Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческая деятельность учащихся и её развитие на уроках литературы
Автор: Смирнова Наталья Павловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Череповца Вологодской области Методическая тема «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения» Автор: Смирнова Наталья Павловна, Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» г.Череповец 2016-2017 Оглавление. Пояснительная записка с.4-10 Введение. с.11-12 Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников. с.13-20 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий «творческие способности» «творческая деятельность» младших школьников. с.13-17 1.2. Развитие творческих способностей младших школьников. с.18-20 Глава 2. Условия развития творческих способностей младших школьников. 2.1. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. с.21-24 2.2. Основные этапы работы по созданию нового текста младшими школьниками. с.25-32 Заключение. с.33-34 Список литературы. с.35-36 Приложения. с.37 3 Пояснительная записка. Проблему развития творческих способностей младших школьников рассматривали многие отечественные педагоги – практики: Л.П. Белоглазова, А.С.Федурина, Е.В. Никонович, Н.И.Рябова и другие. Но до настоящего времени ещё нет целостной системы работы с детьми по данному вопросу, а все исследования носят лишь фрагментарный, отрывочный характер. Таким образом, передо мной встал следующий вопрос: как, используя уроки по литературному чтению (образовательная система «Школа 2100»), развивать творческие способности младших школьников. Это и определило проблему: как создать систему работы по формированию творческих способностей, исходя из психологических особенностей младших школьников; как организовать эту работу. Тему данных методических рекомендаций можно сформулировать следующим образом: развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Цель работы: обобщить педагогический опыт по созданию системы работы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Задачи: 1. Проанализировать методическую литературу на предмет выявления современного состояния данного вопроса. 2. Систематизировать и описать методику работы по развитию творческих способностей младших школьников в начальных классах. 3. Провести анализ результативности обучения учащихся на основе данной системы. Актуальность педагогического опыта состоит в том, что сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. В соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года “школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, рассмотрение предметных знаний и умений, как средства их достижений и развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности”. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость перехода на решение стратегических задач современного образования, которое заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализовать личные планы. В связи с этим встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л.Кэррола, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей. Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу. Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей. Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. К сожалению, работа по развитию творческих способностей младших школьников имеет ряд трудностей: 1) в программе содержатся рекомендации по развитию творческих способностей, но нигде нет описания методики работы по данному вопросу; 2) у значительной части детей снижен или качественно неполноценен лексический запас, недостаточно сформированы фонематические процессы или грамматический строй речи. Однако, учить писать собственные тексты необходимо каждого ребёнка, так как поэтическая речь развивает творческое воображение, ассоциативное мышление, языковое чутьё, интуицию и интеллектуально – эмоциональную активность. В организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа: первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности школьников мы формируем на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на праздниках, концертах и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта. Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач. Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда просим детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события,- это самовыражение. Цель составления данных методических рекомендаций – оказание методической помощи учителям начальных классов при организации творческой работы обучающихся на уроках литературного чтения. В результате применения творческих заданий у многих детей появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно проявляют более высокую степень самостоятельности; научаются задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. У детей изменяется отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они воспринимаются ими более спокойно; возрастает умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко проявляется способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей. Введение Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки русского языка и литературного чтения в начальных классах. Актуальность работы определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы методических рекомендаций: «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения». Реализация системы работы по развитию творческих способностей призвана способствовать: - расширению возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов; - лучшему усвоению учащимися программного материала общеобразовательной школы по русскому языку и литературному чтению; - обогащению словаря и развитию речи учащихся; - воспитанию нравственных ценностей младших школьников через любовь к литературе. Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников. 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятий "творческие способности", "творческая деятельность младших школьников В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы. «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций. Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач. И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности: способность видеть проблему там, где её не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; способность легко ассоциировать отдалённые понятия; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; творческое воображение; способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов: 1) принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой); 2) поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше); 3) требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим; 4) признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: 1) отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; 2) наличие позитивного образца творческого поведения; 3) гибкость в мышлении и действиях, создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения 4) социальное подкрепление творческого поведения. Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) исследовательский метод; 4) творческие работы учащихся; 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке. Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам: 1) по результату (продукту) деятельности; 2) по способу ее протекания (процессу). Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации. Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня. Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. 1.2. Развитие творческих способностей младших школьников. Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер. Творческие способности характеризуются изменчивостью, индивидуальной степенью выраженности, высокой степенью овладения человеком знаниями, умениями и навыками. Условиями успешного развития; творческих способностей младших школьников является открытость их всему новому, любознательность, положительное отношение к учителю и стремление ему подражать, эмоциональная окрашенность творческой деятельности. Развитие творческих способностей младших школьников возможно на уроках литературного чтения с включением методов активного обучения, актуализирующих действие психологических механизмов подражания творческому взрослому, принятия и освоения ролей и самооценки, способствующей реализации младшими школьниками своих потенциальных творческих способностей в различных видах деятельности, носящих творческий характер. Развитие творческих способностей младших школьников происходит под влиянием совокупности психологических механизмов подражания творческому взрослому, принятия и освоения ролей, самооценки. Базовым среди них является механизм подражания творческому взрослому. Влияние психологических механизмов на развитие творческих способностей возрастает, когда они выступают в тесной взаимосвязи. Показателями развития творческих способностей младших школьников являются: оригинальность (способность младшего школьника давать неординарные ответы, требующие проявления творчества), абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную), беглость (способность ребёнка продуцировать большое количество осмысленных идей) творческого мышления; невербальное воображение (создание учащимся новых образов объектов окружающей действительности); наглядно-образное мышление (оперирование младшим школьником различными образами и наглядными представлениями при решении задач); позитивное эмоциональное отношение к творческому учителю; эмоциональные переживания ребёнка, возникающие в процессе творческой деятельности; творческая мотивация (внутренние побудители к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности ребёнка в творчестве). Характеристика уровней развития творческих способностей младших школьников 1.Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности. 2.Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. 3.Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. Глава 2. Условия развития творческих способностей младших школьников. 2.1. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям: познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей; творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы. Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры. Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале. Для того чтобы действительно достичь желаемого результата, деятельность учителя должна отвечать определенной системе требований: творческое развитие доступно каждому ребенку; создание атмосферы общей культуры в школе; доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая; высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем; внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям. Н.