Публикации Творческая деятельность учащихся и её развитие на уроках литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческая деятельность учащихся и её развитие на уроках литературы
Автор: Сидак Ирина Владимировна


Анализ и моделирование учебного занятия
Тема: Ролевые игры на уроках литературы и во внеурочное время
(доклад)
Выполнила:
Сидак Ирина Владимировна,
преподаватель русского языка
и литературы ОГАПОУ
Старооскольский
агротехнологический техникум
Старый Оскол
2017
1.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни.
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного. Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Любому возрасту соответствует определённый тип деятельности. Выделяется несколько видов деятельности:
- непосредственно-эмоциональное общение
- предметно-манипуляторная
- игровая
- учебная
- общественно-полезная
- учебно-профессиональная
Сам термин игра на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что сценарий её готовится совместно учителем с учениками. В поисковой деятельности её участников заложен значительный педагогический смысл. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть различны: урок-суд, урок-
2.
семинар, урок-конференция, урок-юбилей, урок-дуэль, урок-путешествие, урок-диспут.
Остановимся на проведении нескольких таких уроков.
Наиболее удачной формой проведения уроков нравственного воспитания считаю урок-суд. Форма проведения урока обусловлена темой. Разработав урок на тему: Кто виноват в гибели Катерины Кабановой? (по пьесе А.Н.Островского Гроза) и проведя его в нескольких группах, я увидела, что ребята могут оценивать поступки героев с современной точки зрения и адекватно делать выводы. Безусловно, выявление причин гибели главной героини должно состояться именно в процессе деловой игры, в данном
случае импровизированного расследования, предполагающего создание семи малых групп, каждая из которых имеет свои конкретные задачи.
Роли распределены, учитывая желание учащихся: судья, секретарь суда, следственная группа, подозреваемые, свидетели, жители города и представитель современной молодёжи. Всё как в современном зале суда. Учащихся отделяет от событий Грозы лишь длительное время. Бесспорно, подобные нетрадиционные уроки в форме деловых игр повышают интерес к произведению, обеспечивают знание текста не только в общем, но и в деталях, а главное – позволяют развить творческие способности, литературное воображение, а при использовании роли – реализовать себя, свои возможности.
Для духовно-нравственного воспитания выбираю форму урока-экскурсии. Разработка урока Под венком лесной ромашки, на котором ребята увидели связь литературы с живописью, музыкой, архитектурой, историей, краеведением, позволила более масштабно рассмотреть творческую деятельность русского писателя-классика 20 века С.А.Есенина. Учащимися были собраны видеоматериалы, аудиозаписи с романсами на стихи Есенина, предметы старины и домашнего обихода, чтобы воссоздать
3.
атмосферу деревни начала 20 века. Всё это также способствует духовному развитию моих воспитанников.
Урок-дуэль позволил учащимся переместиться в 19 век и стать свидетелем дуэли между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Розданы роли, отрепетирован текст, подобраны костюмы… И только волнение детских сердец слышится в маленьком классе. Всё как в театре!
На мой взгляд, всё зависит от личности учителя, от его творческих поисков, пытающегося изменить избитую структуру урока.
Проект Поэзия и живопись создан совместно с преподавателем спецпредметов по профессии Исполнитель художественно-оформительских работ. Форма - урока определена - урок-путешествие, отправляющий учащихся в мир поэзии и живописи. Лирический герой может испытывать различные состояния души. Любовь и радость могут смениться драматизмом. Образы весеннего леса, пушистой вербы, свежего венка сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Но зачастую лирический герой испытывает наслаждение и восхищение от окружающего мира. Учащихся посетили 3 музы: зима, море и любовь. Ребята наизусть читали стихи известных русских поэтов, восхваляя присутствующих муз. Затем подарили им рисунки, созданные на уроке. Звучала музыка, присутствовало романтическое настроение.
В учебном заведении начального профессионального образования тесно сотрудничают преподаватели и мастера производственного обучения. Эта связь осуществляется через интегрированные уроки, где теория соприкасается с практикой. Мне нравится проводить такие уроки, на них молодёжь учится не только мыслить, но и практикует свои знания в профессиональной деятельности. Это группы, где обучают студентов профессии Повар-кондитер. Расскажу о таких мероприятиях подробнее.
