Публикации Авторская программа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская программа
Автор: Копытова Ольга Александровна


Авторская программа
Волшебная ракетка.
Обучение детей дошкольного возраста игре в бадминтон.
Составитель:
Копытова О.А.,
воспитатель, инструктор по физической культуре,
высшей квалификационной категории
ВВЕДЕНИЕ.
Хорошая, но забытая спортивная игра в детском саду. В эту игру играли наши родители, дедушки и бабушки. Так почему же эта игра так полезна и почему в неё нужно играть в ДОУ?
Правила и методы обучения.
Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями.
В ДОУ знакомство и обучение с элементами спортивной игры Бадминтон, начинается со старшего дошкольного возраста. На начальном этапе обучения проводятся упражнения и игры с ракеткой и воланом.
Цель игры - не допускать падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, даёт возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т. п.
Перед проведением игры дошкольника знакомят и учат : с воланом; как держать ракетку; со стойками и перемещением; с подачей; с ударами. Ознакомление с воланом. Дошкольника знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полёта от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом.
Как держать ракетку. Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки (рис. 1).
Стойка и перемещение. Дошкольник располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределён равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещён вперёд. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок перемещается по площадке беговым или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению - быстрота, лёгкость, своевременность.
Подача. При подаче волана нужно встать в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставить вперёд, вес тела переносить на правую ногу. Волан держать левой рукой за перья. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок ударяет в колпачок волана сеткой. После подачи дошкольник поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с правой ноги на левую.
Удары. В бадминтоне удары выполняются разнообразными способами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти ( рис.2), при ударах слева - тыльная. Удары справа и удары слева выполняются сверху и снизу.
Методические рекомендации.
- Подготовительные упражнения с воланом;
- Упражнения с воланом и ракеткой (вместе);
-Подготовительные упражнения, развивающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава;
- Передвижение по площадке;
- Удары.
Первая игра в бадминтон, через сетку, длится от 3 до 5 минут. После того как дети усвоят суть игры, можно проводить игру по правилам: подача по очереди; если волан не отбит через сетку, команда проигрывает и подача переходит к другой команде. Периодически рекомендуют давать ребёнку выполнять упражнения левой рукой (если ребёнок левша - правой рукой), чтобы обе руки развивались равномерно.
Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, точность и координацию движений, глазомер, укрепляет мышцы рук.
Обучение спортивной игре Бадминтон должно строится по возрастным особенностям и физическим возможностям дошкольника.
Бадминтон - это любимое спортивное развлечение детей старшего дошкольного возраста.
Ловкость, точность, быстрота реакции, выдержка – всё это позволяет развить такой вид спорта, как бадминтон.
При обучении детей игре в бадминтон взрослые сталкиваются с трудностью, которая состоит в том, что волан очень быстро летает, а ребенок не обладает достаточной ловкостью, у него не очень хорошо развит глазомер, волан часто падает, и ребенок через определенное время теряет интерес к игре.
Поэтому обучение игре в бадминтон необходимо начинать с подводящих упражнений, используя дидактический принцип от простого к сложному.
Первый этап:
Необходимо заменить волан воздушным шариком, который летает медленно, ребенок успевает скоординировать свои движения и зрение для точного удара ракеткой.
Второй этап:
Воздушный шарик заменяется более легким быстрым мячиком из ткани, губки, плюша, легкой пластмассы, теннисным легким шариком, еще не таким быстрым, как волан.
После освоения игры с шариком, мячикам и т.д. можно предложить волан.
Использование этого принципа предусматривает поэтапное освоение детьми новых спортивных навыков. В начале обучения дети играют по одному, потом в паре или по кругу.
Пояснительная записка.
Физическое воспитание дошкольников направлено на своевременное формирование у них двигательных навыков и умений. Потребность в движениях у ребенка физиологически обоснована, двигательная активность вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, способствует совершенствованию всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и мышечной).
Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями. Волан и ракетка - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в подбрасывании и передачи волана друг другу способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку.
Дети учатся рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Играя в эту спортивную игру, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения ракеткой: свободно держать, передавать волан партнеру, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с воланом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования Веселая ракетка, которая составлена на основе программы Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и Методических рекомендаций к программе.
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию выносливости, ловкости, координации, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Обучение детей игре бадминтон дает возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи; воспитывает целеустремленность и вызывают только положительный настрой.
Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы: 1 год
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Длительность занятий 30 минут с периодичностью проведения 1 раз в неделю. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (5-15% общего времени)
Подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть (от 70-85 % общего времени)
Формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливость и др.
Заключительная часть (от 3-7% общего времени)
Постепенное снижение нагрузки и постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
Направления работы:
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения волана и игрой Бадминтон, знакомство с правилами игры, знакомство с правилами поведения и техники безопасности на занятиях.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения ракеткой и воланом.
Цель программы: Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста, воспитание спортивного резерва для занятия таким видом спорт, как бадминтон.
