Публикации
«Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Марченко Татьяна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Марченко Татьяна Михайловна
СодержаниеАктуальность проекта ……………………………………………………….3Принципы реализации проекта …………………………………………..4 План проведения проекта ………………………………………………...6Выполнение проекта ……………………………………………………….. …..7Ожидаемые результаты работы ……………………………………… ………..8Список литературы ………………………………………………………………9 Приложения к проекту ………………………………………………………..10Приложение 1. Приложение 2.Приложение 3.Приложение 4.Приложение 5.Приложение 6.Приложение 7.На современном этапе развития образования работа дошкольного образовательного учреждения направлена на подготовку ребенка к следующей ступени образования – начальному обучению. Дошкольник является исследователем мира, который его окружает. Для него все новое, интересное. Он растет, развивается, однако, самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы он может не всегда. Авторы проекта разрабатывали цели, задачи, методы, приемы для знакомства дошкольников с окружающим миром.Сделать проект интересным, доступным для дошкольников и стала главной задачей всех авторов.Цель:развитие нравственно-эстетического и экологического воспитания дошкольников в процессе озеленения и благоустройства территории детского сада. Нетрадиционное оформление клумб на участках, размещение цветочной рассады в форме секторов-треугольников.Задачи:- прививать детям нравственные основы, эстетический вкус, любовь к природе;- создавать экологически благоприятную среду на территории ДОУ;- содействовать сотрудничеству детей и взрослых;-реализовывать проект с помощью имеющихся материалов и оборудования с привлечением дополнительных материальных средств.Принципы реализации проекта: научность, системность, доступность, единство требований к развитию, обучению детей в процессе познания, исследования окружающего мира.Основополагающий вопрос:- Почему природа такая разная?Проблемные вопросы:- Можно ли сделать наш детский сад красивее?- Могут ли человек и природа обойтись друг без друга?Вопросы для исследования:- Как можно украсить клумбы?- Как надо ухаживать за цветами?- Без чего не смогут выжить наши растения?- Зачем необходимо избавляться от сорняков?Тип проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность: 8 месяцев.Время реализации: март – октябрь 2013 год.Участники проекта:- сотрудники ДОУ;- дети;- родители.Возраст детей: 4 – 7 лет.План проведения проектаПодготовительный этап:1.Разработка проекта:- организация инициативно-творческой группы;- создание детско-взрослых команд;- определение целей и задач.2. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованностив благоустройстве территории ДОУ и участии в конкурсе.Основной этап:1.Разработка плана действий детско-взрослой команды.2.Создание схемы клумбы.3.Приобретение необходимых материалов для реализации проекта.4.Приобретение посадочного материала.5.Высаживание рассады цветов.6.Совместный уход за цветами детей и взрослых.Заключительный этап:- открытие сказочной поляны;- презентация.План проведения проекта Выполнение проектаС детьми была проведена большая предварительная работа по созданию мотивации и интереса к дальнейшим событиям. Беседы, наблюдения с детьми в группе и на свежем воздухе. Были размещены объявления с обращением за помощью к родителямРодители активно откликнулись на предложенную идею: просматривали журналы, книги; велись споры; дети высказывали свои пожелания. Дети старших групп активно помогали взрослым: участвовали в посадке цветов, растений; дети младших групп тоже помогали взрослым.Авторы проекта работали сообща, разрабатывая цели, задачи, этапы проекта. Каждый разработчик вносил своё видение процесса работы по проекту. В результате проект получился ярким, насыщенным и многогранным.В процессе формирования окружающей среды педагоги пытались приобщить детей к созидательному творчеству, воспитать чувства патриотизма и любви к родному городу.