыка? ( звучит мелодия басов)- Похоже это на шаги идущего и приплясывающего человека? Звуки плотные, весомые. Удивительная волшебница эта музыка! Слушая ее, мы можем мысленно представить себе веселого крестьянина, которого встретил композитор, почувствовать его радостное настроение.
Повторное слушание пьесы Р.Шумана “Веселый крестьянин”
Педагог: Как вы думаете, каким цветом можно выразить настроение этого музыкального произведения? (оранжевывм, желтым) - Ой, ребята, посмотрите, какие яркие цвета у наших зонтиков! Дождь, обычно, не радует нас, а зонтики такие нарядные, почему? Может быть, чтобы дождь не испортил нам настроение? Хотите с ними потанцевать?
Продолжается работа над танцевальной картинкой“Дождь”,где дети учатся слышать музыку, соотносить с ней свои движения, согласовывать движения всех и каждого, выразительно исполнять сюжетную линию танца.
Педагог: Каким цветом, вы считаете, может быть окрашена музыка, под которую вы танцевали, и почему (голубой, это цвет дождя). А песни подарят нам новые цвета в музыкальную палитру?
(рассаживаются в соответствии 3-м типам голосов)
Упражнение “Бубенчики” – (в миноре, с повышением и понижением тональности для каждого типа голоса)
Педагог:Узнайте по вступлению, что это за песня?(“Листопад”муз.Т.Попатенко)
Продолжается работа по разучиванию песни “Листопад”-Т.Попатенко.
Педагог: Какой же цвет добавила эта песня в музыкальную палитру? (серый, синий) . Какого цвета краски радости у осени? (желтые, оранжевые). Хотите поиграть? Тогда выбирайте считалкой, кто сегодня будет играть роль Осени? (дети выбирают Осень, надевают ей принесенную из группы корону)
Продолжается работа над игрой “ Осень спросим”-Т.Ломова “Дождик”
Дети закрепляют текст, ход игры в совместной деятельности со взрослыми
Педагог: На нашей палитре еще много места, и мы с вами каждый раз будем добавлять новые цвета.
Занятие №6 “Неожиданный гость”
Музыкальный репертуар: “Веселый крестьянин”-Р.Шуман “Соловушко”-сл. и муз.П.И.Чайковского
“Не летай, соловей”-русск.нар. в обр.В.Кикты, “Бубенчики”-(“Учите детей петь”-составители Т.Орлова, С.Бекина,Москва, “Просвещение”1987г. стр 60, 117)
“Листопад”-Т.Попатенко
“Рондо-венециано”- №1
Демонстрационный материал: картинка “Хор”
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на музыку ласкового, грустного характера( пьеса П.Чайковского “Соловушко”).Подвести к слышанию мелодии и интонации.Познакомить с понятием “хор”.
Сравнить по характеру данную пьесу с пьесой “Веселый крестьянин”-Р.Шумана
Петь протяжно, нежно, грустно, точно интонировать секунды вверх и вниз, мягко начинать каждую фразу в песне “Не летай, соловей”- русск.нар. в обр. В.Кикты. Упражнять в чистом пропевании квинты вниз на упражнении “Бубенчики”.Правильно произносить гласные звуки в словах “кружатся, в небе, стелется, улице, метелица”, а так же согласные в конце слов: “листопад, шаг”, подводить к чистому пропеванию мелодии в песне “Листопад”-Т.Попатенко.
Согласовывать плавность, легкость движений с нежной, лирической музыкой.Поощрять интересные находки в придумывании поз и движений в “Игре с листочками”- на музыку “Рондо-венециано”(аудиокассета), располагаться на расстоянии друг от друга по всей площади зала.
Ход занятия: Ребята! Посмотрите, чей портрет сегодня на экране? (П.И.Чайковского). - Какое произведение П.И.Чайковского мы слушали в прошлый раз? (“Осеннюю песню”) -А Сегодня мы познакомимся с произведением П.И Чайковского, которое называется “Соловушко”, в котором вы услышите грусть прощания с летом, пение улетающих в теплые края птиц.
Дети слушают “Соловушко”-П.Чайковского (в грамзаписи)
Педагог: Расскажите об этой музыке, какая она? (ласковая, грустная мелодия) А вот интонация печали: вздохи, стоны звучит так: (на фортепиано показать нисходящее движение мелодии с преобладанием секундовых интонаций). Какое настроение пьесы? (печаль, грусть). А что звучало вместе с музыкой? (песня). Ее исполнил коллектив исполнителей-певцов, он называется “хор”. /демонстрируется картинка “Хор”/
Повторное слушание пьесы “Соловушко”-П.Чайковский(грамзапись)
Педагог: Осень- пора контрастов: ясная солнечная погода - ненастье, телый день – холодная ночь, радость от красоты осенней природы – грусть перед ожиданием холодов. И музыка, в которой композиторы выразили свои впечатления об осени, тоже такая разная! Я исполню знакомое вам произведение, а вы узнайте его.
