Публикации «Методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методическая разработка»
Автор: Кучерюк Ольга Яковлевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Лашманская основная общеобразовательная школа
имени академика В. А. Канайкина
Предмет: Окружающий мир
Урок № 29
Тема Луг – природное сообщество
Класс 4
Учитель Кучерюк Ольга Яковлевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2016 год
Тема: Луг – природное сообщество
Тип урока: открытие нового знания
Вид: деловая игра
Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления учащихсяо луге как о природномсообществе;
- ознакомить с разнообразиемживыхорганизмовлуга, с ролью человека;
- способствоватьформированиюкоммуникативной компетенции учащихся;
- тренировка монологическойречи.
Воспитательные:
- повысить интерес к изучению окружающегомира;
- формировать уважительное отношениекокружающей природе.
Развивающие:
- развитие у учащихсяпамяти,внимания;
- развивать у учащихсянавыкиобщения.
Планируемый результат:
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формироватьучебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Предметные:
- ознакомить учащихся с природным сообществом - луг, его растительным и животным миром.
Метапредметные:
- познакомить учащихся с природным сообществом - луг, его растительным и животным миром;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее выполнения;
- оценивать себя, границы своего знания и незнания;
- оценивать товарища.
УУД:
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные:
- следование в поведении моральным и этическим требованиям;
- самооценка на основе критерия успешности;
- адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.
- развитие наблюдательности, способности дифференцировать объекты по различным признакам;
- формирование познавательной активности детей, интереса, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные:
- выполнения действий по предложенным критериям учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- оценивать правильность выполнения действий по предложенным критериям учителем;
Познавательные:
- осуществлять поиск информации, производить анализ, сравнение, классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
Методы и формы:
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы: фронтальная,парная, групповая.
Оборудование: доска, учебник Окружающий мир, 4 класс. Часть 1 А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, атлас – определитель, магнитный плакат Луг, раздаточный материал для выполнения заданий по группам, наглядный материал, запись звуков обитателей луга, толковый словарь С.И.Ожегова, листы самооценки (приложение)
Этапы
Деятельность учителя и учащихся
УУД
1. Организационный момент (2 мин)
Звучит песня Цветы на лугу в исполнении В.Толкуновой
- Здравствуйте, садитесь!
– Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
чтобы чему - то научиться.
Предлагает прочитать эпиграф к уроку: Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
Личностные: уметь быть организованным
2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания. (10 мин)
О чудесном нашем крае будет разговор,
О прекрасном милом крае, где мы все живём.
(Предлагает ответить на вопрос: Где мы побывали с вами на прошлом уроке?
Предлагает проверить, что дети запомнили о лесе.)
-Повторим тему прошлого урока в виде графического диктанта:
(Запишите знак +, если утверждение верное, знак -, если неверное).
Графический диктант.
1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
3. В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ:
дуб- гусеница - птицы - микробы
4. На дереве обитают кроты и землеройки.
5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.
7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8. Все животные леса делятся на 4-е группы по типу питания.
9. Бурый медведь – хищник.
10.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
Итог: (Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) -; 5) +;
6) -; 7) -; 8) +; 9) -; 10) -
- А теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу соседа по парте.
- Поставьте оценку если:
0 ошибок - 5
1- 2 ошибка – 4
3-4 ошибки – 3
5 и более - 2
Результат проверки запишите в листе самооценки.
Познавательные:
осуществлять поиск информации, производить анализ, сравнение, классификацию.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действий по предложенным критериям учителем
3.Выявление места и причин затруднения.(2 мин)
- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
- Сейчас вам я загадаю загадку, а вы должны мне сказать тему нашего урока.
По ковру идём с тобой,Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубойИ жёлт, и синь, и ал!Что же это за ковёр? (Луг)
(Открывается несколько картинок луга, слышны пение птиц, стрекотание кузнечиков.)
Задание: сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему).
(Тема: луг - природное сообщество.)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
(Дети формулируют задачи).
Задачи:
-выяснить особенности луга:
-что растёт на лугу;
-кто живёт на лугу?
-как человек использует луга
Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления. ( Высказываются)
Личностные:
формироватьучебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
(15 мин)
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала Жизнь луга.
(Учитель дифференцированно делит класс на группы)
Условия игры:
Класс поделим на три отдела.
Каждый отдел получает карточку – задание.
Все сотрудники отдела должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
1 отдел работает по теме Растения луга
2 отдел работает по теме Животные луга
3 отдел работает по теме Человек и луг
Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
Карта №1
План работы 1 отдела Растения луга
Выяснить:
Какие растения растут на лугу?
Что объединяет эти растения?
Интересные факты из жизни луговых растений.
Карта №2
План работы 2 отдела Животные луга
Выяснить:
Какие животные живут на лугу?
Богат ли луг разнообразием животных?
Особенности жизни некоторых животных луга.
Карта №3
План работы 3 отдела Человек и луг
Выяснить:
Какие действия людей могут привести к гибели луга?
Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
Составьте правила друзей луга. (Правила могут быть в рисунках.)
Ребята работают в своих отделах. Составляется
отчет по предложенным карточкам.
Идет обсуждение в группах (отделах).
Физкультминутка (2 мин)
Кузнечики
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
Прыг-скок. Прыг-скок.
Сели, травушки поели,
Тишину послушали.
Тише – тише, высоко
Прыгай на ногах легко!
Отчет отделов о работе.
Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
-Какие особенности выявили у луга?
1 отдел
-Что растёт на лугу?
-Что объединяет все растения?
Вывод:
На лугу растут травы, большинство растений – цветы.
На лугу растут грибы.
Растут на открытой местности.
Любят свет и тепло.
2 отдел
-Кто живёт на лугу?
Вывод:
Животный мир разнообразен.
На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.
3 отдел.
Влияние человека на луг
Правила поведения на лугу.
Итог: Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу;
уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
5. Закрепление изученного материала.(8 мин)
Используя иллюстрации на с. 172-173,запишите 2-3 цепи питания, (Взаимопроверка в парах)
Травы - гусеницы - птицы
Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга
1) Отгадайте загадки.
От ветра голову склоню,Но почему-то не звоню. (Колокольчик)
Есть один такой цветок,Не вплетешь его в венокНа него подуй слегка,Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Стоит кудряшка,Белая рубашка.Сердечко золотое.Что это такое? (Ромашка)
Осенью в щель заберется, А весной проснется. (Муха)
Над цветком порхает, пляшет,Веером узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветков она беретИ в сотах копит сладкий мед. (Пчела)
На лугу живет скрипач,Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Какая птица свое присутствие выдает песенкой пить-полоть? (Перепел)
Как называется птица, которая издает скрипучий крик дерг-дерг? (Коростель или дергач)
Что за птица постоянно потряхивает хвостиком? (Трясогузка)
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей
6.Подведение итогов.
(2 мин)
- Назовите тему урока.
- Какие задачи ставили?
- Достигли ли эти задачи?
- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.
- Какие растения встречаются на лугу?
- Какие животные живут на лугу?
- Как нужно вести себя на лугу?
Познавательные: строить логическое рассуждение
7.Рефлексия. (2мин)
- Что у вас сегодня получилось?
- Какие умения вы воспроизвели?
Оцените свою работу в Листе самооценки
Личностные: способность к самооценке
8.Домашнее задание.
(2 мин)
(дифференцированное)
- Прочитать в Красной книге о растениях и животных луга. (1 группа)
- Составить цепи питания, сложившиеся на лугу. (2 группа)
- Составить кроссворд Жизнь луга. (3 группа)
Список использованной литературы:
1. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 4 класс.- М.: ВАКО, 2006
2. А. А. Плешаков, Е. А.Крючкова. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2013
3. А. А. Плешаков. От земли до неба: Атлас — определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2004
Приложение № 1
Лист самооценки
Ф.И.ученика_________________________________________________________
Графический диктант
Без ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-5 ошибок – 3
более 5 ошибок - 2
Работа в группе
Критерии оценки
Оцениваю себя сам
Оценка товарища
1. Активно работал в группе


