Публикации
Профессиональные конкурсы для учителей физической культуры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные конкурсы для учителей физической культуры
Автор: Русаков Виталий Викторович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные конкурсы для учителей физической культуры
Автор: Русаков Виталий Викторович
Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения - Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
сохранение и укрепление здоровья;
формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
внедрение инновационных технологий в работе с детьми.
Задачи:
создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – творению собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
формирование культуры правильного питания;
План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.
Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
Физическое развитие и оздоровление детей:
Закаливание;
Массаж;
Игры, которые лечат;
Дыхательная гимнастика;
Здоровый сон;
Сбалансированное питание;
Организация двигательного режима.
Лечебно-профилактическая работа:
лечебная физкультура;
лечебный и общеукрепляющий массаж;
кислородные коктейли;
фитотерапия;
самомассаж;
Точечный массаж;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Электронные физкультминутки;
Динамические паузы;
Ортопедическая гимнастика;
физиотерапия.
Обеспечение психологического и эмоционального благополучия:
Музыкотерапия;
Арттерапия;
Сказкотерапия;
Логоритмика;
Коррекционно-развивающая работа.
Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:
1.Приобщение детей к физической культуре
2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Основные формы организации здоровьеформирующих работ: *физкультурные занятия *самостоятельная деятельность детей *подвижные игры *утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая) *двигательно-оздоровительные физминутки *гимнастика пробуждения *физкультурные досуги, дни здоровья *спортивные праздники *оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы: 1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления; 2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; 3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.
Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем через 4-7 минут образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой, логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.
Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.
Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.
В нашем детском саду широко применяется дыхательная гимнастика, которая на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как физическая культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний лес и обязательно используем возможность подышать свежим воздухом. Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду Ладушки пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.
Проводится гимнастика пробуждения в течении пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками. Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.
По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения - Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
сохранение и укрепление здоровья;
формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
внедрение инновационных технологий в работе с детьми.
Задачи:
создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – творению собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
формирование культуры правильного питания;
План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.
Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
Физическое развитие и оздоровление детей:
Закаливание;
Массаж;
Игры, которые лечат;
Дыхательная гимнастика;
Здоровый сон;
Сбалансированное питание;
Организация двигательного режима.
Лечебно-профилактическая работа:
лечебная физкультура;
лечебный и общеукрепляющий массаж;
кислородные коктейли;
фитотерапия;
самомассаж;
Точечный массаж;
Дыхательная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Электронные физкультминутки;
Динамические паузы;
Ортопедическая гимнастика;
физиотерапия.
Обеспечение психологического и эмоционального благополучия:
Музыкотерапия;
Арттерапия;
Сказкотерапия;
Логоритмика;
Коррекционно-развивающая работа.
Современные здоровьеформирующие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно - развивающей работы:
1.Приобщение детей к физической культуре
2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Основные формы организации здоровьеформирующих работ: *физкультурные занятия *самостоятельная деятельность детей *подвижные игры *утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая) *двигательно-оздоровительные физминутки *гимнастика пробуждения *физкультурные досуги, дни здоровья *спортивные праздники *оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровьеформирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы: 1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно - образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления; 2.Психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; 3.Учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.
В нашем детском саду широко используются многие здоровьеформирующие технологии. Одной из самых известных и чаще других используемых здоровьеформирующих технологий во время организационной образовательной деятельности является физминутка. Проводится она с детьми всех возрастных групп в качестве профилактики переутомления.
Длительность физкультминутки составляет от 2 до 5 минут в зависимости от функциональных возможностей воспитанников, но не реже, чем через 4-7 минут образовательной деятельности.
Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповых комнатах. Они бывают малой, средней и высокой степени подвижности ( ежедневно во всех возрастных группах). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация проводится в любом подходящем помещении детского сада. В зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность этой технологии. Ею завершаются занятия, связанные с интенсивной физической нагрузкой, логоритмика, иногда музыкальные занятия. Для релаксации используется спокойная классическая музыка( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Пальчиковая гимнастика проводится детьми, начиная с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Планируется пальчиковая гимнастика обычно в утренние и вечерние часы индивидуально, а также она включена в организованную образовательную деятельность по развитию речи.
Гимнастику для глаз чаще всего используется во время организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Проводится она с младшего возраста.
Длительность её проведения от трёх до пяти минут. Для проведения гимнастики для глаз необходимо использовать наглядный материал, мультимедийную технику и личный показ.
В нашем детском саду широко применяется дыхательная гимнастика, которая на ряду с другими здоровьеформирующими технологиями, в основном включена в организованную образовательную деятельность, связанную с такими образовательными областями, как физическая культура, здоровье и, а также на других занятиях. Например, во время организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, педагог с детьми отправляется в лес в весенний или зимний лес и обязательно используем возможность подышать свежим воздухом. Важно помнить, что перед началом занятия педагог даёт детям инструкцию о гигиене полости носа, а также необходимо обеспечить ряд санитарно – гигиенических требований. В частности, влажная уборка помещения, тщательное проветривание перед её проведением. Для усиления профилактического эффекта используются аромалампы. В детском саду Ладушки пять лет назад была введена гимнастика пробуждения во всех возрастных группах. Она очень нравится детям и педагогам. На первом этапе её проводили медицинские работники детского сада, а затем и воспитатели.
Проводится гимнастика пробуждения в течении пяти – десяти минут в зависимости от возраста детей. Гимнастика пробуждения завершается оздоровительным бегом из тёплого в более прохладное помещение. Одеваются дети в тёплом помещении. Также в гимнастику пробуждения включается элементы самомассажа стоп. Здоровьеформирующие задачи также решаются в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, на спортивных и оздоровительных досугах. В нашем детском саду это ложится на плечи инструктора по физической культуре, но в тесной связи взаимосвязи с воспитателями и медицинскими работниками. Все выше заявленные здоровьеформирующие технологии в детском саду связаны с календарно – тематическим планированием: в каждой теме подобраны физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и другие технологии.
По возможности занятия по физической культуре связаны с общим тематическим планированием детского сада. Все здоровьеформирующие технологии отражаются в плане работы воспитателя, что является очень удобным для аттестации педагогов. В конце выступления хочется сказать, что все наши усилия должны быть направлены не только на овладение данных технологий и заполнение соответствующей документации, но главное на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.