В процессе реализации проекта с детьми был проведен конкурс детских рисунков «Красивая клумба».На заключительном этапе в рамках детского сада проводилась презентация клумбы. В августе у нас был большой праздник! (Приложение 1).После детских номеров, воспитатели и дети всех групп презентовали свою работу (Приложение 2).Было весело и душевно!Ожидаемые результаты работыРезультаты 1 этапа:- решение вопросов по организации проекта;- утверждение проекта;Результаты 2 этапа:- план действий команды;- составление схематического плана цветочной клумбы;- отбор материала, необходимого для реализации проекта;- выращивание рассады;- реконструкция клумб с использованием посадочного материала;- благоустройство цветников;- эстетическое состояние клумб.Результаты заключительного этапа:- у детей повысился уровень основ нравственного воспитания, эстетического вкуса, любви к природе;- совместными усилиями создана экологически благоприятная среда на территории ДОУ;- установлено благоприятное сотрудничество детей и взрослых;-реализован проект с помощью имеющихся материалов и оборудования.- презентация клумб и совместный праздник (Приложение 3).Список литературы1. Иванова А.И.Живая экология [Текст]: Программа экологического образования дошкольников/ А.И. Иванова - М.: «ТЦ Сфера», 2000. -79с.2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: сценарии занятий/Н.В. Коломина-М.: «ТЦ Сфера», 2003.-144с.3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: учебное пособие/Н.С.Николаева - М.: Издательский центр «Академия»,1999. -184с.4. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.Н., Тропинка в природу [Текст]: экологическое образование в детском саду/В.В. Смирнова, Н.И.Балуева, Г.Н. Парфёнова-Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2001 - 208с.5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов/Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова-Ярославль: «Академия развития»,1998.-240с.Приложение № 1Перед началом праздника звучат детские песни. Территория детского сада празднично украшена. Дети собираются и рассаживаются на места. Праздник ведут взрослые — Ведущая и Хулиган. * * *Ведущий Кто ответит, почему же Так красиво все вокруг? И куда мы ни посмотрим — Слева друг и справа друг! Очень весело сегодня, Песни звонкие звучат,Потому что праздник лета Отмечает детский сад! С летом я вас поздравляю! Счастья, радости желаю!Группы ребят поют любую веселую песню о лете на усмотрение музыкального руководителя.После под музыку появляется Хулиган с рогаткой в руке, рюкзаком за спиной.ХулиганЧто-то ни зверей, ни птицСегодня не видать,А мне срочно нужноНовую рогатку испытать.Чем заняться?Лес совсем пустой...(Обращает внимание на мухомор.)Наконец-то! Мухоморчик. Словно вырос предо мной. Ну-ка, я для интереса Пну его слегка ногой.Пинает мухомор. Тот возвращается к нему обратно. Хулиган машет руками, отбивается.Чего дерешься-то? (Грозит кулаком.)Ну, поплатишься своей ты головой! Не позволю издеваться над собой!(Успокаивается.Вытирает пот со лба.)Фу... устал... Пора передохнуть, Подзаправлюсь я, как следует, — И снова в путь.На специально оформленной полянке Хулиган располагается на отдых как самый нерадивый турист. «Рвет» цветы, разбрасывает пакет, бутылку, стаканчик из-под йогурта. Поднимается с бутылкой в руках.Вот отдохнул. Могу идти,А бутылка — лишняя в пути.(Замахивается, чтобы ее бросить.)Ведущий. Постой, постой! Что ты делаешь? Прямо хулиган какой-то!Хулиган. А откуда вы знаете, как меня зовут?В е д у щ и й. Да не знаю я твоего имени.Хулиган. Ну-ну, вы же сказа ли: «Хулиган». А меня так и зовут.В е д у щ и й. Но это же плохое имя!Хулиган. А мне очень нравится.Ведущий. Как же оно может нравиться? Ты посмотри вокруг, сколько бед натворил. Похоже, испортил ребятам настроение.Хулиган. Да я ничего такого не сделал. Ну, намусорил не много, помял цветы. Неужели вы никогда не мусорите?Ведущий. Конечно, нет! Не только не раскидываем мусор, но даже используем его.Хулиган. Это как же?