Дети слушают пьесу Р.Шумана Веселый крестьянин
Педагог: Чем отличаются два произведения: Соловушко-П.Чайковского и Веселый крестьянин-Р.Шумана? (мелодия Веселого крестьянина- устремлена вверх, бодрая, радостная, ликующая, а в “Соловушке”- мелодия нисходящая, с интонациями вздохов, грустная и печальная)
Пропевание интонационных ходов, отображение их на фланелеграфе в виде символов (длинные звуки – желтого цвета кружочки, короткие звуки – синего)
Педагог: Такая грустная мелодия… как-будто уже слышна в небе перекличка перелетных птиц…А вдруг? Послушаем? (дети подходят к окну) Исполняются жесты: “Тихо!” “Слушаю!” “Нет ничего!”(воспитатель за спиной детей незаметно опускает на пол под раскрытой форточкой лист клена. Если день теплый, то лист может быть приклеен к стеклу за окном, тогда окно открывают и достают лист).
Воспитатель: Ой, ребята! Смотрите, к нам в форточку залетел такой красивый листочек! Почему же он к нам прилетел? ( предположения детей: устал, замерз, захотел послушать песню, потанцевать….и т.д.)
Педагог: Сильно подул ветер, листочек поднимался то вверх, то вниз (упражнение на развитие дыхания “Ветер”, затем распевка “Не летай, соловей”-русск.нар. в обр. В.Кикты “настройка на интонацию песни “Листопад” )
Пение песни “Листопад”-Т.Попатенко
Педагог: Мы порадовали листочек песней, но у нас есть засушенные вами листочки. Потанцуем с нашим гостем? (напомнить: “ Каждый листочек должен быть виден, для этого- соблюдайте итервалы”, затем, по ходу танца-импровизации, поощрять красивые движения. жесты, позы )
- Мы листочек отогрели, а чем бы его еще порадовать? А может, в следующий раз придумаем про наш листочек сказку и подарим ему?
Занятие №7. “Сказка про листочек”
Музыкальный репертуар: “Листопад”-муз.Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко
А.Холминов “Дождь”
“Сарафан надела осень”- муз.Т.Попатенко, сл.И.Черницкой
А.Петров “Дождь”-муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
“Чудо-крыша”-Т.Назарова-Меттнер
“Рондо-Венециано”- №1 “__________________”аудиокассета
“Осень спросим”-Т.Ломова “Дождик”
Задачи: Побуждать к самостоятельному поиску подходящих к сюжету сказки знакомых мелодий, песен, танцев.
Поощрять использование красивых слов и словосочетаний.
Выразительно исполнять знакомые песни, танцы.
Ритмично, слаженно исполнять в оркестре пьесу А.Холминова “Дождь”
Ход занятия: Вы помните, что мы с вами хотели подарить листочку, который залетел в наше окно? Сказку, верно. Только наша сказка будет музыкальная. Садитесь поудобнее, начинаем сочинять. Наши сказки начинаются словами(дети напоминают: жили-были…)
Жил-был листочек… (далее примерный путь мыслей):
У него было много братьев и сестер. Семья жила дружно: все вместе росли, зеленели, шелестели от дуновения ветерка.
Но вот наступила осень, погода стала неприветливой, хмурой,часто шел холодный, мелкий, колючий осенний дождь.
Шумовой оркестр исполняет пьесу А.Холминова “Дождик”
Небо было все больше серым, ведь тучи закрывали солнышко. Тоскливая, унылая пора –осень.
Пение песни “Листопад”-Т.Попатенко
Да, пришла пора листопада. Но ведь осень – не всегда дождь и слякоть! В это время природа наряжается в яркие наряды, потому что наступает золотая осень. Каждый солнечный денек приносит радость.
Песня-танец “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко
Почти все листочки с дерева облетели, но наш листик сидел высоко, держался за веточку крепко. Ему было хорошо там, наверху. Он видел как ребятишки прячутся от дождя, закрываясь чем-то ярким, пестрым, круглым.
Танцевальная картинка “Дождь”- муз.А.Петрова
Листик спрашивал: -Что это у вас такое красивое?- но его никто не слышал.
Вдруг в детсом саду дети запели песенку.
Пение песни “Чудо – крыша”- Т.Назаровой –Меттнер
-Так вот как это называется, “ зонтик”- догадался листочек. И вдруг порыв ветра подхватил его и листочек полетел.
Этюд “Листопад”- “Рондо-венециано”-(аудиокассета)
Листочек так хотел снова услышать песню, которую пели ребятишки, что попросил ветер подуть посильнее и занести его прямо в открытое окно.