Н. Светловская - автор многих книг, касающихся обучения чтению, говорит о том, что процесс обучения чтению должен базироваться на трёх законах: "К настоящему времени в методике обучения чтению открыты и сформулированы три первых и основных закона: закон знания книг, закон деятельностного формирования читательской культуры и закон провоцирования обучением нежелания читать. Закон знания книг. Это базовый закон формирования квалифицированного читателя в любом возрасте. Формулируется он так: "Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности". Формулировка этого закона отражает устойчивые существенные связи двух явлений из области формирования читателя (знания книг и читательской самостоятельности) и указывает, что связь эта проявляется без всяких ограничений (везде и всегда!). Другими словами, Закон знания книг утверждает, что, если читатель знает книги, то у него обязательно обнаруживается читательская самостоятельность. И наоборот, если читатель обнаруживает читательскую самостоятельность, то он непременно знает книги из доступного круга чтения" . "Второй закон — закон деятельностного формирования читательской культуры. Он отражает существенные устойчивые связи, определяющие уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в нее вербальных и деятельностных средств. Формулируется он так: "Гарантированно основы читательской культуры формируются только путем непосредственной целенаправленной деятельности с книгой и среди книг". Третий закон — закон провоцирования обучением нежелания читать. Это закон, предупреждающий тех, кто формирует ребенка-читателя, о том, как страшно в процессе учебно-воспитательной работы забыть о действительной цели всей работы с обучаемым и вольно или невольно подменить цель средствами, без которых, конечно же, цели обучения достичь нельзя, но освоение которых приобретает для обучаемого личностный смысл только тогда, когда у ребенка сформирован мотив — обязательно достичь цели. Формулируется этот закон так: "Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной установки на пробуждение и формирование у них читательской самостоятельности" ."Эти законы нужны для того, чтобы уберечь детей от стрессов при обучении их чтению". Наш опыт работы по образовательной системе «Школа 2100» показывает, что при правильной организации и соблюдении основных методических принципов работы с литературным произведением, лежащих в основе системы, учитель может достичь поставленной цели по развитию творческих способностей обучающихся начальной школы. Для этого мы предлагаем воспользоваться нашими методическими рекомендациями по выстраиванию работы на уроках литературного чтения. 2.2. Основные этапы работы по созданию нового текста младшими школьниками. Опыт работы показал, что существует три этапа: подготовительный, основной и заключительный или результативный. В зависимости от возраста детей и их уровня подготовки эти этапы могут быть более или менее развёрнутыми. Подготовительный этап предполагает знакомство с авторским текстом. Чтобы ребенок мог создать свой оригинальный текст по образцу, необходимо, чтобы он сумел прочитать этот образец, определить его жанр, выделить на основе сравнения нескольких образцов их характерные признаки. Затем необходимо создать алгоритм построения текста – как действовать, чтобы получился тот или иной текст – это второй этап, причём на этом этапе сначала идёт фронтальная работа, затем – групповая, и только потом – индивидуальная. И, наконец, третий этап – этап редактирования текста и создание коллективного продукта – сборника или проекта. Рассмотрим подробнее все этапы работы на конкретных примерах. Первый класс. Урок литературного чтения по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» - отрывок «Как Незнайка был поэтом». Первый этап (подготовительный) В ходе работы над авторским текстом выясняются такие вопросы: Кто такой поэт? Что значит слово «стихи»? Как написать стихотворение? Что такое рифма? Поэт Цветик, который учит Незнайку премудростям стихосложения, говорит, что главное – это следить за тем, чтоб был смысл и рифма. Далее на нескольких неудачных стихах Незнайки дети учатся определять, почему не получились настоящие стихи – рифма есть, а смысла нет. Итог подготовительного этапа – дети называют признаки стихотворения: смысл и рифма. Второй этап (основной). Выведение алгоритма создания текста. Упражнения по алгоритму. Как же помочь Незнайке? Что ему сначала надо сделать? (Сначала надо определить, о чём будет стихотворение и какой его смысл.) Что потом? (Надо подобрать рифмы.) Упрощённый алгоритм готов. Теперь наступает самый трудный момент – коллективная работа по созданию стихотворения. Чтобы у детей возник интерес и не пропало желание, учитель заранее должен подготовить несколько вариантов двустиший или четверостиший. Например, определили тему «Осень» (о чём пойдет речь). Что хотим сказать об осени? (смысл) Осенью очень красиво, разноцветные листья на деревьях, жалко, что они потом облетают. Заготовка учителя. Осень листья все на диво Разукрасила красиво. Но с деревьев в листопад Опадает весь наряд. Подбираем рифмы. Красиво – на диво, наряд – листопад. Пробуем сочинить первую строчку. «Разукрасила красиво осень листики на диво» А теперь про листопад. «Жаль, что в этот листопад ветром сдует весь наряд» Вариант детей. Разукрасила красиво осень листики на диво! Жаль, что в этот листопад ветром сдует весь наряд. Как правило, ребята очень вдохновляются процессом, увидев, что работа им доступна и понятна. Теперь можно предложить сочинить стихотворение группой. Для этого нужно подготовить сюжетные картинки, по которым нетрудно было бы это сделать. Можно дать одну и ту же картинку (для сравнения результатов). Ясно, что у учителя должны быть заранее готовы свои