2. Выполнял свои обязанности


3. Соблюдал культуру общения



++ у меня всё получилось
+ были затруднения, но я справился
- у меня не получилось работать в группе
++ у тебя всё получилось
+ у тебя возникли затруднения, но ты справился
- у тебя не получилось работать в группе
4.Оценка работы группы (поставить знак +)
Мы работали слаженно и у нас всё получилось.
У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.
У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя
Работа на уроке
1. На уроке я работал …
активно
пассивно
2. Своей работой на уроке я …
доволен
не доволен
3. Урок для меня показался ...
коротким
длинным
4. За урок я …
устал
не устал
5. Мое настроение …
стало лучше
стало хуже
6. Материал урока мне был …
понятен полезен интересен
непонятен бесполезен скучен
7. Домашнее задание мне кажется …
легким интересным
трудным неинтересным
Приложение № 2
Карта №1
План работы 1 отдела Растения луга
Выяснить:
1. Какие растения растут на лугу?
2. Что объединяет эти растения?
3. Интересные факты из жизни луговых растений.
Карта №2
План работы 2 отдела Животные луга
Выяснить:
1. Какие животные живут на лугу?
2. Богат ли луг разнообразием животных?
3. Особенности жизни некоторых животных луга.
Карта №3
План работы 3 отдела Человек и луг
Выяснить:
1. Какие действия людей могут привести к гибели луга?
2. Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
3. Составьте правила друзей луга. (Правила могут быть в рисунках.)
Рисунки учащихся прилагаются.