Вот так листочек оказался у нас в зале. А где же он теперь? Да вот же он, в короне Осени! Он теперь будет веселиться с нами! Поиграем?
Дети считалкой выбирают девочку –Осень, она надевает корону.
Игра “Осень спросим”- Т.Ломова, “Дождик”
Вот и сказка вся. А хотите нарисовать приключения листочка? Получится настоящая книжка с картинками!( дети рисуют сказку, рассматривают работы, выкладывают рисунки на столах в последовательности сказки, затем по желанию – либо вывешивают их в зале для украшения осеннего праздника, либо оформляют собственную “книжку-картинку”)
Занятие №1 Мелодии осени
Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский, Осенняя песня (Из цикла Времена года; Сарафан надела осень, муз.Т.Попатенко, сл. И.Черницкой
Задачи: Способствовать развитию интереса к классической музыке. Накапливать слушательский опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость через восприятие музыки, художественные образы, творческие проявления в танце.
Репродукции: И.Грабарь Рябинки, Осенний день;
И.Бродский Опавшие листья; И.Остроухов Золотая осень;
А.Грицай Летний сад.
Ход занятия:
Педагог: С давних времен человек научился сочинять стихи, петь песни, танцевать, рисовать. Художники, композиторы, поэты, танцоры –это люди творчества, искусства. А что же вдохновляет людей искусства на создание своих творений: холстов, стихов, музыки, танцев, как вы думаете? (ответы –размышления детей). – Разрешите, я подытожу все, что вы сказали: их вдохновляет красота! Красота, которая нас окружает. Красивый уголок природы, лазурное небо, щебетанье птицы, полет шмеля, шум волн, выразительная мимика человека, изящество его движений.
А сейчас за окнами- осень. Знаете, как в народе называли осень? Осень-царица, осень – красавица. Послушаем стихи о красоте осени, которые написал великий русский поэт А.С.Пушкин.
Чтение детьми стихов А.Пушкина, посвященных осени.
Педагог: Мы с вами услышали замечательные стихи о красоте осени. А теперь полюбуйтесь, какую осень – красавицу увидели и изобразили художники.
Рассматривание ряда репродукций с изображением осенней природы, краткая беседа по каждой.
Педагог: А теперь самое время поговорить о музыке, передающей образы осени. В прошлый раз мы слушали такую музыку. Помните, какую? (дети называют произведение) –Верно, эта пьеса называется Осенняя песня.
А кто написал ее? (композитор П.И.Чайковский).
Дети слушают пьесу Осенняя песня-П.И.Чайковского
Педагог: Вам понравилась музыка? Расскажите о ней (дети делятся впечатлениями) - А вы обратили внимание на то, что музыка звучит по-разному? Какая она вначале? (Примерные ответы детей: музыка грустит, тоскует, капельки дождя текут по стеклу, как слезинки по щеке). - Это – первая часть пьесы.
Дети слушают первую часть пьесы.
Педагог: Вторая часть звучит по-другому. Предлагаю вам послушать ее и рассказать, что вы представили себе, слушая музыку.
Исполняется вторая часть пьесы.
(Предполагаемые ответы: Может быть, из-за туч вышло солнышко, и ветер разогнал тучи. Листья вдруг закружились, словно в танце).
Педагог: А вот как звучит третья часть.
Исполняется 3 часть пьесы.
Педагог: Что вы можете рассказать об этой части пьесы? Верно, она похожа на первую часть. Какой характер этой части? (ответы детей: грустная, тоскливая: солнышко скрылось, воспоминания о лете ушли, а осень с дождями-слезинками осталась).
Педагог: А теперь мы с вами вернемся в нашу картинную галерею. Как вы думаете, настроение какой картины, по-вашему, созвучно настроению Осенней песни - П.И.Чайковского? (ответы детей) - Почему ты так считаешь? (дети рассуждают о характере музыки и сюжетах картин, палитре красок).
Педагог: А теперь- сюрприз. Я предлагаю вам послушать новую для вас песню об осени в исполнении ребят подготовительной группы.
Дети слушают песню Сарафан надела осень-муз.Т.Попатенко, сл.И.Ченицкой
Педагог: Кто хочет рассказать о характере этой песни? (примерные ответы: светлая, радостная, звонкая, легкая,танцующая).
Педагог: Верно! А найдется в нашей картинной галерее среди репродукций картина, соответствующая настроению песни? Согласна, это репродукция картины Осенний день, которую написал художник И.Грабарь.
- Я предлагаю вам проявить свое творчество и потанцевать под эту песню. (детям предлагаются атрибуты: листья, ленты (паутинки), шарфики – ветерки).
Дети подготовительной группы исполняют песню еще раз, а дети старшей группы с воспитателем исполняют импровизированный танец.
