Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Шарашкина Вера Николаевна


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья
КОНСПЕКТ
урока живого мира в 3 классе
тема: Дикие животные. Медведь
разработала:
учитель начальных классов
Шарашкина В.Н.
г. Менделеевск, 2017г.
Цели:
Образовательные:
Формирование знаний учащихся о диком животном – медведе.
Развивающие:
коррекция мышления, внимания, памяти на основе упражнений, развитие навыков звукового произношения; развитие речи учащихся, (уточнение, обогащение словаря, развитие звуковой культуры речи, лексико - грамматического строя речи, связной речи); развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, карточки, карточки с домашним заданием, календарь природы с карточками, предметные картинки с изображением животных.
Ход урока
Орг. момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Рапорт дежурного. Кого нет сегодня?
Работа с календарем природы. слайд
- Какое сегодня число, день недели, месяц?
- Составьте рассказ о погоде, используя карточки.
(отметить в календаре природы)
Артикуляционная гимнастика
- Начнём урок развития речи с гимнастики: "язычок – маляр". лошадка, футбол
- Повторите за мной чистоговорку и подберите подходящее слово ко второй её части:
ра- ра - ра - начинается ….. (игра) слайд
жа – жа – жа - есть иголки у … (ежа)
су – су – су - серый волк живёт в … (лесу)
- А кто ещё живёт в лесу? (волк, медведь, лось, кабан, бобры,белка, тетерев…)
Повторение пройденного.
Фонограмма звуков леса.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу. Слайд с правилами картинками.
Но прежде вспомним, как должны вести себя люди, что бы не навредить лесу и его обитателям? ( -нельзя выбрасывать мусор, ломать ветки и рвать цветы, шуметь, разорять муравейники , ловить бабочек, нужно быть осторожными с огнём…)
- Молодцы! Отправляемся в путь! Но в лесу нам могут повстречаться разные животные: и добрые, и злые. Что бы подготовиться к встрече с ними, выполним задания.
1. На экране появляются рисунки:
Волк, корова, заяц, лиса.
- Какое животное лишнее? Почему?
(корова – домашнее животное, а остальные – дикие)
- Проверим. На экране: волк, заяц, лиса,
2. – Запомните, в каком порядке стоят животные. Первый – волк, второй –заяц третья –лиса. В течении урока, наши животные будут гулять по лесу, но свои места не запомнят, кто-то из них поменяется местами. В конце урока проверим что изменилось?
3. Загадка На экране: Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. ( ёж)
На экране появляется картинка - ёж.
- Почему ежа назвали "недотрога"? (до него нельзя дотронуться т. к. он колючий).
- А ещё, ребята, "недотрогой" называют обидчивого, капризного человека.
До него тоже нельзя дотронуться ни рукой, ни сказать ему лишнего слова. Он сразу обижается, отказывается играть с вами.
- Итак, на прошлом уроке мы говорили о еже. Проверим, сможете ли вы узнать ежа по описанию.
Поднимайте руки, когда услышите правильную фразу о еже и хлопайте, когда фраза не правильная.
- Ёж живёт в лесу.
- Тело ежа покрыто мягкой шерстью. ( Не правильно, - Тело ежа покрыто иголками.)
- Он любит насекомых, грибы, желуди.
- У него есть два крыла. ( Не правильно, - У ежа четыре лапки.)
- Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног.
- ежик бегает зимой (нет).
Физ. мин. Офтальмотренинг.
Глазки наши подустали и пора им отдохнуть.
Объяснение нового.
а) вводная беседа, сообщение новой темы.
Отгадав загадку, вы узнаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Он в берлоге спит зимой слайд
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна…………………. (медведь)
Давайте прослушаем как рычит медведь.
Включаю запись медвежьего рёва.
- Вот мы и повстречались с очень опасным животным – медведем.
Слайд
На экране картинка - медведь. Сегодня мы будем говорить о буром медведе. Тема нашего урока – Бурый медведь. Медведя знают все. А что значит бурый?
- Сегодня на уроке вы узнаете об этом. А ещё нам нужно запомнить какие у него тело, лапы, морда, шерсть, чем он питается, где живёт. Вы готовы?
б) рассказ учителя.
Медведь - хозяин леса. Это очень крупное (что значит крупное -большое), сильное животное.
В высоту он может достигать 2 – 3 метров. Одним ударом лапы он может сломать спину лосю. У медведя вытянутая морда, маленькие глаза, маленькие уши, короткий хвост.
- Какого цвета мех у медведя? (коричневый)
- Правильно, но на самом деле он бурый, т.е. коричневый в смеси с красным цветом. Теперь вы понимаете, почему мы говорим о буром медведе? Это значит, что мы говорим о коричневом медведе.