Ведущий. А вот оставайся на нашем празднике и узнаешь. Итак, объявляю о начале праздника «Лето, ах, лето»!Называется фамилия и имя ребенка (так как дети из разных возрастных групп, от второй младшей до подготовительной, а общее количество групп — пять), название поделки.Демонстрация поделок из бросового материала, подбор музыки на усмотрение музыкального руководителя.Хулиган. Браво! Какие все красивые, а поделки... Неужели это все из того, что я выбросил?Ведущий. Конечно.Ведущий. Хулиган... Ой! Не могу я тебя так называть!Хулиган. Да и мне неловко стало.Ведущий (детям). Ребята, а давайте придумаем этому мальчику имя.Ребята называют имена. Какое чаще повторяется, тем и назовем Хулигана. Хулиган превращается в Мальчика.Мальчик. Вот спасибо! Очень мне нравится быть... (Называет имя.) А можно мне с ребятами сыграть?Ведущий. Конечно, можно! Играют все дети.Игра «Давайте все делать, как я»Ведущая обращает внимание на Мальчика, который с лейкой в руках ходит вокруг полянки.Ведущий (называет Мальчика по имени). Что случилось?М а л ь ч и к. Не растет.Ведущий. Что не растет?Мальчик. Волшебный цветок.Ведущий. М-м-м?Мальчик. Мне бабушка говорила, что если человек совершает добрый поступок, то вырастает волшебный цветок.Ведущий. Я вижу в руках у тебя лейку, значит, ты полянку полил и до этого еще пару добрых дел совершил.Мальчик. Значит, это все зря?Ведущий. Ничего ни зря. Просто нужна помощь друзей. Я уверена, что наши ребята умеют дружить по-настоящему. И они тебе помогут.Ведущая проводит любую игру с ребятами (со всеми) по выбору музыкального руководителя.Звучит музыка. Все обращают внимание на цветок.А теперь, чтобы это волшебство не развеялось, ребята старших групп споют песню «Настоящий друг».Дети исполняют песню «На стоящий друг» (муз.Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) или любую другую песню о дружбе на выбор музыкального руководителя.МальчикПрошу простить меня за то, Что делал много бед! Я обещаю на Земле Оставить добрый след! Природу буду охранять, От злых поступков защищать.Ведущий. Молодец! МальчикМы любим лес в любое время годаИ слышим речек медленную речь...Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь!ВедущийВ лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить...Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!МальчикЛетят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре туманно дым... Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!ВедущийПрекрасный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда...Природой называется все это, Давайте же любить ее всегда!Все вместе произносят волшебные слова, и полянка становится «сладкой». Взрослые угощают сладостями всех ребят.После угощения, воспитатели и дети презентуют свою клумбу. Праздник заканчиваетсяПриложение № 2Презентация клумбыЛетела сорокаГостей созывалаНа презентацию клумбы всех приглашала.Все прибежали и ответ держать стали.Растения украшают жизнь людей, радуют их своими красками, ароматом и красотой. Люди не хотят лишать себя общения с природой. Они разбивают на улицах клумбы, ухаживают за ними, наблюдают за ростом и цветением растений.Сегодня день настал чудесный, Сегодня мы расскажем вам,О нашей клумбе распрекрасной, Как мы цветы садили в ней!Всё то, что было здесь в начале, Уже не будем вспоминать, о том, как выглядит сейчас клумба, ребята могут показать.Мы цветочки нежные, самые прилежные.В этой клумбе мы росли, и все лето мы цвели.И расскажем вам сейчас, что наша клумба высший класс!Посмотрите все на нас!!!Сейчас наша клумба сияет Похожа она на лужок, Всех прохожих встречаетАроматом душистых цветов!Если хорошенько поглядеть вокругВсегда найдется дело для умелых рукВо дворе кипит работаДети клумбу поливают,Воспитатели клумбу украшают.Я знаю - клумба будет,Я знаю - саду цвесть,Когда такие люди в детском саду есть!Не ленились детки с нами,Клумбу смастерили сами,Воспитатели Землю вскопали,Граблями пригладили,Все комочки разбили.А потом цветы посадили.Дети следили за цветами,Каждый листик берегли,С каждым листиком зеленымМы возились, как могли,Цветочки, цветочки, цветочки,Росли, росли, росли.