- Вам понравилась новая песенка? Тогда разучим ее в следующий раз.
Занятие№ 2 Песни осени
Музыкальный репертуар: “Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер
“Листопад”-Т.Попатенко,сл. Е.Авдиенко
“Сарафан надела осень”-Т.Попатенко, сл.И.Черницкой
Задачи: Продолжать формировать певческие навыки в соответствии с тремя типами детских голосов.
Воспринимать и передавать радостный, нежный, лирический характер песни “Сарафан надела осень”-муз.Т.Попатенко, сл. И.Черницкой.
Чувствовать минорную тональность в песне “Листопад”- муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко (упражнение “Веселый и грустный бубенчик”)
Вспомнить и исполнять легко, игриво, шутливо, в виде диалога между высокими и низкими голосами, песню “Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер
Ход занятия:
Педагог: Сегодня нас в детский сад сопровождал ветерок, вы его ощутили? Он дул протяжно, спускался сверху вниз, и поднимался снова вверх
(упражнение на развитие длительности дыхания)
Педагог: Ветерок поиграл с тучкой, и она закапала дождиком:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап! ( минорное трезвучие вниз)
Педагог: -Как же так, удивился ветерок, совсем недавно капли пели по-другому, вот так: кап-кап-кап, кап-кап-кап! (мажорное трезвучие вниз)
Ребята, чем отличаются два дождика, с которыми встречался ветерок?
(разное настроение) -Верно, еще недавно было лето, и дождик звучал как? (радостно) Дети пропевают мажорное трезвучие вниз.
Педагог: А почему же теперь капли звучат грустно? (наступила осень)
Дети пропевают интонацию грустного дождика с повышением и понижением тональности для каждого типа голоса.
Педагог: А еще ветерок принес нам вот такую песенку про осень.
Слушание и подпевание песни “Листопад”-Т.Попатенко
Педагог: Ветерку надоело грустить, он разогнал тучки, появилось солнышко, и зазвучала совсем другая осенняя песенка.
Дети узнают по вступлению, мелодии песню “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко, определяют ее характер (нежный, радостный).Песня разучивается в соответствии 3 типам голоса: 1 и 2 фразы поют дети с низким типом голоса,3 и 4 фразы- средний голос, 5 и 6 – высокий тип голоса.
Педагог: Ребята! Ветерок вспомнил песенку, которую вы пели раньше, и попросил меня загадать вам загадку, чтобы вы узнали ее по ритму.
Дети узнают песню“Чудо-крыша”-Т.Назаровой-Меттнер по ритмическому рисунку, прохлопанному ладонями. Песня исполняется в виде диалога высоких и низких голосов.
Педагог: Ветерку так понравились ваши песенки, что он полетел в парк, насобирал красивых листьев, принес их к нам, а сам улетел. Потанцуем с ними?
Дети исполняют творческий танец под пение взрослыми песни “Сарафан надела осень”- муз.Т.Попатенко
Педагог: Наш ветерок любит не только песни, но и танцы, он приглашает вас в следующий раз потанцевать с ним, согласны? Я вас буду ждать.
Занятие 3: “Танцы осени”
Музыкальный репертуар: муз.А.Холминова “Дождик”,
А.Петров, “Дождь”-муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
аудиокассета “Рондо-венециано”,№1.
Задачи:Услышать прозрачное звучание пьесы, и воспроизвести через пластику движений в совместном творчестве педагога и детей (легкий бег, кружение, плавное движение рук, игра с листочком) (“Рондо-венециано”, №1)
Развивать способности к импровизации под музыку, используя жесты и выразительные движения (этюд “Под дождем”-муз. А Холминова).
Совместно с детьми выстроить композицию танца из детских импровизаций ( Т.Попатенко “Сарафан надела осень”), обозначив задачу ориентировки в пространстве: использования всей площади зала.
Вызвать интерес и желание разучить танец с зонтиками (муз.А.Петрова из к-ф “Берегись автомобиля”), используя показ педага.
Ход занятия:
Педагог: Вы помните, кто нам принес в прошлый раз столько красивых желтых листьев? Верно, это ветер, ведь листья – его игрушки. Поиграем с листиками?
Звучит “Рондо –венециано”, №1 , дети и педагог исполняют импровизацию Танец-игра с листочками
Педагог: Вам понравилась музыка осени? Какая она? (дети рассказывают о характере музыки, под которую они играли с листочками). - Сегодня вы танцевали под музыку, которую исполнили в оркестре много инструментов (показ изображения орекстра, называние детьми знакомых им инструментов). Но можно танцевать и под пение песни. Под какую песню мы танцевали в прошлый раз? (“Сарафан надела осень”-Т.Попатенко). Очень красиво танцевали (имя ребенка, повторить его движения) А если мы станцуем эти красивые движения все вместе, то получится красивый танец. А чтобы каждый листочек был виден – нужно встать на расстоянии друг от друга(и т.д.)
