Публикации «Творческие работы и учебно-методические разработки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Голеншина Нина Олеговна

РЕФЕРАТ Тема: «Воспитание творческого потенциала учащегося, как основное направление в работе школы искусств» Введение Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества. Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности, связанные с достижением цели воспитания творчества в учебном процессе, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности. Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные 2 характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если человек будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на доказательной реальной взаимосвязи вещей и отношений. Основная часть 1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Проявлением творческого потенциала личности являются способности: слабые, средние, высокие, талант, гениальность. 1.1. Способности. Под способностями понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду деятельности. Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны способности зависят от знаний, умений, навыков - в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей - чем выше способности учащегося, тем выше качество обучения. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Различают также общие умственные способности и специальные.Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-4 то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям обносят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, сосредоточенное внимание, Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности: художественной, музыкальной, литературной и т.д. Способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересам к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности. 1.2. Задатки - некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на развитие и формирование способностей. Следует помнить, что задатки способностей, не гарантируют их развития. Задатки - это только одно из условий формирования способностей. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многочисленны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут вырабатываться разные способности. Различают способности разного уровня - учебные и творческие. 1.3. Склонность - стремление выполнять соответствующую деятельность, Интересы и склонности личности, не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней. Высокий уровень развития способностей называют талантом. Высокий уровень развития способностей называется талантом. 1.4.Талант - это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны - склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней - с другой, большого" трудолюбия и настойчивости - с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки и искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и квалифицированный рабочий. 1.5. Гениальность. Высшим проявлением способностей, выражением является талант. Гениальные люди, деятельность которых оставила определенную эпоху в жизни науки, искусства, общества. Это люди, которые видят на столетия вперед. Иногда гениальность проявляется в отдельных видах деятельности: в музыке, литературе. Высокого уровня способности достигают лишь при соответствующей упорной тренировке на основе необходимой мотивации и очень высокого трудолюбия с определенной социальной окраской, усиливающей положительные эмоции. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированным нормам, что часто приводит к протесту против требований общества. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках ... через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности - это наиболее характерные особенности для каждого возрастного периода учащихся их физического, психического и социального развития. 'В том случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, 6 возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю необходимо не только заметить увлеченность детей, но, главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью. 2. Непрерывность творческого процесса. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала. В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, навыков, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит деятельность творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности. 2.1. Условия создания творческой деятельности. Для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. 1. Раннее начало. 2. Умная, доброжелательная помощь взрослого. 3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества. 4. Мотивация задания. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности. При организации деятельности на уроках необходимо учитывать следующие условия: -учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время; - содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню 8 знаний, умений и навыков учащихся для определенного возраста; для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально - техническая база и подобраны нужные кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися. Данные условия требуются для того, чтобы создать для учащихся тот микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними задачу. Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность. Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты:  независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;  беспристрастность оценок и суждений;  открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям;  восприимчивость к новому и необычному;  высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;  конструктивная активность в этих ситуациях;  развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которая дает и ученику, и учителю новые нестандартные решения творческих задач. Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов подрастающего поколения. Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога - научить ребенка творческому видению. Ведь, именно это умение отличает человека-творца, человека-созидателя . Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: - формирующей, - диагностической, - прогностической, -конструктивной, - организаторской, - коммуникативной, -исследовательской, -общественно-политической, - аналитической. Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ученик субъект творчества. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно творческую задачу. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход. Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «творческий 10 потенциал» можно рассматривать, как совокупность знаний, умений, способностей и стремлений человека преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Именно цели воспитания творческой личности умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно и подчиняются основные задачи педагогической деятельности. Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности. 3.Методы обучения и воспитания Методы обучения и воспитания являются следующим компонентом системы развития творческого потенциала школьников. Опираясь на классификацию методов обучения, описанных в следующем параграфе работы, мы считаем, что их комплексное применение позволяет наиболее полно реализовать процесс развития творческого потенциала у школьников. Успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степени самостоятельности, поэтому в каждом последующем методе обучения степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. -Словесные, наглядные, практические, а так же объяснительно-иллюстрационный метод необходимы для передачи большого количества информации. Эти методы соответствуют воспроизводящему (репродуктивному) мышлению, который основан на применении изученного по известному образцу. -Игровой метод направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления, активизации творческой деятельности. -Частично-поисковый метод организует активное решение обозначенных педагогом или самостоятельно сформулированных познавательных и творческих задач, как под руководством педагога, так и на основе программ и указаний. Данный метод значительно активизирует творческую самостоятельность и познавательную активность школьников. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в искусстве позволяет пробуждать интерес к творческой деятельности, развивать творческие способности учащихся; выполняет функцию углубления знаний, умений; способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности. -Метод моделирования художественно-творческого процесса (J1. В. Школяр) направлен на повышение активного, деятельного освоения произведений искусства, ставит школьника в позицию творца-композитора, как бы заново создающего произведения искусства для себя и других людей, обеспечивает ребенку проживание знания и понимание смысла своей деятельности; направлен на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни; на появление и развития собственного творческого потенциала к созданию музыкальных образов; способствует развитию у учащихся мотивационной сферы к созданию собственных музыкальных композиций, информационной, духовно-нравственной, оценочной составляющих творческого потенциала. -Метод создания художественно-исторического контекста (JI. В. Горюнова) направлен на освоение музыкальной культуры школьниками через «выходы» за ее пределы в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы, городскую среду, исторические и культурные памятники и т. п.. Дает возможность представить искусство в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания. Он позволяет рассматривать музыкальный материал сквозь призму исторических событий, обнаруживать глубокую связь музыки и жизни. Способствует появлению и развитию мотивации к собственной творческой деятельности, способной отразить в музыкальных образах личные представления учащихся. -Метод нравственно-эстетического познания музыки (Д. Б. 12 Кабалевский, JL В. Школяр) направлен на глубокое проникновение в нравственно-эстетическую сущность музыкального искусства, помогает осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: «Что есть истина, добро, красота в окружающем мире?» -Метод сходства и различия (Д. Б. Кабалевский), (по Б. В. Асафьеву - «тождества и контраста») позволяет детям лучше услышать и понять музыкальные особенности, что чрезвычайно важно для более глубокого его восприятия, а в дальнейшем позволяет избежать шаблонности в собственной творческой деятельности. -Методы самостоятельной работы в организации творческой деятельности осуществляется путем использования разнообразных видов самостоятельной творческой работы у учеников, необходимым условием которых выступает выработка приемов ее рациональной организации. 4. методы воспитания. В рамках нашего исследования за основу была принята классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, сочетающей единство целей, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются следующие группы методов воспитания: -методы формирования сознания - убеждение, внушение, коррекции; -методы организации деятельности - упражнение, создание воспитывающих ситуаций; -методы стимулирования и мотивации - соревнование, поощрение, наказание. Вместе с тем в контексте индивидуального и личностно-ориентированного подхода весьма эффективны показ, благопожелание, просьба, одобрение и другие методы «педагогики любви» (Г. Н. Волков). Необходимо отметить, что многие методы требуют от педагога высочайшего мастерства, неординарных личностных качеств, умения создать атмосферу доброжелательности и взаимоуважения в процессе общения с учащимися. 5.Средства обучения Следующий компонент данной модели - средства обучения. Общепедагогическими средствами обучения учащихся учреждений дополнительного образования являются Государственные образовательные стандарты, учебный план, учебные программы, учебные пособия, учебники и др. Специфическими средствами служат учебно-методические пособия по развитию творческого потенциала и творческих способностей учащихся. При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. 6. Нестандартные занятия это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки творческие отчеты уроки-конкурсы уроки-фантазии 14 уроки-игры интегральные уроки Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока. Особенностью обучения является то, что существуют два основных подхода: академический и свободный (творческий). В первом случае детей учат создавать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения творческих задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Но это обучение без творчества. Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образцы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно. Для того чтобы ученик «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение, мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках. В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках. Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию и форме. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал. Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает искусство не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка. Для проявления интереса к творчеству на практике использовались следующие принципы: 7. Принципы воспитания -Принцип гуманизации . Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным было то, чтобы на уроках звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя. -Принцип толерантности. Сюжет работы учащихся никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось создать, то, что было ему посильно. -Принцип осознанности. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий. 16 -Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть. -Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности. Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Заключение Если через уроки добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. В процессе занятий дети учатся фантазировать и создавать интересные образы. Занятия этих видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать. Список используемой литературы 1. В.С. Кукушин «Введение в педагогическую деятельность». Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». – Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 224с. 2. А.А. Лобанов «Основы профессионально-педагогического общения». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192с. 3. А.В. Мудрик «Общение в процессе воспитания». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России., 2001. – 320с. 4. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова, М.А. Верб, О.А. Белянова, И.А. Хоменко «Введение в педагогическую деятельность». Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 208с. 5. И.И. Рыданова «Основы педагогики общения». – Мн. : Беларуская навука, 1998. – 319с. 6. В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания». 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 336с. 7. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов «Педагогика». Учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М. : Школа – Пресс, 1998. – 512с. 8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. - М., 2002. 9.Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981 10. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с. 11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27. 18