Недавно был проведён интегрированный урок, тема которого Рождественские святки в доме Толстых. Это обычная ролевая игра, где
4.
учитываются и индивидуальные способности учащихся. Роли разобраны. Лев Николаевич Толстой, его жена и дети. Был приглашён священник, так как тематика урока затрагивает и духовное воспитание. Костюмы и интерьер дома Толстых соответствуют духу того времени. За большим столом собрались герои, а за их игрой наблюдают гости (педагоги, учащиеся). Ведётся диалог между Львом Николаевичем и священнослужителем, где поднимаются проблемы 19 века в России. Это образование и медицина, церковь и политика. Решаются важные вопросы, находятся ответы. Приглашённые зрители с интересом наблюдают за развитием событий в атмосфере царского периода времени. Ну а где же поварское искусство? В чём оно проявляется? Позднее семейный повар приглашает героев отужинать, предложив блюда русской обрядовой кухни: медовая кутья, заяц, запечённый в сметанном соусе, солёный свиной окорок, мочёные яблоки и клюквенный морс, а также вкусная выпечка). Повар и его помощники рассказывают технологию приготовления блюд, подаваемых к столу во время святок. Отведать и оценить ужин графа Толстого предлагается всем желающим. Следуют обсуждения, комментарии. Цели урока достигнуты.
Тема следующего урока Графская кухня - изучение социально - психологического романа английской писательницы Шарлотты Бронте Джен Эйр. Мы находимся в гостиной мистера Рочистера, главного героя произведения. Костюмы и интерьер подобраны и оформлены в старинном английском стиле. Перед нами высшее сословие – знатные леди и их джентльмены, которым присущи определённые манеры и своеобразное поведение в обществе. Графские повара выносят и расставляют на столе блюда английской кухни, последовательно раскрывая гостям секреты её приготовления. Приглашённые внимательно следят за происходящей ролевой игрой, впоследствии пробуют блюда и дают оценки. Цели урока достигнуты.
5.
Открытое мероприятие Романтический ужин в Париже запомнился гостям, учащимся и участникам проекта. Гид по Парижу познакомил нас с экономикой Франции, провёл экскурсию по Парижу, познакомив с достопримечательностями центра мировой моды и искусств.
Лучшие повара Франции рассказали об особенностях французской кухни, о тонкостях ресторанного искусства и посоветовали отобедать в ресторане Амур. Декорацию Парижа составила нарисованная Эйфелева башня.
Посетителями ресторана стали: романтическая пара, бизнесмены и лучшие подруги. Романтическая пара отмечала годовщину знакомства, бизнесмены обсуждали условия поставки автомобилей французских марок Пежо и Рено на российский рынок, лучшие подруги обменивались впечатлениями и делились успехами. Шеф-повар ресторана предложил гостям фирменные блюда данного заведения. Официантка встречала посетителей французским приветствием. Звучали песни французских исполнителей, чувствовалась тёплая романтическая атмосфера. Был снят видеофильм.
Уроки в форме ролевой игры интересны не только студентам, но и взрослым. Игра помогает каждому учащемуся раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны. Учащиеся и педагоги сотрудничают в создании старинной обстановки, подборе информации о кухне данного времени. Воспитание духовно - нравственных, эстетических и патриотических качеств – вот основные цели, которые я ставлю перед собой. Так через творческий подход и накопленный передовой опыт педагога решаются проблемы современного профессионального образования, тем самым повышая читательский интерес и мастерскую подготовку в освоении избранной профессии.
Таким образом, выстраивая образовательный процесс творческой деятельности студентов, следует уделять ей значительное внимание , так как она направлена на формирование необходимых профессиональных и
6.
личностных качеств, а именно: самостоятельность, способность к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации, способность принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических и профессиональных реалиях. В заключении хочу сказать, что творческая деятельность педагога и студента создаёт условия для успешного профессионального становления конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
Панкратова Е.Н. Активизация методов обучения как средство повышения социальной активности//Среднее профессиональное образование. - 2008.-№3.-С.93-94
Лакоценина Т.П. Современный урок. Интегрированные уроки.- Ростов-н/Д.:Учитель, 2008.-256 с.