Выстраивание композиции танца на песню “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко. Поют взрослые, дети подпевают песню по желанию.
Педагог: Но осень не всегда радует такой прекрасной погодой, иногда нас огорчает холодный…( дождик ) - Вот такой дождик, послушайте.
Дети слушают пьесу А.Холминова “Дождик”
Педагог: Какой дождик изобразил композитор в своей пьесе?(холодный, надоедливый) Он нас застал врасплох, у нас нет с собой зонтика, что делать? (спрятаться под навес, укрыться одеждой, прикрыть плечи руками)
Этюд “Под дождем”-муз.А.Холминова
Дети и педагог в совместном творчестве жестами и движениями изображают мокнущего под дождем человека, который ищет укрытие от дождя( использовать всю плдощадь зала), переминается с ноги на ногу, прикрывает плечи руками.
Воспитатель: То сильнее дождь, то тише. Но у меня есть чудо-крыша,
От дождя всегда укроет, я ношу ее с собою.
Догадались, что такое? (зонтик)
Вот какой красивый, яркий зонтик! А знаете, с зонтиком можно танцевать!
Но зонтик большой, взрослый… А можно, я станцую с этим зонтиком? (дети отвечают)
Воспитатель исполняет танец-импровизацию с зонтиком на музыку А.Петрова из к-ф “Берегись автомобиля”(легко бежит по кругу с зонтиком в руке, кружится, вращает ручку зонтика стоя, присев перед детьми, “прячется” за зонтиком)
Педагог: Вам понравился танец с зонтиком? В следующий раз принесите свои маленькие детские зонтики – и мы с ними потанцуем.
Занятие №4 “Ритмы осени”
Музыкальный репертуар: “Дождик”-русск.нар.мелодия
А.Холминов “Дождик”
А.Петров “Дождь”, муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
“Осень спросим”- муз.Т.Ломовой “Дождик”
Задачи: Способствовать развитию творческих проявлений у детей в процессе
придумывания сюжета танцевальной картинки “Дождь”- на музыку А.Петрова
(из к-ф “Берегись автомобиля”); исполнять танцевальные движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.
Ритмично воспроизводить воображаемые действия в игре “Здравствуй, осень”- в соответствии с текстом песни, исполняемой взрослыми.
Развивать чувство музыкального ритма в игре на музыкальных инструментах пьесы А.Холминова “Дождик”.
Ход занятия:
Педагог: Если листья опадают,
Если птицы улетают,
Если дождь стучит по крыше
То погромче, то потише,
Если зонт с собою носим-
Значит, наступила…
Дети: Осень!
Педагог: Послушайте пьесу “Дождик”-русск.нар.мел., вспомните ее.
Дети слушают исполнение на ф-но.
Педагог: Хотите ее исполнить сами? Какие инструменты возьмем?(звонкие: колокольчики, треугольники, металлофоны)
Дети исполняют на шумовых инструментах пьесу “Дождик”- русск.нар.
Педагог: Каким был исполненный нами дождь? (звонким, радостным, быстрым,теплым, летним) - Верно! Ритм музыки четкий, слышен стук каждой капли.
Педагог: А вот этот дождь какой?.
Исполняется пьеса А.Холминова “Дождик”
Педагог: Расскажите о музыке этого дождя. (ответы детей: моросящий, холодный, надоедливый, осенний, частый,осенний). Всё определили верно, и я предлагаю исполнить эту пьесу всем вместе. Выбирайте себе инструмент.
(детям предлагаются на выбор шумовые коробочки, палочки, шуршалки, колокольчики)
Дети исполняют пьесу А.Холминова“Дождик” на шумовых инструментах
Педагог: Птицы спрятались под крыши,
Пес забился в конуру,
Даже кот гулять не вышел
На прогулку поутру.
Очень дождику обидно-
Никого вокруг не видно!
Девочка: Не будем мы, дождик, тебя обижать!
Возьмем мы зонты – и пойдем танцевать!
Педагог: Какие нарядные зонтики у девочек ! У мальчиков зонтиков нет, как быть?(они могут исполнять роль дождиков, для этого есть шуршашие нити из целлофана) - Тогда вместе придумаем музыкально- танцевальную картинку!
Девочки вышли на прогулку с зонтиками(встали в кружок), показывают друг другу зонтики – легким бегом движутся по кругу, кружатся на месте (2 раза), сужают круг – “о чем-то разговаривают”, кружением возвращаются на свои места в круг.
Девочки расходятся “по своим делам”- занимают всю площадь зала.
