Публикации «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Оболенская Ольга Ивановна

Как ребёнок познаёт окружающий мир.(Возрастная периодизация по М. Монтессори)Мария Монтессори называла свой метод работы с детьми методом научной педагогики. Она считала, что любые практические действия, теории, модели оценки всего сущего могут строиться, прежде всего, на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, антропологии человеческой жизни. В отличие от своих предшественников, она интересовалась жизнью ребёнка, которого отличала от взрослого человека. Это был научный подход, потому что все выводы она делала на основе строгих научных наблюдений, проверенных в лабораторных условиях. Её наблюдения показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых – они у них протекают иначе, чем у детей. «Научный подход позволяет увидеть совершенно особый тип жизни, отличающийся от того, что мы привыкли принимать во внимание. На первый план выходит личность самого ребёнка». В психологии есть много возрастных периодизаций развития человека разных авторов, в основу которых легли различные факторы развития. Так, например, периодизация Эриксона. Он рассматривал становление личности человека в течение жизни. Монтессори говорила, что развитие ребёнка идёт постоянно, но не всегда на пике – идёт по восходящей линии, то по нисходящей. Монтессори выделяет три возрастные фазы, между которыми выделяются подфазы: 1 фаза 0 – 6 лет Задача – самопостроение, высокая познавательная активность, формирование чувственного образа мира. Развитие ребёнка можно обозначить как «гусеница – куколка – бабочка». В 6 лет он уже самостоятельный человек.1 подфаза 0 – 3 года Духовный зародыш или эмбрион (он зависит от мамы). Познаёт мир через чувства мамы (её эмоции – его эмоции). Отношение кмиру определяют через чувства. («Не даёшь мне бегать – ты плохой!», «Даёшь конфету – ты хороший!»). Чутко реагируют на интонацию. 2 подфаза 3 – 6 лет Ребёнок – строитель самого себя. Много сензитивных периодов (закончились 2 периода: 0-3 года период восприятия порядка, 1,5-3 года – восприятие мелких предметов; 0-6 лет – развитие речи, 1-4 года – период развития движений и действий, 2,5–6 лет – развитие социальных навыков), поэтому важна окружающая среда, в которой он смог бы реализовать свои потребности и упорядочивать свои знания. (Например, знает кошечку – нужно рассказывать о ней и т. д.). Постоянная среда – это его защита. К 3 годам ребёнок ощущает себя отдельной личностью: «Я сам!». Отделяется от взрослого - это важно!Произошло отделение – Отделения нет – сомнения в самостоятельность, уверенность себе, неуверенность, в себе. гипертрофированное чувство стыда (стеснительность). Чувствует себя неприспособленным. Страх: «У меня не получится!», «Я маленький!». Не отделяет себя от взрослого – «Мы гуляли», или в песочнице может сломать постройку другого ребёнка. В дальнейшем – нужно на что-то опереться, становятся зависимыми личностями (может появиться зависимость от алкоголя, наркотиков). Важно ребёнку почувствовать себя личностью! Часто собственные проблемы взрослые решают за счёт благополучия своих детей. Причём сами себе пытаются доказать, что поступают по науке. Мама целый год ухаживала за своим малышом, можно сказать, из дома не выходила, и теперь она мечтает снова заняться работой, пойти учиться. Она говорит: «Мне и психолог сказала, что моему ребёнку необходимо общение, он уже большой, скоро два года исполниться. Ему нужны сверстники, а то вырасти нелюдимым и одиноким. Отдам его в детский сад, Там много детей, пусть развивается в общении». Не стоит обманывать самих себя. Ребёнок до трёх, а то и до пяти лет почти не нуждается в общении со сверстниками. Ему необходимо, прежде всего, общение с мамой, бабушкой, братиком или сестрёнкой, и главное, с самим собой. Его жизненные силы настроены на утончение собственных чувств, развитие языка, освоение простейших жизненных умений. Обращали внимание, как дети играют в песочнице? Они капают песок все вместе, но если внимательно приглядеться – каждый играет сам по себе. Только после трёх лет дети учатся ладить с другими людьми – большими и маленькими – и получать в таком самостоятельном общении удовольствие. Поэтому в России фактически отказались от так называемых яслей и предлагают родителям отдавать детей в детский сад только после трёх лет. А вот взрослым трудно долго не общаться друг с другом, жить в четырёх стенах, не находить иных жизненных смыслов, кроме, скажем, ухода за ребёнком. Стремление малыша к жизненной автономии, самостоятельности, независимости от других людей – серьёзное отличие маленького ребёнка от взрослых. С 3 до 6 лет деятельность малыша по самостроительству является, по Монтессори, доминантной. А взрослые люди чувствуют себя несчастными, если не находят взаимопонимания, не могут по какой-либо причине активно общаться с другими. Чувство социальной незащищённости, утраты ясных жизненных смыслов порой приводят их к ложному пониманию ключевых законов человеческой жизни. Если в семье появился ребёнок, и нет возможности переложить часть забот о нём на плечи бабушки с дедушкой. То наберитесь терпения, по крайней мере, на 3-4 года. Малыш будет требовать вашего внимания безраздельно. Но обязательно придёт время, когда для ребёнка доминантой в развитии станет общение со сверстниками, тогда ваша активная социальная жизнь передвинется на первое место. Имейте терпение. Живите неспешно! После трёх лет важно общение со сверстниками (можно отдавать ребёнка в детский сад). А разные секции – ближе к 6 годам.2 фаза 6 – 12 лет Задача – познаёт своё место в мире людей и в окружающем мире 1 подфаза 6 – 9 летГлавное – исследовательская деятельность (ребёнку недостаточно чувств). Важны занятия в лаборатории (простейшие опыты – например, почему сахар растворяется в горячей воде лучше, чем в холодной). Делают самостоятельные выводы. Давать энциклопедии, справочники. Интересна природа и культура человека. До 6 лет – интересует вопрос «что?», после 6 лет – «почему?». 2 подфаза 9 – 12 лет Ребёнок – учёный. Знания, которые он добыл, упорядочиваются, приводятся в систему. Интересны энциклопедии, справочники. Ребёнок сам ставит задачи и решает их, возникает чувство собственного достоинства и ориентир на будущее. Возникает чувство долга. «-» чувства долга нет, старается избегать трудностей. Неуверенность в себе «У меня не получится». Все эти чувства связаны с предыдущими переживаниями неуспешности.3 фаза 12 – 18 летРебёнок – организатор. Направленность на общество (отношения между близкими, поиск своего места в профессии). В это время у ребёнка наблюдается сильный гормональный рост, сильно меняется личность. 1 подфаза 12 – 15 лет Ребёнок строитель социальных отношений (развито стадное чувство, «кучкуются», не хотят выделяться и бояться быть отвергнутыми своим кругом («Тимур и его команда»). Предлагать проекты, в которых можно попробовать себя в разных ролях. Важно в это время отправлять детей на самостоятельное житьё (3-4 взрослых и 25 детей). Например, проект «Остров». Подготовка: смотреть энциклопедии, исследовать его по прибытии – холмы, ямки, достопримечательности нанести на карту. Пища, жильё – распределяют сами дети. Взрослые оставляют подсказки: «Макароны варить 15 мин., сардельки бросать в кипящую воду». Каждый ребёнок может попробовать себя в разной деятельности – копать землю, заготавливать сушняк для костра, разводить костёр, дежурить по столовой, варить еду, бухгалтер для расчёта еды и т. д. По 2 дня на этих этапах. 2 подфаза 15 -18 лет Проявление индивидуальности. Понимает свои истоки и хочет попробовать себя в разных профессиях.