- А ещё какого цвета бывают медведи? (белые) – Слайд
- А белого медведя можно встретить в нашем лесу? (нет)
- Белые медведи живут в снегах, а бурые живут в лесах. (Показать на глобусе)
- Они похожи? Чем? ( у них похоже тело, т.д.) Слайд
- Чем они отличаются? (цветом) - Что медведь делает зимой? (Зимой медведь спит.)
- Где, в чём спит зимой медведь? (берлога)
Берлога - вывожу определение на экран. Слайд
Берлогу медведь находит заранее и обустраивает её, укладывая травой и листьями. Берлогой может стать большая яма под корнями деревьев, свалившиеся в кучу деревья, небольшие пещерки в скалах. Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Зимой у медведицы в берлоге появляется потомство.
- Как называют детей медведя? (медвежата)
- Медвежата рождаются очень маленькими и до весны подрастают, питаясь всю зиму молоком матери.
Медведицы нежные матери – три года они неразлучны со своими детёнышами: растят, воспитывают и обучают их. Три зимы медвежата спят в одной берлоге с матерью. И лишь потом расстаются.
- Чем питаются медведи?
Весной они предпочитают молодую хвою и траву. Летом и осенью – ягоды, фрукты, корешки. Любит мишка насекомых, мелких мышей, рыбу, птичьи яйца – всё, что можно добыть без усилий.
Медведь – хищник, потому что может охотиться на коз, овец, и даже на лосей. Но случается это очень редко, в основном весной, когда мало растительного корма. Медведь – большой лакомка. Мёд любит так, что даже имя своё получил из – за мёда. На экране: мед – ведь – ведает, т.е. знает, где мёд.
Физ. мин.
Закрепление.
а) обобщающая беседа:
- К какой группе животных относится медведь? Почему?
- Какого цвета шерсть у медведя?
- Какое у медведя тело, морда?
- Чем питается медведь?
- Как зимует медведь?
- Когда у медведя появляется потомство?
- Медведь хищник?
- Итак, мы много узнали о медведе. Попробуем рассказать о нём, используя деформированные предложения.
На слайде:
1. живёт, в, Медведь, лесу.
2. дикое, Это, животное.
3. медведя, У, морда, вытянутая, глаза маленькие.
4. покрыто, Тело, медведя, бурым, густым, мехом.
5. короткий, У, медведя, хвост.
6. спит, он, Зимой.
7. Летом, лакомится, и, медведь, корешки, грызёт, мёдом.
- Составьте полный рассказ о медведе.
Медведь живёт в лесу. Это дикое животное. У медведя вытянутая морда, маленькие глаза. Тело медведя покрыто бурым, густым мехом. У медведя короткий хвост. Зимой медведь спит. Летом медведь грызёт корешки и лакомится мёдом.
- Медведю понравилось, и он предлагает вам задания.
- Первое задание. Собери пазлы. Делимся на 2 группы. (раздаю деревянные пазлы). - Расскажи какого ты собрал.
- Второе задание, которое он просит выполнить. Впиши в клеточки названия сказок, где одним из героев является медведь
- Третье задание. Составьте голову медведя из геометрических фигур (резерв)
Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора нам возвращаться домой. Но для начала проверим вашу внимательность. Звери – то вернулись, но поменялись местами. Кто из животных поменялись местами? (лиса и волк)
Молодцы!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Оценивание.
- О ком мы говорили на уроке?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Где живет медведь? ( в лесу )
- За работу на уроке ставлю………., потому что……..
IX. Домашнее задание. На карточках.
Для учащихся 2 уровня.
Составьте предложения и запишите их в тетрадь.
1. живёт, в, Медведь, лесу.
2. дикое, Это, животное.
3. медведя, У, морда, вытянутая, глаза маленькие.
4. покрыто, Тело, медведя, бурым, густым мехом.
5. короткий, У, медведя, хвост.
6. спит, медведь, Зимой.
7. Летом, лакомится, и корешки, грызёт, мёдом.
Для учащихся 3 уровня.
Прочитай, спиши в тетрадь.
Медведь живёт в лесу. Это дикое животное. У медведя вытянутая морда, маленькие глаза. Тело медведя покрыто бурым, густым мехом. У медведя короткий хвост. Зимой медведь спит. Летом грызёт корешки и лакомится мёдом.
Резерв
Я подобрала слова – действия. Прочитаем внимательно.
На экране: спит зимой
лакомится (мёдом)
медведь
едет
грызёт (корешки)
- Что лишнее? Что не делает медведь? (едет)
- Проверим.
- Дополните предложения любыми из этих действий:
Зимой медведь ….. .
Летом медведь … и …….