Порыв ветра - хочет вырвать из рук зонтик- покачивание вправо- влево, зонтик вверху, держат его двумя руками “с усилием”, кружатся.(2 раза)
Начинается дождь – выбегают мальчики с шуршалками, бегут по большому кругу вокруг всех девочек, девочки “прячутся” под зонтиками, вращают их купола, кружатся. Мальчики движутся каждый вокруг своей девочки, шурша “дождиками”, девочки закрываются от них зонтиками,кружась на месте.
Мальчики собираются в центре лицом в круг– в один большой дождь, шуршат, кружатся на месте. Девочки потихоньку убегают от них на задний план, делают из зонтиков “грибок” и все прячутся под него. Мальчики-дождики удивленно оглядываются, разводят руками- нет девочек. Подбегают к грибку, пытаются заглянуть под него – но не получается, (жест разочарования), и убегают. Девочки высовывают из-под зонтов руки – пробуют, идет ли дождь, затем закрывают зонтики, жест прощания, уходят.
Педагог: Осень – славная пора, фруктов, овощей –гора.
Пригласим мы Осень в зал на осенний карнавал.
Рассказать ее попросим, что приносит детям осень?
А сегодня Осень – я (надеваею корону Осени)
Становитесь в круг, друзья.
Разучивание игры “Осень спросим”-Взрослые исполняют песню, увлекая детей ходом игры. Дети исполняют движения за педагогом- ритмично и выразительно.
Педагог: Вам понравилась игра? Тогда я вам подарю эту корону, и вы сами поиграете в группе в эту игру.
Занятие 5 “Музыкальная палитра осени”
Музыкальный репертуар: Р.Шуман Веселый крестьянин”
А.Петров “Дождь”-музыка из к/ф “Берегись автомобиля”
“Сарафан надела осень”-муз.Т.Попатенко,сл. И.Черницкой
“Листопад”-муз.Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко
Задачи: Способствовать эмоциональному восприятию детьми музыкального произведения (“Веселый крестьянин”-Р.Шуман). Развивать умение слышать и анализировать мелодию, интонацию( восходящее, устремленное вверх движение радости)
Раскрывать в жестах, выразительных движениях, мимике сюжет танцевальной картинки “Дождь” на музыку А.Петрова. Соотносить движения с музыкальными фразами, изменять последовательность движений с изменением музыки.
Закреплять умение воспринимать и передавать грустный, лирический характер песни “Листопад”-Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко. Выдерживать долгий звук в конце куплета, мягко заканчивать музыкальные фразы. Показом подводить к чистому исполнению мелодии.
Ход занятия:
Педагог: Осень – царица, осень –красавица!
Даже дождливая осень мне нравится.
Все на полях и в садах прибрала.
Пусть отдыхают пашни уставшие,
Всю свою силу колосьям отдавшие.
Пусть распрямляет веточки сад-
Солнышку, дождику, ветру он рад.
Травка поникла, но непременно
Вырастет новая старой на смену.
И паутинки летают с утра,
И наступила грибная пора.
Не уступаешь, осень, ты лету,
Ведь у него столько золота нету!
Педагог: Так я выразила свое отношение к осени. А вам, ребята, нравится осень? Чем вам она нравится? (ответы) -Я исполню пьесу, а вы определите ее настроение. Название я вам не называю.
Дети слушают пьесу Р.Шумана “Веселый крестьянин”, определяют характер музыки.
Педагог: Верно, вы услышали радостное настроение пьесы. Вспомните, что вдохновляет художника, поэта, композитора на творчество? Верно, это то, с чем они встретились в жизни, что их удивило, порадовало, взволновало – красота, радость, печаль. Эта пьеса называется “Веселый крестьянин”, которую сочинил композитор Р.Шуман. Может быть, композитор встретил крестьянина, идущего домой с работы, довольного тем, что собрал большой урожай фруктов, овощей, или хлеба? А может быть, он закончил пахать поле? Радость крестьянина вдохновила композитора, он сочинил музыку, в которой рассказал о веселом человеке. Послушайте мелодию пьесы, она похожа на песню?
(звучит фрагмент мелодии, его можно пропеть на “ля-ля”). Педагог: А что вам расскажет такая музыка? ( звучит мелодия басов)- Похоже это на шаги идущего и приплясывающего человека? Звуки плотные, весомые. Удивительная волшебница эта музыка! Слушая ее, мы можем мысленно представить себе веселого крестьянина, которого встретил композитор, почувствовать его радостное настроение.
Повторное слушание пьесы Р.Шумана “Веселый крестьянин”
Педагог: Как вы думаете, каким цветом можно выразить настроение этого музыкального произведения? (оранжевывм, желтым) - Ой, ребята, посмотрите, какие яркие цвета у наших зонтиков! Дождь, обычно, не радует нас, а зонтики такие нарядные, почему? Может быть, чтобы дождь не испортил нам настроение? Хотите с ними потанцевать?