Детки их водою поливали,Сорняки вырывали.Стала наша клумба загляденье! Полюбуйтесь на неё! Поднимает настроенье Всем, кто к ней ни подойдёт.Если б на клумбе расцвели Только белые цветы, Любоваться бы устали Ими вскоре я и ты, Если б на клумбе расцвели Только желтые цветы, Мы с тобой скучать бы стали От подобной красоты. Хорошо, что есть ромашки, Флоксы, астры, цинииОдуванчики, фиалки, Маргаритки, огоньки.Сколько красок уместилось, Просто глаз не оторвать! Будто радуга спустилась К нам цветы разрисовать.Мы цветочки рвать не будем И другим сказать спешим: Пусть приносят радость людям Всем - и крохам, и большим!Круглые клумбы цветами пестрят, Двор украшают и радуют взгляд... Но не топчи и не порти цветы, Если - к тому же! – Садил их не ты... Нужен букет, так иди, покупай, Только вот с клумбы цветы не срывай! Все красотой любоваться хотят-Клумбы прохожим радуют взгляд...Презентация:В оформлении клумбы участвовали практически все родители, воспитатели и дети на ее изготовление ушло немало времени, но в основном мешала погода.Изготовлена клумба в виде секторов, основа которых состоит из растений одного вида. Радует глаз разнообразие расположенных цветов на клумбе. Цветы подобраны по качествам: красивые, не прихотливые, долгоцветущие, морозоустойчивые...О клумбеУмелых рук прекрасное творенье, Вы радуете наш пытливый взор, Цветов искусное переплетенье, Невиданный никем досель узор. Ну надо же вот так придумать, Все распланировать, вскопать и посадить, Чтоб клумбы радостью наш садик украшали, Могли весь год цвести и вместе с нами жить! Мне хочется от всех неравнодушных, Под звуки муз, оркестрами гремя, Сказать спасибо этим светлым людям. За их уменье, труд и чудные дела!!!Приложение № 3Разминка«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»Педагог. В волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.А какие вы знаете цветы? (Выслушать ответы детей.) Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой (педагог имитирует полив, можно посыпатьнемного конфетти), и вы превратитесь в цветы.Ты, волшебная водица, Лейся на головки. Превращай скорее деток В разные цветочки.Что-то моя вода не подействовала. Помогите мне. Повторяйте за мной: «Розы, розы (2 хлопка), васильки (3 притопа), мы — волшебные цветы» (разводим руками).Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья резные!Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками-листочками.Цветы вырастают из маленького семени.Покажите, какой величины это семечко. А какой вели чины цветы из него вырастают, покажете?Представьте, что пока вы — маленькое семя, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик, и росток стал подниматься все выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно!Приложение № 4Гимнастика«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТЫ»Приложение № 5«Цветочек»Ребята, наступила весна. Скоро расцветут первые цветы. Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника.Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик каждый из вас. Он еще закрыт.Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Под снежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается.Но вот раздались чьи-то шаги. Это идет человек.Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и по шел дальше.И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь закроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».Приложение № 6Схематический план клумбы.Приложение № 7Текст обращения к семьям воспитанников:Дорогие друзья!Приглашаем принять участие в акции "Сделаем наш детский сад красивым!" всех взрослых, неравнодушных к делу дошкольного воспитания.Только вместе мы можем воспитать внимательных, добрых, испытывающих радость от совместной со взрослыми деятельности детей.Если Вы принесете семена и рассаду, посадите цветы, то ребёнок, проходя мимо, будет гордиться: "Это сделал (а) мой папа (мама)!"Убедительно просим Вас принять участие в акции.