Публикации
Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Автор: Домнина Мария Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Автор: Домнина Мария Сергеевна
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с русскими народными игрушками.Готовясь к описанию своего опыта, я невольно вспомнила день, когда впервые увидела русских народных обрядово-обереговых кукол – на ярмарке народного творчества. Они меня заворожили. И я решила продолжить свое знакомство с ними. Первую свою куклу, Желанницу, я сделала на курсах при педагогическом университете - «Этнокультура семьи». Потом еще и еще. Однажды я принесла несколько кукол в детский сад показать своим подопечным. Я не ожидала от них такого ярого интереса к народным куклам. Дети рассматривали кукол, задавали вопросы и играли с ними. Вот после этого я решила приобщать детей к русской народной культуре не только через народные промыслы и устное народное творчество, но и через изучение, и делание обрядово - обреговых кукол.Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени.Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Русская народная игрушка яркая и самобытная, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении, русская игрушка бодрая и жизнерадостная вызывает у ребенка восторг. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка, многие игрушки – это подлинная сказка. Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.В чем же эта особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?В настоящее время растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие места на полках в магазинах. Игрушки-монстры (Человек-паук, черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы) – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. А какие навыки и какую установку сформируют преуспевающие красавицы Мокси, Винкс, Барби, куклы, игры с которыми запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безудержное потребление. Все эти игрушки вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» детскую душу на свой лад.Получит ли ребенок столь необходимую информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и уродцев. Не придётся ли нам за такие игрушки расплачиваться психическим и нравственным здоровьем наших детей.А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хотя еще не так давно народной игрушкой в России играли и наследники престола, и крестьянские дети.Но я наблюдаю за детьми и вижу, что если в их поле зрения попадает народная игрушка, деревянная, тряпичная или соломенная, то ручки сами невольно тянутся к ней. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней?Прежде всего, важно отметить, что народная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала природа (дерево, глину, лен, шерсть). Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувства, все они обладают особой природной теплотой.Также в игрушке выражалась потребность в общении. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.Сегодня традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Но почему народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Ведь в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.Чем же еще привлекает к себе народная игрушка современных детей?Вы, возможно, замечали, что большие игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению.Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы детьми, порою игрушки были невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.Думаю, что есть в любой народной игрушке нечто мистическое, то, что видимо, и вызывает в душе современного человека теплый эмоциональный отклик. Многие знают, что у кукол никогда не вырисовывали лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать, чем может нарушить зыбкое мировое равновесие.Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в моих руках оказывается народная игрушка, у меня возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.А как эту красоту донести нашим детям?В настоящее время ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для целостного всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на этнокультурных ценностях родного народа.Анализ анкетирования родителей в нашей группе показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной игрушке. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Поэтому одной из главных задач воспитания мы поставили – воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников с образом народной игрушки. В своей работе мы расширяем знания дошкольников об истории возникновения народных игрушек, их разнообразии и назначении, учим детей изготавливать игрушки своими руками, воспитываем интерес к народной игрушке и бережное отношение к культуре своего народа.Изначально у меня встал вопрос как же организовать специальную среду в группе, попадая в которую, ребенок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребенка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие?Поэтому я решила, что начиная работу с детьми по выбранному направлению, необходимо:Создать в группе «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитывать любознательность ребенка; эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять, пополнять. Предлагать детям использовать предметы быта в самостоятельных видах детской деятельности. Научить детей лепить из глины, расписывать изделия, изготавливать народных кукол из разных материалов. Первая ступень знакомства детей началась с бесед по пониманию и осмыслению культуры своего народа. Дети узнали об одежде, жилище, народных игрушках.Для создания атмосферы заинтересованности и включенности детей был создан центр в группе в виде «избы», где мы поместили предметы, наиболее часто упоминающихся в русских народных сказках: кувшины, самовар, самотканые половики, лавки, чугунки, деревянная и берестяная посуда. Здесь нам помогли родители. Они подарили вещи русского быта, которые хранили у себя дома. На полки, украшенные кружевными салфетками, выставили образцы хохломской росписи, вышивки. Поистине, с миру по нитке, а детям доставили радость увидеть русскую избу не на картине, а в действительности. Все предметы доступны для активного взаимодействия. Вы не представляете, какую радость вызывает у детей игра с предметами в избе. Дети забывают про все современные игрушки.Очень интересным стал итог проектной работы с детьми при знакомстве с народной игрушкой «колокольчик». Совместно со взрослыми дети узнавали о роли колокольчика в жизни предков: извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Проводились беседы: «Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Какие бывают колокольчики?». И в результате совместной работы в группе появился мини-музей «Наш веселый колокольчик». Поистине настоящие шедевры здесь представлены.Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.Мы вместе с детьми изготавливаем различные народные куклы: кувадка, крупеничка, мартинчики, кукла-колокол, птица счастья, соломенный конь и др. В эти куклы играют девочки и мальчики в «дочки-матери», «хозяюшку». Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывать о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, развивается моторика рук.Изготавливая куклы, дети не только осваивают приемы их изготовления, но и знакомятся с историей их возникновения, символами какого обряда является кукла и почему так называется. В уголке самостоятельной деятельности дети могут сами создавать кукол и играть с ними. В уголке представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, разноцветные лоскутки и нитки. Знакомство дошкольников с историей куклы мы воплотили в проекте «Куклы из бабушкиного сундучка». Мы собрали замечательный мини-музей народной куклы «Куклы моих бабушек».В группе выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции игрушек: матрешки, свистульки, деревянные и глиняные игрушки. Композиции меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народно-прикладным искусством.В центре творчества мы устраиваем выставки детских работ по народно-прикладному искусству. Здесь ребята демонстрируют свое мастерство в расписывание народных игрушек.Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями. Поэтому нами разработана серия совместных занятий родителей вместе с детьми по изготовлению народных кукол.Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.Список литературыАбраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981 Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – юб 1999. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.