Продолжается работа над танцевальной картинкой“Дождь”,где дети учатся слышать музыку, соотносить с ней свои движения, согласовывать движения всех и каждого, выразительно исполнять сюжетную линию танца.
Педагог: Каким цветом, вы считаете, может быть окрашена музыка, под которую вы танцевали, и почему (голубой, это цвет дождя). А песни подарят нам новые цвета в музыкальную палитру?
(рассаживаются в соответствии 3-м типам голосов)
Упражнение “Бубенчики” – (в миноре, с повышением и понижением тональности для каждого типа голоса)
Педагог:Узнайте по вступлению, что это за песня?(“Листопад”муз.Т.Попатенко)
Продолжается работа по разучиванию песни “Листопад”-Т.Попатенко.
Педагог: Какой же цвет добавила эта песня в музыкальную палитру? (серый, синий) . Какого цвета краски радости у осени? (желтые, оранжевые). Хотите поиграть? Тогда выбирайте считалкой, кто сегодня будет играть роль Осени? (дети выбирают Осень, надевают ей принесенную из группы корону)
Продолжается работа над игрой “ Осень спросим”-Т.Ломова “Дождик”
Дети закрепляют текст, ход игры в совместной деятельности со взрослыми
Педагог: На нашей палитре еще много места, и мы с вами каждый раз будем добавлять новые цвета.
Занятие №6 “Неожиданный гость”
Музыкальный репертуар: “Веселый крестьянин”-Р.Шуман “Соловушко”-сл. и муз.П.И.Чайковского
“Не летай, соловей”-русск.нар. в обр.В.Кикты, “Бубенчики”-(“Учите детей петь”-составители Т.Орлова, С.Бекина,Москва, “Просвещение”1987г. стр 60, 117)
“Листопад”-Т.Попатенко
“Рондо-венециано”- №1
Демонстрационный материал: картинка “Хор”
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на музыку ласкового, грустного характера( пьеса П.Чайковского “Соловушко”).Подвести к слышанию мелодии и интонации.Познакомить с понятием “хор”.
Сравнить по характеру данную пьесу с пьесой “Веселый крестьянин”-Р.Шумана
Петь протяжно, нежно, грустно, точно интонировать секунды вверх и вниз, мягко начинать каждую фразу в песне “Не летай, соловей”- русск.нар. в обр. В.Кикты. Упражнять в чистом пропевании квинты вниз на упражнении “Бубенчики”.Правильно произносить гласные звуки в словах “кружатся, в небе, стелется, улице, метелица”, а так же согласные в конце слов: “листопад, шаг”, подводить к чистому пропеванию мелодии в песне “Листопад”-Т.Попатенко.
Согласовывать плавность, легкость движений с нежной, лирической музыкой.Поощрять интересные находки в придумывании поз и движений в “Игре с листочками”- на музыку “Рондо-венециано”(аудиокассета), располагаться на расстоянии друг от друга по всей площади зала.
Ход занятия: Ребята! Посмотрите, чей портрет сегодня на экране? (П.И.Чайковского). - Какое произведение П.И.Чайковского мы слушали в прошлый раз? (“Осеннюю песню”) -А Сегодня мы познакомимся с произведением П.И Чайковского, которое называется “Соловушко”, в котором вы услышите грусть прощания с летом, пение улетающих в теплые края птиц.
Дети слушают “Соловушко”-П.Чайковского (в грамзаписи)
Педагог: Расскажите об этой музыке, какая она? (ласковая, грустная мелодия) А вот интонация печали: вздохи, стоны звучит так: (на фортепиано показать нисходящее движение мелодии с преобладанием секундовых интонаций). Какое настроение пьесы? (печаль, грусть). А что звучало вместе с музыкой? (песня). Ее исполнил коллектив исполнителей-певцов, он называется “хор”. /демонстрируется картинка “Хор”/
Повторное слушание пьесы “Соловушко”-П.Чайковский(грамзапись)
Педагог: Осень- пора контрастов: ясная солнечная погода - ненастье, телый день – холодная ночь, радость от красоты осенней природы – грусть перед ожиданием холодов. И музыка, в которой композиторы выразили свои впечатления об осени, тоже такая разная! Я исполню знакомое вам произведение, а вы узнайте его.
Дети слушают пьесу Р.Шумана Веселый крестьянин
Педагог: Чем отличаются два произведения: Соловушко-П.Чайковского и Веселый крестьянин-Р.Шумана? (мелодия Веселого крестьянина- устремлена вверх, бодрая, радостная, ликующая, а в “Соловушке”- мелодия нисходящая, с интонациями вздохов, грустная и печальная)
Пропевание интонационных ходов, отображение их на фланелеграфе в виде символов (длинные звуки – желтого цвета кружочки, короткие звуки – синего)
Педагог: Такая грустная мелодия… как-будто уже слышна в небе перекличка перелетных птиц…А вдруг? Послушаем? (дети подходят к окну) Исполняются жесты: “Тихо!” “Слушаю!” “Нет ничего!”(воспитатель за спиной детей незаметно опускает на пол под раскрытой форточкой лист клена. Если день теплый, то лист может быть приклеен к стеклу за окном, тогда окно открывают и достают лист).