Задачи обучения:
заинтересовать детей упражнениями и игрой (с шариком), воланом:
выработать соответствующую осанку;
сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;
выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;
разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;
подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;
отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана);
укрепление здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Дети с желанием играют в игру Бадминтон.
Умеет держать правильно ракетку, передавать волан партнеру.
Дети умеют рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием.
Дети без проблем могут совершать сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия.
Дети знают и соблюдают правила игры и участвуют в различных и соревнованиях.
Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности
Учебно- тематический план:
Месяц
Неделя
Количество часов
Содержание деятельности
Сентябрь
4
Диагностика физической подготовленности детей
Октябрь
1 – 2-я
2
Познавательный рассказ Из истории бадминтона.
Знакомство со спортивным бадминтоном – просмотр игры мастеров.
Игра Капитан на мостике
Игра Подбрось волан (упражнения без использования ракетки)
3 – 4-я
2
Игра Подбрось волан (перебрасывание волана друг другу на бегу)
Игровое упражнение Попади воланом в цель
Обучение. Как правильно держать ракетку.
Игровое упражнение Молоток
Ноябрь
1-2-я
2
Игровое упражнение колокол, обращая внимание на то, как ребенок держит ракетку.
Игра Соблюдай очередь
Игровое упражнение Подача
3 – 4-я
2
Обучение. Как правильно набивать волан.
Подбивание волана ракеткой на месте, перемещаясь шагом.
Декабрь
1 – 2-я
2
Продолжать закреплять умение держать правильно ракетку и занимать правильную и.п.
Подбивание волана ракеткой медленным бегом.
Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.
3 – 4-я
2
Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.
Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.
Игра Капитан на мостике
Январь
1 – 2-я
2
Повторение пройденного материала.
3 – 4-я
2
Отбивание волана, подвешенного на веревке справа, слева, сверху, снизу.
Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.
Февраль
1 – 2-я
2
Направление ракеткой волан точно в цель.
Переброска волана через сетку.
3 – 4-я
2
Обучение детей переброске волана парами. Инструктор проигрывает в паре с ребенком.
Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.
март
1 – 2-я
2
Продолжение обучение детей переброске волана парами. Инструктор проигрывает в паре с ребенком.
Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.
3 – 4-я
2
Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.
Игра Кто больше?
Апрель
1 – 2-я
2
Эстафета Три корзины
Игра в бадминтон парами без сетки
3 – 4-я
2
Игровое упражнение Набивание волана
Игра в бадминтон парами без сетки
Май
1 – 2-я
2
Объяснение правил игры в бадминтон с сеткой.
Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила
3 – 4-я
2
Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила
итого
36 часов
Содержание программы:
Разделы программы
Ознакомление с воланом.
Ребенка знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полёта от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом
Как держать ракетку.
Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки
Стойка и перемещение
Ребенок располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределён равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещён вперёд. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок перемещается по площадке беговым или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению - быстрота, лёгкость, своевременность.
Подача
При подаче волана нужно встать в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставить вперёд, вес тела переносить на правую ногу. Волан держать левой рукой за перья. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок ударяет в колпачок волана сеткой. После подачи дошкольник поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с правой ноги на левую.
Удары
В бадминтоне удары выполняются разнообразными способами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти, при ударах слева - тыльная. Удары справа и удары слева выполняются сверху и снизу.
Подготовительные упражнения, развивающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава
Игра Капитан на мостике
Игровое упражнение Молоток
Игра Соблюдай очередь
Передвижение по площадке
Эстафета Три корзины
Игра Кто больше?
Подготовительные упражнения с воланом
Игра Подбрось волан
Игровое упражнение Подача
Упражнения с воланом и ракеткой (вместе)
Подбивание волана ракеткой на месте, перемещаясь шагом.
Подбивание волана ракеткой медленным бегом.
Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.
Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.
Упрощенные правила игры в бадминтон.
Играют в бадминтон один на один (одиночные игры) и 2 на 2 (парные или смешанные игры). Суть игры сводится к тому, что игроки, поочередно ударяя ракетками по волану (воронка с перьями), стремятся направить его через сетку так, чтобы противник не смог принять его.
В бадминтон дети играют на площадке размером 8 х 3.5 м. Посередине площадки натягивается сетка на высоте 120 см.
Ракетка может быть деревянная, металлическая, пластмассовая. Волан может быть перьевым с пробковой головкой, обтянутой кожей или резиновой, штампованный из пластмассы с резиновым колпачком. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберет 10 – 15 очков.
Каждая партия начинается подачей с правого поля подачи. Мяч должен направляться по диагонали и опускаться в пределах границ поля подачи противника. Очко выигрывается только при своей подаче (как в волейболе). Нельзя ударять мяч ободом или ручкой. В парной игре подача вне очереди не разрешается. Касание сетки воланом во время игры - не ошибка. Нельзя ставить блок ракеткой у сетки при ударе противника сверху, а также касаться волана на стороне противника. Нельзя касаться и сетки.
Список литературы:
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1986. – 304 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
Степененкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
Журнал Инструктор по физкультуре №3/2012. Статья . занятия секции по спортивному бадминтону. Тимофеева Л.Л . стр 115-125