варианты. Если дети не умеют работать в группе, то фронтальная работа может быть увеличена, и от неё, минуя групповую, можно перейти к индивидуальной. Обсуждая результаты работы групп, обращаем внимание на признаки стихотворения – смысл и рифму. Желательно фиксировать на бумаге получившиеся стихи, чтобы затем продемонстрировать их родителям. После такой работы дети получают творческое домашнее задание – сочинить своё стихотворение. Третий этап. Редактирование текста и создание коллективного продукта. На следующем уроке литературного чтения нет отбоя от желающих прочитать свои произведения. Обсуждение может происходить на нескольких уроках, текст - тактично редактироваться, а результатом может стать выпуск сборника стихотворений обучающихся класса Второй класс. Составление загадок. Первый этап. Подготовительный. Во втором классе работа над загадками продолжается в течение нескольких уроков. Сначала изучаются и анализируются народные загадки, затем – авторские, проводится их сравнение. На повторительно-обобщающем уроке детям предлагается самим составить загадку. Второй этап (основной). Выведение алгоритма создания текста. Упражнения по алгоритму. Уже имея опыт составления своих текстов, дети определяют, что необходимо сделать в первую очередь, что затем. Составляют загадки сначала коллективно, затем – в группах. Третий этап. Редактирование текста и создание коллективного продукта. На этом этапе дети представляют одноклассникам составленные загадки – те отгадывают и оценивают с точки зрения лёгкости-трудности, интереса, образности сравнений, дают советы, высказывают пожелания и т.д. Таким образом, отбираются лучшие загадки, и оформляется сборник. В сборнике так же могут быть иллюстрации к загадкам, выполненные учащимися, не захотевшими или не смогшими принять участие в их составлении. Тогда указывается автор иллюстрации. Понятно, что работа с таким сборником может быть продолжена и во внеурочной деятельности – например, выход со своими загадками в другой класс с целью проверки своих способностей и выяснения, понравились ли загадки другим детям, смогли ли они их отгадать, если нет – то почему и т.д. Третий класс. Составление сказок. В течение всего второго класса дети читают сказки и знакомятся с их особенностями. Подготовительный этап в этом случае очень длительный, и он является необходимым и достаточным условием для данной работы. Составление сказок – очень трудный процесс, за кажущейся лёгкостью которого скрывается множество подводных камней. Поэтому все ребята берутся, но далеко не у всех получается составить интересную сказку. В данном случае может помочь метод проектной деятельности. (Приложение 4) Проект в 3 классе целесообразно выполнять как коллективный. В начале работы собирается теоретический материал по сказкам – виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Затем выводится алгоритм создания сказочного текста. 1. Определить тему. 2. Определить главную мысль. 3. Определить героев. 4. Определить сюжет. 5. Составить план. Написать к каждому пункту плана ключевые слова, подобрать образные выражения. 6. Записать сказку. 7. Прочитать сказку кому-либо. 8. Редактировать текст сказки. Далее работа ведется по группам с применением выведенного алгоритма с целью усвоения этапов работы. Результаты работы групп обсуждаются коллективно. Сказки дорабатываются и редактируются, затем помещаются в сборник с указанием всех авторов. Далее – индивидуальная работа по созданию сказки. Сказки могут составляться детьми совместно со взрослыми, в таком случае указываются соавторы. Обсуждение и редактирование индивидуальных работ может занимать много времени и происходить вне уроков. Итогом проекта может стать инсценировка какой-то сказки, выпуск диафильма по сказке и другое. Четвёртый класс. Текст-описание. Первый этап. Подготовительный. Ведётся работа по анализу стихотворных и прозаических литературных произведений. Поскольку составление текста – описания требует кропотливой подготовки, то и работа в этом направлении может и должна вестись в течение всех предыдущих лет обучения. Происходит знакомство обучающихся с ролью в художественных произведениях изобразительно-выразительных средств языка: сравнений, эпитетов, олицетворений. При работе над изобразительными средствами языка использую следующие приемы: а) обнаружение в тексте образных слов; Лес, точно терем расписной б) объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем; Белеют рукавицы На веточках берёз. / О. Высоцкая/ в) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном сочинении; г) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе? Например, по стихотворению А.Блока « На лугу»: Леса вдали виднее, Синее небеса. Заметней и чернее На пашне полоса… д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов. Эпитет- образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного. Работу над эпитетом начинаю с выяснения, почему так, а не иначе предмет определён. В стихотворении С.Есенина «Закружилась листва золотая…» эпитеты листва золотая и в розоватой воде могут, объяснены так: «Листва названа золотой потому, что осенью все листья желтеют, по цвету похожи на золото и блестят на солнце, как золотые»; « Вода розовая от листьев, которые отражаются или плавают в ней». Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Для отработки навыка можно проводить специальные упражнения по подбору эпитетов. Например, «Подбери эпитеты», «Дополни стихотворение эпитетами» и другие. Подобная работа развивает наблюдательность, образное мышление. Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета. В стихотворении С.Есенина «Закружилась листва золотая…» есть сравнение. Поэт сравнивает золотую листву с лёгкой стаей бабочек, потому что листья, опадая, летят, словно бабочки. Можно использовать следующие игры: «Закончи предложение»: Земля покрыта снегом, как… Лёд блестит у берега, как…. Туман стелется над озером, как… Дождинки текут по лицу, как… Или «Найди сравнения»: неуклюжий, как… трудолюбивый, словно… говорливый, как… Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ. Объяснение можно провести на примере стихотворения С Есенина «Поёт зима - аукает…». Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. В этом стихотворении зима наделена способностью петь, баюкать. Метафора – это слово или выражение, употреблённое не в прямом, а в переносном смысле. Объяснение можно провести на примере стихотворения М. Исаковского Запылали алым цветом Кисти спелые рябин… Скоро звёзды тихим светом Упадут на дно реки. В работе над метафорой открываются блестящие возможности для словесного и живописного рисунка. Также продолжается работа, связанная с усвоением синонимов, антонимов фразеологических единиц языка. Второй этап. Основной. Определяется тема текста, его основная мысль. Подбирается материал – наиболее яркие литературные и авторские находки (слова, словосочетания, предложения). Составляется план описания – что описывается в начале, что - затем, что – в заключение. Определяется отношение автора к описываемому. Третий этап. Редактирование текста и создание коллективного продукта. На этом этапе важно отточить каждое предложение, поэтому желательно представить несколько вариантов одного и того же предложения с целью выбрать лучший вариант. Так же кропотливо ведется работа над отдельным словом – привлекается словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь. Редактирование текста в четвертом классе выходит на первый план. Это и понятно ввиду вида творческой работы – составление текста-описания. Поэтому на суд одноклассников выносятся уже готовые тексты, отредактированные до этого индивидуально или в группе. Затем, после учёта замечаний и предложений, составляется коллективный сборник сочинений. Редактирование текстов может быть организовано и по-другому, например, с привлечением учителей словесности, которые пишут рецензию на какую-нибудь работу, и затем происходит ознакомление обучающихся с рецензией как с видом текста, с привлечением местных поэтов и т.д. Заключение. Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы: 1) под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 2) в результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников. 3) рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а также организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности. 4) Развивать творчество можно следующими путями: а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению; б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности; в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях; г) организация индивидуальных занятий творческого характера. Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения. Таким образом, мы раскрыли методику работы по развитию творческих способностей обучающихся в начальной школе на уроках литературного чтения. Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении приносит хорошие результаты, сказывающиеся на развитии речи младших школьников, на владении ими литературоведческими терминами, на внимании к слову и на овладевании навыками продуктивного чтения. Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволило сделать следующие выводы: у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера; постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы; соразмышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. Список используемой и рекомендуемой литературы. 1) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Ростов-на-Дону, 1983. 2) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968 3) Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр «Академия»,2000 4) Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 1999 5) Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с. 6) Дубровина, И.В. Психология И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000 7) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Академия, 2000 8) Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность .- М.: ИПП, Воронеж, 1997. 9) Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. 10) Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 11) Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. 12) Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37. 13)Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа - 2001.- № 5. 14) Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, при -кладная [Текст] - М.: Наука, 1990. 15) Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. 16) Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108. 17) Скакулина Н.П. Творчество и фантазия - М.: Просвещение, 1980. 18) Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии - 1991.- № 1.- С. 27-32. 19)Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников - М.: Просвещение, 1990. 20)Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42. 21)Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34 22)Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника - М.: Просвещение, 1974.