Воспитатель: Ой, ребята! Смотрите, к нам в форточку залетел такой красивый листочек! Почему же он к нам прилетел? ( предположения детей: устал, замерз, захотел послушать песню, потанцевать….и т.д.)
Педагог: Сильно подул ветер, листочек поднимался то вверх, то вниз (упражнение на развитие дыхания “Ветер”, затем распевка “Не летай, соловей”-русск.нар. в обр. В.Кикты “настройка на интонацию песни “Листопад” )
Пение песни “Листопад”-Т.Попатенко
Педагог: Мы порадовали листочек песней, но у нас есть засушенные вами листочки. Потанцуем с нашим гостем? (напомнить: “ Каждый листочек должен быть виден, для этого- соблюдайте итервалы”, затем, по ходу танца-импровизации, поощрять красивые движения. жесты, позы )
- Мы листочек отогрели, а чем бы его еще порадовать? А может, в следующий раз придумаем про наш листочек сказку и подарим ему?
Занятие №7. “Сказка про листочек”
Музыкальный репертуар: “Листопад”-муз.Т.Попатенко, сл.Е.Авдиенко
А.Холминов “Дождь”
“Сарафан надела осень”- муз.Т.Попатенко, сл.И.Черницкой
А.Петров “Дождь”-муз. из к-ф “Берегись автомобиля”
“Чудо-крыша”-Т.Назарова-Меттнер
“Рондо-Венециано”- №1 “__________________”аудиокассета
“Осень спросим”-Т.Ломова “Дождик”
Задачи: Побуждать к самостоятельному поиску подходящих к сюжету сказки знакомых мелодий, песен, танцев.
Поощрять использование красивых слов и словосочетаний.
Выразительно исполнять знакомые песни, танцы.
Ритмично, слаженно исполнять в оркестре пьесу А.Холминова “Дождь”
Ход занятия: Вы помните, что мы с вами хотели подарить листочку, который залетел в наше окно? Сказку, верно. Только наша сказка будет музыкальная. Садитесь поудобнее, начинаем сочинять. Наши сказки начинаются словами(дети напоминают: жили-были…)
Жил-был листочек… (далее примерный путь мыслей):
У него было много братьев и сестер. Семья жила дружно: все вместе росли, зеленели, шелестели от дуновения ветерка.
Но вот наступила осень, погода стала неприветливой, хмурой,часто шел холодный, мелкий, колючий осенний дождь.
Шумовой оркестр исполняет пьесу А.Холминова “Дождик”
Небо было все больше серым, ведь тучи закрывали солнышко. Тоскливая, унылая пора –осень.
Пение песни “Листопад”-Т.Попатенко
Да, пришла пора листопада. Но ведь осень – не всегда дождь и слякоть! В это время природа наряжается в яркие наряды, потому что наступает золотая осень. Каждый солнечный денек приносит радость.
Песня-танец “Сарафан надела осень”-Т.Попатенко
Почти все листочки с дерева облетели, но наш листик сидел высоко, держался за веточку крепко. Ему было хорошо там, наверху. Он видел как ребятишки прячутся от дождя, закрываясь чем-то ярким, пестрым, круглым.
Танцевальная картинка “Дождь”- муз.А.Петрова
Листик спрашивал: -Что это у вас такое красивое?- но его никто не слышал.
Вдруг в детсом саду дети запели песенку.
Пение песни “Чудо – крыша”- Т.Назаровой –Меттнер
-Так вот как это называется, “ зонтик”- догадался листочек. И вдруг порыв ветра подхватил его и листочек полетел.
Этюд “Листопад”- “Рондо-венециано”-(аудиокассета)
Листочек так хотел снова услышать песню, которую пели ребятишки, что попросил ветер подуть посильнее и занести его прямо в открытое окно.
Вот так листочек оказался у нас в зале. А где же он теперь? Да вот же он, в короне Осени! Он теперь будет веселиться с нами! Поиграем?
Дети считалкой выбирают девочку –Осень, она надевает корону.
Игра “Осень спросим”- Т.Ломова, “Дождик”
Вот и сказка вся. А хотите нарисовать приключения листочка? Получится настоящая книжка с картинками!( дети рисуют сказку, рассматривают работы, выкладывают рисунки на столах в последовательности сказки, затем по желанию – либо вывешивают их в зале для украшения осеннего праздника, либо оформляют собственную “книжку-картинку”)